Урок обучения грамоте "Буквы Т, т"

Разделы: Начальная школа


Урок 1.

Цель: знакомство с новыми буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков т, ть.

Задачи: закрепить умения проводить полный звуковой анализ слов; формирование механизма позиционного чтения слогов, слов, предложений; учить осмысленному и выразительному чтению предложений; развивать правильную речь учащихся, память; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: "Букварь"1 часть под редакцией М. С. Соловейчик, лента букв, таблица "Как читать", карточки, обозначающие звуки речи, рисунок кота, у детей - тетрадь для печатания.

Ход урока

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Оргмомент.

2. Поэтическая минут-ка.

3. Повторение изученных букв.

4. Постановка учебной задачи.

5. Постановка проблемы.

6. Работа над новым материалом.

7. Работа над развитием речи.

8. Разминка перед чтением.

9. Физминутка.

10. Чтение предложения.

Работа над выразительным и осмысленным чтением.

11. Наблюдение над разным значением слова "кисти".

12. Итог урока.

13. Поэтическая минутка.

Проверяет готовность к уроку. Психологический настрой.

Предлагает стоя прочитать стихотворение.

Повторение по ленте букв:

Назовите, какие буквы гласных звуков изучили?

Какие буквы согласных звуков изучили?

Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одной буквой.

- Кто догадался, какая буква сегодня именинница? Найдите её, она спряталась в классе.

-Кто знает, как правильно называется буква?

-Скажите, а зачем нужна заглавная буква Т?

-Теперь нам нужно узнать, какие звуки обозначает буква Т.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто нам в этом поможет:

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится:
Угадали? Это:. .

Произнесите ещё раз это слово и "поймайте" последний звук.

Предлагает игру "Живые звуки".

-Какой же звук обозначает буква Т?

Показывает картинку с изображением кота.

У кого из вас дома живёт кот? Как его зовут? Как вы напишите кличку кота?

-А нашего кота зовут Тимка.

Давайте построим схему этого слова.

Произнесите ещё раз это слово и "поймайте" первый звук. Какой это звук?

Давайте сделаем вывод:

какие же звуки обозначает буква Т?

Прикрепляет букву Т на ленту букв.

А как ласково можно назвать кота?

Как назовём большого кота?

Как называют детёнышей кошки?

Кто догадался, что за слова мы сейчас перечислили?

Какой бывает кот? Что любят делать коты и кошки?

Составьте предложение про кота или кошку. Не спешите, сначала подумайте, что вы хотите сказать про кота.

-Перед тем, как начать читать давайте вспомним правило чтения. Внимательно посмотрите на таблицу "Как читать".

(Учитель заранее переставил некоторые буквы неправильно)

На доске заранее были написаны слоги и слова из "Букваря" со стр. 78-79.

Игра "Измени одну букву"

Даётся слово ТУК

Просит прочитать сначала подписи под картинками на стр. 78.

Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

Просит прочитать вопросы?

Обращает внимание детей на схему предложения.

-О чём напоминает нам эта схема?

Просит прочитать предложения под рубрикой "Так ли это?" на стр. 79.

- Какие задания нужно выполнить?

Стр. 79. - просит прочитать предложения. Предупреждает, что догадливая озорная девочка обращает ваше внимание, что здесь есть что-то интересное.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?

Предлагает закончить урок стихотворением .

Проверка готовности к уроку.

Стоя хором читают наизусть стихотворение В. Берестова.

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

По ленте называют изученные буквы гласных и согласных звуков и дают им характеристику.

Дети взглядом находят заранее прикреплённую где-то в классе учителем карточку с буквой Т.

Дети хором несколько раз проговаривают правильное название буквы Т.

Дети отвечают.

Отвечают хором: кот.

Произносят хором медленно слово "кот".

Трое учеников выходят к доске, выбирают нужные карточки и каждый даёт подробную характеристику звуков. Весь класс выступает в роли контролёров.

Отвечают хором.

Дети отвечают.

Трое учеников на доске строят схему слова и по очереди подробно дают характеристику звуков, остальные дети работают в тетрадях для печатания

Медленно хором произносят слово "Тимка" и дают характеристику первому звуку.

