Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Совершенствование познавательных способностей дошкольников

Разделы: Преподавание математики, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Монтень

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, которые помогают им ориентироваться в окружающем мире, в вещах, ситуациях и способствуют формированию понятий. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых. Однако взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить им путь познания, уберечь от трудностей, опередить время. Они делятся с дошкольниками своим опытом, к которому шли многие годы, разъясняют механизмы взаимодействия предметов и систем, стремясь дать как можно больше. При этом часто навязывают стереотипы, форсируют усвоение отвлечённых представлений, рассчитывая на большой детский потенциал. Рассказанное взрослыми становится для ребёнка ясным, но … формальным. А ребёнок хочет познавать всё интересующее его сам, а затем делиться «своими открытиями» с другими.

Некоторое время назад меня заинтересовала проблема организации совершенствования познавательных способностей детей 4–5 лет. Передо мной встал ряд вопросов: о выборе форм, методов, приёмов, содержания и средств проведения развивающих занятий. Анализ психолого-педагогической литературы помог мне найти ответы на интересующие вопросы, и я остановила свой выбор на организации развивающей работы средствами предмета математики.

Процесс обучения любому предметному содержанию накладывает свой отпечаток на развитие познавательной сферы ребёнка. Однако не подлежит сомнению тот факт, что конструирующим для развития личности ребёнка является процесс обучения математике. Специфика математики как учебного предмета такова, что её изучение в значительной мере может влиять на общее личностное развитие ребёнка. На сегодня имеется целый ряд психологических исследований, показывающий, что систематическая и специальным образом организованная система занятий математикой активно влияет на формирование и развитие внутреннего плана действий, понижает уровень тревожности ребёнка, развивая чувство уверенности и владения ситуацией, повышает уровень развития творческой активности и общий уровень умственного развития ребёнка.

Так как большинство дошкольников обладают конкретным типом мышления, склонны к синтезу и конструированию, что обусловлено преобладающим развитием правого полушария, т. е. ведущим является действенно-практическое (дети 3-5 лет) и наглядно-образное мышление (у детей 6-10 лет), при обучении математике важна активность самого дошкольника – предметно-манипулятивная, поисковая, обследовательская. Собственные действия ребёнка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или рассказом воспитателя. При ведущем сенсомоторном восприятии в основе распознавания лежит объединение в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием, поворачиванием и т.п.). При этом модель понятия или отношения должна быть воспринимаема всеми указанными выше чувствами. В этом случае познавательная деятельность ребёнка адекватна уровню развития его интеллекта [2] .

В связи с этим, я решила наполнить содержание наших развивающих занятий преимущественно геометрическим материалом. Геометрическое содержание позволяет построить работу с ребёнком на основе восприятия и осознания формы объектов (а не только количественных его характеристик). Признак формы позволяет на первых порах полностью обратиться к работе с вещественными моделями, воспринимаемыми сенсорикой ребёнка (т.е. его чувствами). На следующем этапе работы с формой можно будет подключить использование схематических и графических моделей (рисунков, схем, чертежей), адекватных наглядно-образному стилю мышления. Анализ формы во многих случаях необходимо приводит к количественным оценкам, т.е. такое построение содержания обучения математике не исключает и знакомства с количественными отношениями, но они являются сопутствующими и не перегружают несозревшую систему восприятия ребёнком математических закономерностей окружающего мира абстрактной математической символикой.

Психологами давно уже высказывалась мысль, что насыщение первого знакомства ребёнка с математикой преимущественно арифметическим содержанием не является соответствующим действительно «детскому пути вхождения» в математику. Ж.Пиаже отмечал, что ребёнок раньше воспринимает и научается выделять пространственные характеристики объёмов, чем их количественные характеристики [8].

Эту мысль практически проверяют и подтверждают современные психологи, дефектологи. Г.Ф.Кумарина в качестве наиболее важных функций, требующих своевременного оказания педагогической помощи указывает:

1) пространственное восприятие и анализ, пространственные представления;
2) зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез;
3) координация в системе «глаз – рука»;
4) сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук;
5) фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез [6].

