Вход в Личный кабинет

Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Разделы: Преподавание литературы


Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)

Цели урока:

  • Обучающая - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
  • Воспитывающая - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
  • Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.

Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем сеть привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? - Репетилова). Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность.

– В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)

– Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)

– Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)

– Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую образует дверной проём)

– А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)

– Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)

– Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что-то особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.

– А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).

– Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове «она видела … что-то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна).

– Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века, Ян Грот, написал:

Полуоткрытое окно
ты для меня не отворяешь,
Не говоришь мне:
«Вот оно,
Все то,
О чем ты так мечтаешь!»
И облаком волос своих
Меня окутать
Ты не хочешь.
В глазах,
Как солнце, золотых
Лучи не блещут мне
Средь ночи…
Жизнь стала бременем давно.
Полуоткрытое окно.

В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к прежней активной деятельности.

Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается» (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.

(Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)

– Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом».

(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий, спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).

– Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

–  Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».

В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Литература:

    1. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
    2. Тургенев И.С. Избранные сочинения - М.: Худож. лит., 1987. (Б-ка учителя)
    3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том 3. – М.: Правда, 1987.
    4. Библиотека всемирной литературы. Советская поэзия. Том 1. – М.: Худож. лит., 1977.