Дети хором отвечают

Проверяют свои ответы на стр. 78 в розовой рамке, доделывают схемы слов "кот", "Тимка", вписывают нужные буквы.

Котик, киска.

-Котище.

-Котёнок.

-Это слова - родственники.

Дети отвечают.

Дети составляют предложения. Перед этим они вспоминают правила хорошей речи.

Дети находят ошибку в таблице, исправляют её, объясняют почему так надо и хором повторяют правило чтения: "Перед гласными А, О, У, Э, Ы буквы согласных читаю твёрдо, перед буквой И буквы согласных читаю мягко".

Дети делят слова на слоги и читают хором, по одному.

Хорошо читающие дети находят среди них и подчёркивают только слова.

Дети подбирают новые слова (ток, тон, сон, сок, сук)

Выполняют упражнения.

Сначала дети самостоятельно готовятся к чтению (делят слова на слоги), потом читают хором и по одному.

Дети читают вопросы и составляют предложения-ответы, опираясь на подписи к рисункам.

Сначала дети самостоятельно делят все слова на слоги и подчёркивают опасные места, объясняют их.

По одному читают предложения и находят ошибки.

Читают предложения и наблюдают над разным значением слова "кисти", сопоставляют слова "кисти - кисточки".

Дети хором отвечают.

Дети стоя хором читают наизусть стихотворение, которое читали в начале урока.

Урок 2.

Цели: формирование у детей умения находить в тексте жи-ши и обозначать ударный гласный нужной буквой; формирование читательского интереса, навыков чтения целыми словами.

Задачи: познакомить детей с правилом правописания жи-ши под ударением; совершенствовать навык чтения; совершенствовать умение составлять предложения; тренировать детей в умении выполнять звуковой анализ слов; влиять на формирование нравственных качеств.

Оборудование: интерактивная доска, букварь авт. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, лента букв, таблица "Опасные при письме места", тетрадь для печатания.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент - Дети! Улыбнёмся друг другу и начнём наш урок со стихотворения.  
Минутка поэзии (Читает вместе с детьми первое и второе четверостишие стихотворение С. Есенина "Я по первому снегу бреду".) Читают стихотворение хором, стоя, наизусть.

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Повторение изученного - Ребята, посмотрите на интерактивную доску (на ней лента букв)

а

о

у

э

ы

л

м

н

р

й

б

в

г

д

ж

з

-На какие группы можно поделить все буквы алфавита?

- Каких букв гласных не хватает?

- Каких букв согласных не хватает?

- Молодцы! А как можно назвать группу букв-одиночек в таблице?

- Буквы гласных, буквы согласных, буквы не обозначающие звуков.

- Букв гласных я, ё, ю, е, и, которые пишутся после мягких согласных (вписывают данные буквы в таблицу).

- Парных согласных п, ф, к, т, ш, с (вписывают в таблицу).

- Буквы непарных звонких согласных.

Постановка учебной задачи - Ребята, среди букв парных согласных есть одна пара, которая отличается от всех остальных. Какая это пара и чем она особенная? - Ж-ш. Эти буквы обозначают один согласный, твёрдый звук.
Работа над новым материалом - Послушайте три предложения и найдите в каждом по одному слову со звуком ы:

Мила мыла кукольную посуду.

Мама купила карандаши.

Снег закружился в вальсе.

- Разберите эти слова и обозначьте звук ы буквами.

- Подождите, ребята, а с какой буквой дружит буква ж?

- Правильно! К сочетанию жи тоже применим правило "Под ударением жи пиши с буквой и. "

- Какой буквой обозначим звук ы в слове закружился ?

- Молодцы! Значит, объединив два правила, мы можем сказать общее правило для сочетаний жи-ши, назовите его.

- А теперь сравните его с правилом на странице 56 в букваре.

Ребята, давайте обозначим "опасности письма" в нашей таблице "Опасные при письме места" и всегда будем подчёркивать сочетания жи-ши.

Трое детей выполняют звуковой анализ слов мыла, карандаши, закружился у доски, а остальные - в тетрадях для печатания.

- В слове мыла нужна буква ы, т. к. звук ы после твёрдого согласного именно этой буквой и обозначается.