Первые четыре из пяти отмеченных функций являются «геометрозависимыми», т.е. активнее всего (и продуктивнее всего) развиваются у ребёнка при работе с геометрическим, а не арифметическим материалом.

Стимуляция невербальных видов мышления при обучении математике на основе геометрического материала с постепенным усилением их «озвучивания» будет приводить к тому, что объекты мышления, а также операции и действия с этими объектами будут всё более вербализовываться. Это, в свою очередь, постепенно облегчит ребёнку не только осуществление мыслительных действий во внутреннем плане, но и решение задач наглядно-действенного и наглядно-образного характера на более высоком уровне, с использованием элементов предварительного (мысленно-вербального или образного) анализа процесса решения задачи. Такой подход к построению методики обучения и развития ребёнка в целом соответствует также теории поэтапного формирования умственной деятельности (по П.Я.Гальперину).

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в дошкольных учреждениях. Крайняя разнородность взглядов на само понятие «математические способности» обуславливает отсутствие концептуально обоснованных методик. Поэтому, разрабатывая систему развивающих занятий по математике, в качестве основного методического пособия мы остановили свой выбор на учебно-методическом комплекте, предназначенном для использования в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, автором которого является А.В.Белошистая. Для детей с задержкой развития в 6–7-летнем возрасте достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта, в норме соответствующие возрасту 2–3 лет, и наглядно-действенного мышления, в норме соответствующего возрасту 3–5 лет. А.В.Белошистая также отмечает, что данный учебно-методический комплект может быть использован при работе с дошкольниками (подготовительный к школе период). В этом случае материалы первого полугодия распределяются на два года занятий (средняя и старшая группа).

Задания, предлагаемы в данном комплексе, соответствуют уровню психического развития дошкольников. Предметные математические задания выстроены таким образом, чтобы максимально стимулировать интеллектуальную активность, анализирующее наблюдение, формирование и развитие логических приёмов умственных действий – сравнения, обобщения, синтеза, анализа, классификации, систематизации. В систему занятий специально заложены упражнения на развитие внимания (устойчивости, объёма, переключения, распределения), на развитие образной и словесно-логической структуры памяти, стимуляцию и тренировку воображения; дидактически предусмотрена технология учёта низкой работоспособности детей на первом году обучения, учтён режим переключений, чётко выдержана логика занятия, материал компонуется небольшими блоками, которые ребёнок успевает воспринять и усвоить даже за короткий промежуток времени. Специально предусмотрена система заданий на развитие саморегуляции (задания для свободного выполнения и на выбор), система заданий на развитие речи и вербально-логического мышления [1].

Теперь мною конкретно было определено направление работы: математика и конструирование, форма проведения – кружок (программа «Радуга» предусматривает наличие кружковой работы во второй половине дня ) Далее предстояло отрегулировать распределение материала с учётом продолжительности занятий в дошкольном учреждении, определить примерную структуру занятия с учётом возрастных особенностей воспитанников.

В средней группе я запланировала 72 занятия продолжительностью по 20 минут (2 занятия в неделю: I – собственно математика и конструирование, II – игры, конструирование и аппликация). Определила примерную модель занятия:

разминка (3 мин) – создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого невозможно эффективное усвоение знаний;
развивающие упражнения (9–10 мин) – все задания подбираются так, чтобы степень их трудности увеличивалась от занятия к занятию;
весёлая переменка (2–3 мин) – снятие мышечного напряжения, развитие координации и движения;
построение предметных картинок, раскрашивание, штриховка (5–6 мин) В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

Перед началом развивающих занятий я считаю необходимым проведение «мозговой гимнастики». Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы [9]. После окончания занятий – проведение упражнений на формирование правильной осанки.

В качестве раздаточного материала в курсе развивающих занятий по математике и конструированию предполагаеся использовать:

– стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трёх основных форм: круг, треугольник (равный половине квадрата) и квадрат (из этих основных форм дети конструируют как фигуры, т