Конспект занятия по обучению грамоте в выпускной группе МДОУ по сказке "Белоснежка и семь гномов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  1. Продолжать развивать потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания, самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать;
  2. Активизировать использование синонимов и антонимов, характеризующих нравственные качества;
  3. Совершенствовать умение согласовывать слова в роде, числе и падеже, произносить слова со звуками с и з отчётливо и внятно, выделяя голосом;
  4. Вырабатывать умение пользоваться голосом;
  5. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение полно и последовательно пересказывать художественный текст;
  6. Совершенствовать умение звукового анализа слов;
  7. Закреплять умение детей решать математические задачи на «сложение», «вычитание», умение работать по план - схеме;
  8. Воспитывать у детей сочувствие, желание придти на помощь.

Материал и оборудование

Модель сказки, план – схема, игрушка «Гномик», ёлка, деревянный домик.

Предварительная работа

Слушание сказки «Белоснежка и семь гномов», работа по план – схеме, дид. игра «Звуковая карусель».

Ход занятия

Дети наводят порядок в группе, вдруг в книжном уголке замечают гномика.

Дети: Ой, здесь гномик сидит.

Воспитатель: И правда, ребята. Но он почему-то такой грустный. Что же случилось?

Воспитатель подносит гномика к уху.

Воспитатель: Ребята, оказывается гномик заблудился. Он не знает откуда пришёл, из какой сказки и как теперь ему попасть обратно в сказку.

Как нам помочь гномику?

Вдруг замечают, что у гномика в колпачке что-то есть. Дети находят модель сказки и план-схему. Воспитатель берёт модель сказки.

Воспитатель: Ребята, что это такое, я никак не могу понять?

Ответы детей. Дети догадываются, что это сказка «Белоснежка и семь гномов».

Воспитатель: А кто написал эту сказку?

Дети: Братья Гримм.

Воспитатель: Правильно ребята, эту сказку написали немецкие сказочники братья Гримм.

Воспитатель обращается к гномику.

- Ну что, ты вспомнил из какой сказки к нам попал?

Воспитатель: Гномик говорит, что он не совсем вспомнил.

Ребята, а может нам надо напомнить содержание этой сказки гномику?

Дети начинают пересказывать содержание. Вдруг гномик начинает радостно подпрыгивать.

Воспитатель: Ребята, смотрите, как радуется гномик. Он вспомнил из какой сказки к нам попал. Оказывается, пока они с братьями были на работе, Белоснежка потерялась. Он пошел её искать и заблудился. Ну вот, что же теперь будем делать?

Ответы детей. Они решают проводить гномика обратно в сказку. Но как?

Вдруг дети замечают план – схему.

Дети: Можно по плану найти дорогу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно вы решили.

Рассматривают план – схему, определяют направление.

Отправляются в путь. Доходят до первого препятствия. Дверь не открывается.

Воспитатель: Чтобы дверь открылась, нам надо выполнить задание. Находят задание (на обратной стороне кленового листочка написано задание):

Какой была королева – мачеха в сказке?

Дети: Королева – мачеха в сказке была злой, гордой, надменной, жестокой.

Воспитатель: Да, ребята, мачеха была такой.

Какой была Белоснежка?

Дети: Белоснежка была доброй, красивой, трудолюбивой, ласковой.

Какими были гномики?

Дети: Гномики были добрыми, весёлыми, трудолюбивыми.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием вы справились хорошо. Вот и дверь открылась. Можем идти дальше, но куда?

Дети: Надо посмотреть на план.

Рассматривают план. Затем отправляются в дорогу. Доходят до следующего препятствия.

Воспитатель: Ребята, в плане указано, что здесь тоже спрятано задание, мы должны его найти и выполнить. Только тогда сможем отправиться дальше. Дети находят задание в ягодке. Там загадки про зиму, солнце, снежинку, звёзды.

Ребята, слушайте, загадку:

- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Дети: Это зима.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь скажите, какой первый звук вы слышите в слове зима? Никита, скажи, пожалуйста.

Никита: Вначале слова зима слышен звук з.

Воспитатель: Молодец, правильно ответил. Слушайте следующую загадку.

- Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Правильно, это солнце. А какой звук слышится вначале слова?

Кристина, скажи, пожалуйста.

Кристина: Вначале слова солнце слышен звук с.

Воспитатель: Правильно, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Слушайте третью загадку.

- Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.

Дети: Звёзды.

Воспитатель: Да, ребята, это звёзды. Денис, скажи, пожалуйста, какой звук ты слышишь вначале этого слова?

Денис: Вначале слова звёзды слышен звук з.

Воспитатель: Молодец, правильно.

А теперь слушайте следующую загадку.

- Белая звёздочка с неба упала,
мне на ладошку легла –
И пропала.

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Правильно, это снежинка. А какой звук слышен вначале слова?

Наташа, скажи, пожалуйста.

Наташа: Вначале слова снежинка слышен звук с.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Теперь смотрим, куда нам идти дальше.

Доходят до следующего препятствия.

Задания спрятаны за грибочком. Дети находят. Воспитатель читает задание:

- Надо найти звук, который потерялся?

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца, а внизу картинки клеточки для букв, здесь спрятана буква з, дети правильно находят. Воспитатель показывает другую картинку, где изображена лиса. Здесь нет буквы с. Дети находят спрятанную букву. Затем воспитатель показывает картинку с совой. Здесь тоже спрятана буква с. Дети быстро справляются с заданием. Воспитатель показывает картинку с изображением стрекозы. Здесь спрятаны две буквы с и з. В пустые клеточки дети вписывают эти буквы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро и правильно выполнили задание. А теперь надо придумать слово со звуком с вначале, в середине слова.