- В слове карандаши в третьем ударном слоге тоже слышим звук ы после твёрдого согласного, но нужна будет буква и, потому что действует правило "Под ударением ши пиши с буквой и.

- В слове закружился в ударном слоге жи после твёрдого согласного слышим звук ы, значит должны писать букву ы.

- С буквой ш.

- Буквой и.

Дети формулируют правило.

Сравнивают, читая правило.

Физминутка - Ребята, я сейчас буду называть слова. Если в слове есть сочетание жи-ши, то вы поднимаете правую руку, а если нет - левую.

Шалаши, лыжи, лужа, кружи, кожа, шило, шишка, шапка, ландыш, ландыши, жизнь, лимон, этажи, этаж.

Дети выполняют задание.
Закрепление нового материала Игра "Будь внимателен".

- Я буду читать вам предложение, а вы закроете глазки, посчитаете на слух сколько раз встретится сочетание жи-ши и покажите на пальчиках.

Матушка Волга и широка и долга.

Не давши слова крепись, а давши - держись.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

Не боги горшки обжигают.

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

- Скажите, как понимаете третью поговорку?

Ребята составляют слова и предложение.

Образовывают слова со слогом жи.

Показывают.

Объясняют смысл поговорки.

Работа в парах - Прочитайте слова в столбиках, выполните задание, данное на с. 56. Дети ставят по очереди в словах ударение и обозначают буквы безударных гласных.
Поисковая работа - Найдите слова, где всё слово "опасное место".

- Почему в словах на месте всех гласных - как ударных, так и безударных - есть опасность ошибиться?

- Ножи, сложить, моржи, стрижи.

- Это бывает в словах, когда ударный гласный в слоге с сочетаниями жи-щи.

Физминутка - Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете, не называя отгадки, изобразить того, о ком загадка.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, с водой не знается.

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади - метла.

Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк.

Две медали на груди, Лучше в дом заходил.

Дети изображают

Кошку

Корову

Собаку

Работа по развитию речи - Как назвать одним словом кошку, корову, собаку?

- Какие домашние животные живут у вас?

- Посмотрите на картинку на с. 57, расскажите, что видите.

- Ребята, а над картинкой две схемы, найдите ту, которая относится к собаке. В чём заключается "хитрый" вопрос?

- Составьте предложение по схеме.

- А если я задам вопрос: "Где дрожит Дружок?", как вы на него ответите?

- Оказывается, из этих слов можно составить разные варианты предложений, в зависимости от поставленного вопроса.

- Ребята, давайте прочитаем рассказ "Снежинки" "цепочкой", найдём сочетания жи-ши.

- Этот рассказ надо продолжить описанием снежинок. С чем можно сравнить снежинки?

Давайте вспомним стихотворение С. Есенина, которое читали в начале урока.

- На что похожи снежинки у С. Есенина?

Домашние животные.

Рассказы детей о домашних питомцах.

Рассказывают по картинке.

Дети отвечают.

Составляют предложение.

Называют предложение.

Дети читают текст, находят сочетания жи-ши, подчёркивают их.

Снежинки похожи на кружевную салфеточку, на звёздочку...)

Читаем наизусть стихотворение, которым начинали урок.

- На лебяжий пух.

Итог урока - С каким правилом познакомились сегодня на уроке?

- Зачем оно нам нужно?

- Молодцы! Закончим наш урок игрой "Поймай звук".

Поймайте третий звук в слове паста, первый звук в слове парта, второй - в слове марка, третий - в слове лось, второй - в слове чиж, пятый - в слове столбы, второй - в слове кот.

- Какое слово получили?

- Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.

До свиданья, урок окончен.

Отвечают.

- Чтобы правильно писать эти сочетания в словах.

Собирают звуки.

- Спасибо!

Использованная литература.

  1. Букварь: "Мой первый учебник": для 1 класса, ч. 1, под редакцией М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.
  2. Поурочные методические рекомендации к букварю "Мой первый учебник" для 1 класса. Пособие для учителя под редакцией М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.
  3. Обучение грамоте: программа и поурочно-тематическое планирование: 1 класс под редакцией М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.
  4. Учим азбуку, играя: Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте. - М. : 5 за знания, 2007.