Космическое воспитание. Лаборатория

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на “открытие” нового и развитие продуктивных форм мышления.

Для развития ребенка решающее значение имеет познавательная деятельность, которая понимается не как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Необходимо включать дошкольника в осмысленную деятельность, в процессе которой он сам смог бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, иметь возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Детское экспериментирование позволяет ребенку усваивать все прочно и надолго, потому, что ребенок не только слышит и видит, но и делает сам.

1. Тема: что исчезает быстрее.

Материал:

  • чистый сухой пузырек с крышкой,
  • маленький пробный флакончик (трубочка) с духами или туалетной водой,
  • баночка с крышкой,
  • баночка с водой,
  • чистое сухое полотенце,
  • горсть кукурузных палочек,
  • два ватных тампона размером с горошину.

Прямая цель: дать представление о том, что все жидкости испаряются, становятся газом.

Косвенная цель: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Возраст: 5- 7 лет.

Контроль: воспитатель

Мы знаем, что вода может испаряться. А другие жидкости? Сейчас проверим. Капнем на дно банки духами (туалетной водой) и быстро накроем крышкой. Немного подождем. Посмотрим, что произошло? Есть ли капелька на дне? Капля пропала, исчезла. Она улетучилась. Вещество, которое мы поместили в банку, испарилось: жидкость стала невидимым газом. Вещества вообще никогда не исчезают - они переходят из одного состояния в другое. Здесь из жидкого состояния в газообразное. Сейчас мы докажем, что духи не исчезли. Откроем банку. Из банки “разбегаются” невидимки - мельчайшие частицы душистого вещества.

Воздух в банке можно очистить. Для этого необходимо открыть банку, всыпать туда кукурузные палочки и быстро закрыть. Банку нужно встряхивать минут 10 - 15, пока не надоест. Теперь банку откроем, палочки высыпаем на блюдце. Понюхаем воздух в банке. Что мы замечаем? Запах духов стал слабее. А палочки? Их запах изменился.

Различные жидкости исчезают, испаряются с разной быстротой - один из ватных тампонов намочим водой, второй - духами (туалетной водой) и положим рядом на блюдце. Наблюдаем: какой скорее высохнет? Духи испарились раньше. Вывод: все жидкости испаряются, становятся газом, но некоторые быстрее, некоторые медленнее.

2. Тема: секреты воздуха.

Материал: банка с широким горлом, две небольших банки, прозрачный тазик с водой, картонная крышка немного больше воронки, маленькая пластиковая бутылочка с холодной водой и плотно вставленной в крышечку соломинкой, емкость с горячей водой, тканевая салфетка, салфетка из прозрачной ткани, акварельная краска любого цвета, небольшая яркая картинка или иллюстрация, воздушный шарик.

Прямая цель: предоставить детям возможность услышать, увидеть, почувствовать воздух.

Косвенная цель: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Возраст: 5-7 лет.

Контроль: воспитатель

Воздух - вещество. Воздух - невидимка. Сегодня мы попытаемся увидеть его, услышать и почувствовать.

Возьмем большую стеклянную банку с широким горлом и наполним ее водой. Чуть - чуть подкрасим воду акварелью. Теперь возьмем баночку поменьше. Такую, которая легко входит в большую. Крепко держим баночку за дно и осторожно, горлышком вниз, опускаем в подкрашенную воду. Что происходит? Вода в банку не входит. Что ей мешает? Ведь банка - то пустая! Или нет? Может быть там притаился воздух - невидимка? Можно его сделать видимым. Эту же баночку опустим вверх дном в тазик с водой. Прижмем горло баночки ко дну, а потом осторожно наклоним ее. Что мы слышим? Невидимка подает голос. Что мы видим? Пузыри выскакивают из баночки, движутся вверх, к поверхности воды и бульк - исчезают. Мы увидели и услышали невидимку. Попробуем это сделать еще раз. Нальем в таз горячей воды, поместим большую салфетку. Достанем из холодильника бутылочку с трубочкой. Опрокинем ее в банку с водой так, чтобы конец трубки оказался под водой. Обернем бутылочку горячей салфеткой. Что происходит? Воздух подает голос... Почему ему стало тесно в бутылке? Холодный воздух занимает меньше места, его помещается в бутылку очень много. Горячая салфетка нагрела стенки бутылки, от них стал теплее и воздух. И воздух решил выбраться из бутылки.

Посмотрите на картинку. Все разглядели. Между нами и картинкой - воздух. Он прозрачный, бесцветный, поэтому картинку видно. Поставим на картинку банку с водой. Посмотрите. Все рассмотрели, но вода менее прозрачна, чем воздух. Поместим перед картинкой легкую ткань. Трудно разглядеть картинку. Ткань не прозрачна. Вывод: воздух везде, он вокруг нас; он прозрачный, бесцветный; воздух видно, слышно, он легче воды.

3. Тема: какие бывают почвы.

Материал: стеклянная банка с остатками пережженной почвы и водой, бумажные салфетки, ведерки с чистым песком и сухой просеянной глиной, чистые стеклышки по количеству детей, листы А - 4 по количеству детей со щепотками песка и глины, емкости с песком и глиной, увеличительные стекла - 1 на пару, 3 небольшие емкости для замешивания “теста из песка и глины”, два маленьких мерных стаканчика, две спичечные коробочки, палочка, небольшой поднос.

Прямая цель: в состав почвы входят разные вещества - глина и песок.

Косвенная цель: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Возраст: 5-7 лет.

