Явление тяготения. Сила тяжести

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Образовательные:
    • Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний по данной теме
    • Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.
    • Организация деятельности учащихся по первичному закреплению понятий данной темы.
    • Знакомство с основными этапами научного познания.
  2. Развивающие:
    • Развитие познавательного интереса уч-ся, критического мышления.
    • Развитие умения проводить исследование, анализировать, сопоставлять, выделять главное.
    • Развитие рефлексивной культуры.
    • Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Воспитательные:
    • Воспитание уважения и любви к науке и её ярчайшим представителям.
    • Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения задания на компьютере.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Урок с использованием ИКТ.

Урок проводится в компьютерном классе. Использовались Лаборатория: «Закон всемирного тяготения» из программы: «Физика 7–11» Физикона и интерактивные картинки из программы Кирилл и Мефодий «БЭНП Физика», а также были созданы две презентации: «Явление тяготения. Сила тяжести» и «Применение знания». Использовался тест для индивидуальной работы на компьютере.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы попробуем в новой роли ученых - исследователей. А исследовать мы будем простое и каждый день встречающиеся нам явление: падение тел.

2. Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим несколько фактов: интерактивная картинка из Кирилл и Мефодий «падение тел на Землю»:

  1. падение мяча
  2. полет снаряда
  3. движение Луны вокруг Земли.

Ребята, а как вы думаете, почему мяч упал на Землю?

Снаряд, описав криволинейную траекторию также вернулся на Землю?

Почему Луна никуда не улетает?

Ребята выдвигают гипотезы. Записываем на доске.

Давайте с вами проведем эксперимент: бросаем развернутый лист бумаги одновременно с ластиком, затем лист бумаги сминаем в комок и повторяем опыт. Попытаемся «взлететь» со стула к потолку.

Каковы результаты? Они еще раз подтверждают наши с вами гипотезы.

Давайте теперь попытаемся сформулировать тему урока и задачи которые стоят перед нами: Приложение 1 (1-й слайд).

Ребята, вы правы. Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести. (2-й слайд, приложение 1).

Ребята попытайтесь сами привести примеры действия на тела силы тяжести.

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю?

(3-й слайд, приложение 1). Притяжение планет Солнечной системы.

Попытайтесь объяснить наблюдаемое явление.

Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому ВЗАИМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ НАЗВАНО ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ.

Ребята, мы договорились, что сегодня попытаемся попробовать себя в роли исследователей, и попытаться встать на первую ступеньку научного познания. Каковы же его этапы? (слайд 4, приложение 1).

Мы с вами очень быстро добрались до истины, благодаря тому, что мы читаем книги, получаем сведения из других источников (компьютер, телевизор). Исторический же путь этого открытия был гораздо длиннее.

(5-й слайд, приложение 1). Еще Аристотель считал, что в вакууме все тела должны падать одинаково. Однако, из этого умозрительного заключения он сделал следующий вывод: “падение разных тел с одинаковой скоростью настолько абсурдно, что ясна невозможность существования вакуума”.

Ребята, а кого считают первым физиком и почему? (6-й слайд, приложение 1). Лишь Галилео Галилей своими замечательными опытами (он исследовал движение шариков по наклонной плоскости и падение тел, сбрасываемых с вершины Пизанской башни) показал, что все тела, независимо от массы падают с одинаковым ускорением.

Прежде чем узнать, кто стоял на следующей ступени познания повторим домашнее задание. И если повторение будет успешным, то мы узнаем фамилию ученого открывшего закон Всемирного тяготения..

3. Проверка домашнего задания.

А имя этого ученого мы постараемся узнать, разгадав кроссворд (7-й слайд, приложение 1):

  1. Сила есть физическая… (величина).
  2. Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость).
  3. Основной источник получения информации в физике (наблюдение).
  4. Сила, как и скорость является… величиной (векторной).
  5. Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация).
  6. Сила, подобно скорости, имеет … (направление).

Ребята! Какое слово у нас получилось? Правильно, Ньютон! Великий английский физик и математик. Итак Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Он разработал теорию движения небесных тел, объяснил особенности движения Луны, дал объяснение приливов и отливов. (8-й, 9-й слайды, приложение 1) открыл он этот закон в возрасте 23 года, но 9 лет не публиковал, т.к. в то время расстояние между Луной и Землей было измерено не точно и только после уточнения этого расстояния в 1667 году закон был опубликован.

Формулировка закона Всемирного тяготения (10-й слайд, приложение 1).

Сила притяжения между телами тем больше, чем больше масса этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Ребята, давайте послушаем информацию об этом великом человеке. Приложение 2.

4. Историческая справка об Исааке Ньютоне.

5. Динамическая пауза.

Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать рукой)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за столы).

6. Существует легенда о том, как был открыт закон всемирного тяготения. Лаборатория «Закон всемирного тяготения» Фильм из программы Физикона «Физика 7–11» (падение яблок…).

Яблоко Ньютона.

Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало.
И был открыт великий закон–
Всемирный закон тяготенья
Вращенье планет объясняет нам он
И яблок румяных паденье!

Приложение 3.

Задание: прокомментируйте слайды:

Слайд № 2. Выпадение осадков.

Слайд № 3. Притяжение Земли и Солнца. Рядом стоят мальчик и девочка, у мальчика в руке – цветы (люди притягивают друг друга).

Слайд 4 и 5 задания для учащихся.

Давайте немножко пофантазируем и попытаемся представить, что произойдет, если исчезнет сила тяжести.

В нашем классе татарам:
Пляшут вещи тут и там.
А мы кричим от радости:
“Это сила тяжести!”
Если хочешь – посиди,
Нет – то в космос полети.
Вот так чудо из чудес:
С высоты увидишь лес!
Захотел и полетел
Вверх ли вниз без разницы,
А все это потому, что нету силы тяжести.
Я спросил у друга:
“Этому ты рад?”
Он ответил с юмором:
“Рад, конечно рад!”
Все летит и мы летим,
Сел на парту и лечу
Хоть на Марс, хоть на Венеру
И вообще куда хочу!
А потом проснулся я,
Просто жуть взяла меня.
Куда тут уж до радости,
Вернулась сила тяжести.

Запись домашнего задания. Индивидуальные задания на компьютере. Приложение 4.

О чем же мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Для чего нам все это нужно?

7. Рефлексия.

Возьмите яблочко из бумаги, которое лежит перед каждым на парте и отметьте “плюсиком” ту часть яблока, которая соответствует вашему настроению на уроке

Спасибо, дети, за урок! И быть может в далеком будущем кто-нибудь из вас станет великим ученым, а мы все будем этим гордиться. Ибо, как писал великий М.В.Ломоносов

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.