Дети придумывают слова: Санки, стол, соль, роса, лиса, усы.

А теперь придумайте слово со звуком з вначале и в конце слова.

Дети произносят слова: Заяц, звонок, зебра, мороз, воз.

Ребята, послушайте чистоговорку: Са – са – са – залетела к нам оса.

Скажем все вместе на одном выдохе.

Воспитатель предлагает одному ребёнку произнести громко, другому тихо.

Воспитатель: Света, произнеси громко. Егор, а ты произнеси тихо.

Далее воспитатель произносит чистоговорки:

Су – су – су –в лесу мы видели лису.

За – за – за – прилетела стрекоза.

Зу – зу – зу – мы поймали стрекозу.

Воспитатель так же предлагает произнести на одном выдохе, громко и тихо.

А теперь послушайте предложение.

- Белоснежка варит суп. В каких словах есть звук с?

Дети: Звук с есть в словах Белоснежка и суп.

- Злая мачеха смотрит в зеркало. В каких словах есть звук з?

Дети: Звук з есть в словах злая и зеркало.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как хорошо вы справились с заданием. Смотрим на наш план и идём дальше. Доходят до болота. Решают, как будут проходить по кочкам. На кочках наклеены цифры от 1 до 10. Дети проходят , наступая на эти кочки по порядку. В конце болота лежит задание на решение математических задач. Воспитатель читает:

Во дворе четыре кошки
Тихо спрятались в лукошке,
Их одна пошла искать.
Сосчитай-ка кошек.

Дети: пять.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Три да три – сложите, дети.
- Не могу, - Андрей ответил.
Громко за дверьми тотчас
Гавкнул пёс подряд…

Дети: Шесть раз.

Воспитатель: Правильно.

Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?

Дети: 7, потому что 2 только погасли.

Воспитатель: В корзине было 8 яблок, 2 яблока утащил ёж, сколько яблок осталось в корзине?

Дети: Осталось 6 яблок.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно всё решили.

Затем вновь рассматривают план и идут дальше. Доходят до ёлки, на веточке находят задание. Дети берут конверт, воспитатель читает.

Воспитатель: Ребята, здесь спрятано слово, мы его должны найти. Я знаю, что вы и с этим заданием справитесь.

Дети садятся на стульчики. На доске висит задание. Дид. игра «Звуковая карусель».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько букв в этом слове должно быть?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Да, здесь шесть букв.

Под каруселью находятся пустые кармашки, всего 6.

На карусели наклеены картинки с изображением животных и птиц. под картинками – цифры.

На первой картинке изображён гусь, под ним – цифра 1.

На второй – слон, с цифрой 4. На третьей – волк, с цифрой 3. На четвёртой – медведь, с цифрой 1. На пятой – лиса, с цифрой 2. На шестой – кит, с цифрой 1.Дети определяют, какая буква находится по счёту в данном слове. в итоге получается слово гномик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно нашли это слово. Прочтите, пожалуйста, это слово.

(Дети читают)

Ну, а теперь смотрим на план и идём дальше. Доходят до домика, оттуда выходит Белоснежка.

Белоснежка: Здравствуйте, дорогие ребята, милый гномик. Как я рада, что вы нашли и привели гномика. Спасибо вам за это. Какие вы молодцы, преодолели все препятствия.

Воспитатель: Мы очень рады, что смогли справиться с трудностями и вернуть гномика. Правда, ребята?

Дети: Да, мы очень рады за гномика.

Воспитатель: Вот по этому поводу наши ребята хотят исполнить песню про гномика.

(песня «Пёстрый колпачок»)

Вдруг Белоснежка после песни загрустила.

Воспитатель: Что случилось, Белоснежка, почему ты загрустила?

Белоснежка: Ребята, мне грустно оттого, что мы с гномиком не можем попасть обратно в сказку, не можем встретиться с братьями – гномиками.

Воспитатель: Но мы можем помочь вам?

Белоснежка: Да, если выполните ещё задание.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Белоснежке и гномику попасть в сказку?

Дети: Да, поможем.

Белоснежка задаёт вопросы по сказкам. В первом задании угадывают названия сказок по отрывкам. Во втором задании угадывают из какой сказки герои. Дети всё правильно угадали. Белоснежка благодарит за выполненные задания. Пока воспитатель отвлекает детей, Белоснежка с гномиком исчезают.

Воспитатель с детьми обнаруживают исчезновение. Ищут их. Заглядывают в домик. Никого нет, только лежит книга с надписью «Подарок детям». Дети догадываются, что Белоснежка с гномиком вернулись в свою сказку «Белоснежка и семь гномов». Дети очень рады.

Они вместе рассматривают книгу «Белоснежка и семь гномов», обсуждают.

Воспитатель: Ребята, вы рады, что помогли нашим героям вернуться в сказку?

Дети: Мы очень рады, что смогли помочь и гномику, и Белоснежке.

Воспитатель: А теперь мы тоже можем вернуться в нашу группу.

Воспитатель с детьми возвращаются в группу.

Приложения к занятию

Приложение 1

Приложение 2

Литература

1. Программа воспитания ребёнка-дошкольника. Программа разработана ВНИК под рук. О. В. Драгуновой. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995.

2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Москва «Просвещение» 1990 г.

3. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Т. И. Линго. Худ. Н. В. Кирильчева, В. Н. Куров, - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.