Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

А.Волков. Волшебник Изумрудного города (4-й класс)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели и задачи: Закрепить и расширить знания о произведении Волкова, развивать умения давать характеристику героев произведения, учить краткому пересказу, развивать память, внимание, мышление, воспитывать чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку.

Оборудование: Таблички с правилами групповой работы; рисунки сказочных героев (Элли, Тотошка, Лев, Дровосек, Страшила); цифры; детские рисунки; выставка книг; грамзапись; самодельный конверт с письмом; кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам за сдвоенные парты. На партах находятся книга Волкова и рисунки учащихся к сказке ( домашнее задание). Отдельно стоит стол с произведениями А.Волкова.

Учитель:

Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать
Грустить, веселиться, о чуде мечтать
И снова забудем, дружок впопыхах
Что чудо-то держим с тобою в руках.
О каком чуде идет речь? (О книге)

Учитель: На столах у вас находится книга, которую мы с вами прочитали на прошлом уроке, а сегодня мы вместе с героями этой книги отправимся в Изумрудный город.

II. Работа в группах.

Учитель: Давайте познакомимся с правилами совместной работы в группах (Правила помещаются на доску, учащиеся читают правила вслух)

1. Выбери задание по своим возможностям.

2. За помощью обратись к консультанту.

3. Прислушивайся к советам товарища.

4. Помоги товарищу если он затрудняется.

5. Работай дружно.

Учитель: В путешествие мы отправляемся ни одни, а с главным героем сказки Элли и её верным другом Тотошкой. (На доске появляется рисунок Элли с Тотошкой)

Рисунок 1

Учитель: А теперь выясним, кто пойдёт рядом с Элли в Изумрудный город?

Каждой группе предлагается составить загадку .

Загадки:

Он на палочке висит
Из соломы состоит
Кто же это отгадайте?
Быстро руки поднимайте.

(Появляется рисунок Страшилы)

Раньше жил в лесу дремучем
Ноги скрючив, руки скрючив
Весь от ржавчины больной
Отгадайте кто такой?

(Появляется Дровосек)

Как осенний лист дрожит
Очень жизнью дорожит
Будет скоро он герой
Догадайся кто такой?

(Появляется Лев)

Учитель: Чтобы отправиться в путь с героями мы должны хорошо их знать, знать их характер, их заветные мечты. Смогут ли они в трудную минуту помочь друг другу?

Каждой группе предлагается описать внешний вид одного из героев: Страшилы, Железного Дровосека, Льва. Назвать черты характера, которыми он обладает, назвать его заветное желание.

Учитель: Самоотверженность - это готовность человека отдать свою жизнь за жизнь других. Обладают ли этим качеством герои сказки?

После утвердительного ответа детям предлагается физкультминутка под песню “Волшебник Изумрудного города” .

Учитель: Дома вы рисовали иллюстрации к сказкам, и готовили краткий пересказ. Мы сейчас с вами составим диафильм по рисункам.

На доске карточки с цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Дети выбирают иллюстрации по содержанию сказки, кратко рассказывают и вывешивают свой рисунок на карточку. Предложенные детьми иллюстрации: “Последнее волшебство Бастинды.”; “Ураган.”; “Встреча с трусливым львом.”; “Спасение железного дровосека.”; “Элли в удивительной стране жевунов.” ; “Летучие обезьяны уносят Элли.”; “Удивительные превращения волшебника Гудвина.”; “Победа.”.

III. Беседа по содержанию.

Учитель: Герои сказки стремились к Великому Гудвину, чтобы он исполнил их желания. Однако он оказался обычным человеком, цирковым артистом. Почему же они остались удовлетворены этим посещением? Что открыл он им? (Он подарил им веру в себя)

Почему из всех испытаний герои вышли победителями? Что помогло им? (Дружба, взаимовыручка, поддержка)

Почему Элли, которая так рвалась домой, горько зарыдала когда эта возможность ей открылась? (Потому что она нашла настоящих друзей)

Когда Элли выросла, то стала учительницей. Какие качества характера ей помогут в работе?

IV. Работа с послесловием.

Учитель: Сегодня мне передали это письмо. Это письмо прислал А.Волков всем детям. Оно называется послесловием. Давайте его прочитаем. (Чтение цепочкой. Во время чтения учитель обращает внимание детей на выставку книг)

Рисунок 2

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Дорогие, девочки и мальчики!

Прочитанная вами сказочная повесть “Волшебник Изумрудного города”имеет довольно длинную историю. Впервые она была напечатана в 1939году. А это значит, что еще до войны ее читали ваши мамы и папы и даже бабушки и дедушки.

Написана она по мотивам сказки американского писателя Френка Баума “Мудрец из страны Оз”, но я очень многое в ней изменил, дописал новые главы. В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогоена свете — это дружба и взаимная выручка. Они помогли Эти и ее друзьям избежать опасностей в Волшебной стране и добиться исполнения их заветных желаний.

У сказки “Волшебник Изумрудного города” — счастливая судьба: еепрочитали миллионы детей во многих странах земного шара. Она была переведена на 13 языков.

А потом получилось так, что Элли, Страшила и другие герои “Волшебника”смело шагнули из этой сказки в другие, навстречу новым путешествиям и приключениям.

Как это вышло?

А вышло это так. Прочитав “Волшебника”, ребята стали писать мнеписьма, где просили рассказать о том, что случилось с его героями послетого, как Эти вернулась домой, а три ее друга стали правителями трех стран.

Таких писем было множество.

“Ведь не может быть, — писали мне юные читатели, — чтобы Элли не побывала снова в Волшебной стране, чтобы она и ее друзья не испыталиновых приключений. Расскажите нам о них!”

Авторское сердце не выдержало, и я взялся за перо.Вторая сказка называется “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”. В нейрассказано, как злой и коварный столяр Урфин Джюс, случайно заполучив живительный порошок, наделал больших и сильных деревянных солдат,дуболомов, оживил их и завоевал Волшебную страну. Но власть егопродержалас