Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок географии по теме "Москва — столица России"

Разделы: Преподавание географии


Тема: Москва – столица России.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать представление об ЭГП Москвы, главных направлениях хозяйственного развития города, основных функциях Москвы;
    • закрепить понятия: функции городов, городская агломерация.
  • Развивающая:  
    • развивать умения показывать на карте Московскую городскую агломерацию;
    • объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;
    • развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять схемы, навыки географических исследований, интерес к изучаемому предмету, творческие способности учащихся;
    • совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность.
  • Воспитательная:
    • формировать национальное самосознание, гордость за Отечество;
    • содействовать развитию умения общаться между собой;

Оборудование:  социально-экономическая карта Центральной России, Физическая карта России,  А.И Алексеев: География России: учеб. для 8-9 кл.,  карта Атласа 9 кл. с.34, 36,  Ром В.Я., Дронов В.П: учеб. для 9 кл. География России,  компьютерная презентация « Москва – столица России”(Приложение 2), карточки-задания, карточки рефлексии на каждого ученика (Приложение 1) ,  дополнительный материал о Москве  , сигнальные карточки – флажки,   песня О. Газманова «Москва, звонят колокола»,  набор иллюстраций по теме , размещенный на  компьютерах.

Форма урока: работа в группах  за компьютерами 

Тип урока: практикум 

План урока.

1 этап. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы. Организационная часть: название темы урока, формулировка целей урока.        2 этап. Технологический (выполнение заданий).
3 этап. Практическая реализация проекта.
4 этап. Внесение необходимых изменений
5 этап. Заключительный – на доске выписаны цели урока (закрыты от учащихся):

Знать: ЭГП Москвы, главные направления хозяйственного развития города. Основные функции Москвы.                                                                                                                              Уметь: показывать на карте Московскую городскую агломерацию, объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны.

Дети входят в класс под песню О. Газманова «Москва, звонят колокола». 

ХОД УРОКА

                                                                       Деятельность учителя Деятельность детей
1 этап. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы.
 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Слайд №1

Приложение 2.Слайд №2 Юрий Долгорукий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.Слайд №3 (проблемные вопросы)

 Оргмомент

– Города – удивительное творение рук, ума, таланта человека.  Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля».
Как вы понимаете смысл этих слов?
Объявление темы, цели.

Тема нашего урока : Москва – столица России.
– Как вы думаете, почему нам нужно изучить эту тему?
– Сегодня вы совершите увлекательное заочное путешествие по столице нашей Родины – Москве.
– Сформулируйте цели урока.

Корректирует цели и открывает их запись на доске  

Читает тест на слайдах

Москва, Москва... люблю тебя как сын, 
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный. 
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном, 
Померяться главою и обманом 
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал 
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Древние греки рассказывали о дивной красоты птице, несколько напоминавшей орла: она жила 500 лет, а состарившись, сжигала себя в гнезде. Из пепла немедленно возникал новый Феникс, который жил ещё 500 лет, и т.д. В истории Москвы похожий сюжет повторяется многократно: город то и дело исчезал в пламени очередного пожара, но всякий раз возрождался из пепла.

Читает текст  и показывает иллюстрации с видами Москвы

Ты, как мученик. горела, 
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурно-пламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною.
И из пепла ты восстала
Неизменною!

Москва оказалась живучей как птица Феникс.   Этим она обязана не волшебству, а своему географическому  положению.

Вопрос: Какие особенности ГП Москвы способствовали превращению её в собирательницу русских земель и затем в столицу русского государства?

Сообщает о порядке работы на уроке (постановка проблемы)

Представьте, что вы являетесь рекламными агентами туристической фирмы. Вам необходимо сделать рекламу
путешествия по Москве,  выпустив буклеты
«Москва – столица России» . Вы будете работать  в группах по 4 чел. У каждой группы  на столах  лежит задание (Приложение 1). Ваша задача, пользуясь различными источниками информации, выполнить творческую работу, рекламируя различные  стороны жизни столицы. Затем по одному представителю от каждой груп