Контроль: воспитатель

На столе перед каждой парой детей разложены маленькие емкости, листы бумаги А 4, стеклышки, Мы оставили в банке пережженную почву. Сверху вода. На дне то, что осталась от почвы. Осторожно солью воду. Палочкой зацеплю вещество и разложу в емкости. Помните пальцами, понюхайте. Что это? (для притирки пальцев использовать бумажные салфетки). Конечно, это глина. Вода отделила ее от песка. Песок осел раньше – оказался ниже, на самом дне.

Возьмите щепотку сухой глины и потрите между пальцами. Потом потри между пальцами песок. Что мы заметили? Глина состоит из пылинок. Песок состоит из песчинок. Рассмотрите через увеличительное стекло песок. Песчинки разной формы и размера. Они отличаются друг от друга. А пылинки? Все одинаковые.

Возьмите совсем немного сухой глины и потрите ею стекло. Посмотрите на свет: не появились ли на стекле царапины. Нет. Положите на стекло несколько песчинок, потрите стекло песком. Посмотрите на свет: не осталось ли на стекле следов. Остались. Почему на стекле от песка остаются царапины, а от глины - нет?

Вывод: глина состоит из пылинок, песок - из песчинок; в состав почвы входит глина и песок. Количества песка и глины в разных почвах различно: если больше песка, почва называется песчаной, если глины - глиняной.

4. Тема: солнечные зайчики

Материал: зеркальца по количеству детей, источник света, возможно солнечные лучи.

Прямая цель: дать детям представление о том, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях не только при свете; научить отражать свет зеркалом (пускать зайчиков).

Косвенная цель: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Возраст: 5-7 лет.

Контроль: воспитатель

Не смотрел в окошко - был один Антошка,
Посмотрел в окошко - там второй Антошка!
Что это за окошко, куда смотрел Антошка?

Да, это зеркало. Посмотрите в зеркало, что вы там видите? Свое изображение. Посмотрите, что происходит (направляю луч света на зеркало). Появился “зайчик”. Почему? Зеркало отражает луч света и само становится источником света. Спрячьте “зайчика” ладошкой. Поиграйте с “зайчиком” в прятки и догонялки на стене. Легко? Управлять “зайчиком”, передвигать его по стене, играть с ним трудно. Почему? Даже от небольшого движения зеркала “зайчик” перемещается на стене на большое расстояние. А сейчас перейдем в другую комнату.

Попробуйте поймать “зайчика” Его нет. Почему? В комнате темно, нет яркого света, зайчики не появляются.

Вывод: на гладких блестящих поверхностях возникает отражение, и не только при свете; при отражение света зеркалом возникают “зайчики”

5. Тема: волшебная рукавичка.

Материал: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, металлическая иголка, два бумажных самолетика: один их которых металлической иголкой, подвешенных на вешалку, стакан с водой.

Прямая цель: закрепить представление о способности магнита притягивать некоторые предметы.
Косвенная цель: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Возраст: 5-7 лет.

Контроль: воспитатель

Сейчас я вам покажу что - то интересное - беру рукавичкой мелкие металлические предметы, разжимаю - предметы не падают. Беру рукавичкой мелкие предметы их других материалов - дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага - рукавичка перестает быть волшебной. Почему это происходит? (При рассматривании рукавицы обнаруживается магнит). Сейчас я поднесу волшебную рукавичку к самолетам. Что происходит? Почему? Да, в одном из самолетов металлический предмет, в другом самолете его нет.

А что произойдет с металлической иголкой? (“Нечаянно” уронила иголку в стакан с водой). Как достать иголку из воды?

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

6. Тема: почему все звучит.

Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, балалайка, большая стеклянная емкость с водой (аквариум), камешки, ватные тампоны для ушей по 1 на ребенка, банки 1 л с водой по одной на пару детей.

Прямая цель: закрепить представление о причинах возникновения звуков, о понятие распространения звука и передачи его на расстоянии.

Косвенная цель: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Возраст: 5-7 лет.

Контроль: воспитатель

Почему предмет начинает звучать? Сейчас мы проделаем опыты и выясним это. Есть ли голос у деревянной линейки? Да, если ее не трогать она не звучит. Один конец плотно прижмем к столу, за свободный конец дергаем - возникает звук. Что происходит в это время с линейкой? Она дрожит, колеблется. Остановим рукой линейку - звук прекращается. А сейчас я подергаю струну балалайки - она дрожит и издает звук. Зажму ее рукой - заставлю замолчать.

Сверните лист бумаги в трубочку, не сжимайте ее, держите пальцами, дуйте в нее легко. Что вы слышите? Звук. Что вы чувствуете? Дрожание. Вывод: звучит то, что дрожит, колеблется.

Почему мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от звучащего предмета к человека. Это происходит вот так: бросаем камешки в емкость с водой. Что мы увидели? По воде расходятся круги. То же самое происходит и со звуками, только звуковая волна невидимая.

А сейчас по очереди выполните опыт: один из вас прижмет ухо к банке с водой, а второе ухо закроет тампоном: другой осторожно бросает камешки. Первый должен угадать, сколько камешков брошено в воду и как он догадался.

Вывод: звуки передаются по воде.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия
высокий Познавательное отношение устойчиво; ребенок проявляет инициативу  творчество в решении проблемных задач Самостоятельно видит проблему;активно высказываетпредположения; выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения; широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением Действует планомерно; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности; в диалоге со взрослым поясняет ход деятельности; доводит дело до конца Формулирует в речи достигнут или нет результат; замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делает выводы.
низкий В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого; ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью сверстников, взрослого. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств; проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам; аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.