Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Духовная жизнь Серебряного века

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели:

  • рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века;
  • сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века
  • на конкретных примерах показать достижения русской науки и философии, раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Основные понятия: Серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм импрессионизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация в системе Power Point “Духовная жизнь Серебряного века”, фрагменты музыкальных произведений.

План изучения новой темы (Слайд 2. См. Приложение)

  1. Состояние духовной жизни российского общества.
  2. Образование, просвещение, наука
  3. Литература.
  4. Скульптура.
  5. Живопись.
  6. Архитектура
  7. Театр и музыка.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Конец XIX – начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Конец XIX – начало XX в. в России – это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют Серебряным веком.

2. Актуализируем знания учащихся в ходе беседы

  • как назывался период первой половины XIX века в истории российской культуры? (“Золотой век”)
  • почему его так называли, с чем это было связано? (В этот период были созданы шедевры русской классики практически во всех направлениях русского искусства, представителями которого были А.С. Пушкин, М.М. Глинка, А.А. Иванов и многие другие).

3. Рассказ учителя

Н. Бердяев, называвший это явление "русским культурным ренессансом" (или "русским духовным ренессансом"), так описал его: "Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время".

Серебряный век” занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

Однако иногда говорят, что Серебряный век – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайльда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше.

Творцы искусства, которых сегодня относят к Серебряному веку, незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. "Солнце наивного реализма закатилось", – вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

На первый взгляд художественная культура Серебряного века полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пения"... Контрастных, художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства Серебряного века не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.

Единство искусства Серебряного века – в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. В художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.

4. Актуализируем знания учащихся в ходе беседы

  • ребята, какими словами мы можем охарактеризовать Серебряный век? (противоречивый, фантазийный, реалистичный, загадочный, религиозный, создающий что-то новое, новый подъем в искусстве, порождает крушение старого и т.д.)
  • попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятия Серебряный век. Затем запишем его на слайде. (Слайд 3)

5. Продолжение объяснения по плану

Образование

(Слайд 4) На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: В1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи” на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. (Слайд 5) В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Просвещение

(Слайд 6) Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых. – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой. Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. (Слайд 7, 8) По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: “дешевая библиотека” Суворина и “библиотека для самообразования” Сытина. Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт (Слайд 6)

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл “иллюзион” – кино (Слайд 9), появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. В.А.Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.

Наука

XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд работ русских ученых, приведших к достижениям мирового уровня. (Слайд 10) И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь. Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. (Слайд 11)

6. Беседа с учащимися по вопросам

  • чем была вызвана потребность в грамотных и квалифицированных специалистах в начале XX века? (Промышленный переворот, который начался в конце XIX века, развитие новых отраслей промышленности, использование техники, которая покупалась за границей, рост самосознания людей)
  • как вы считаете, что было самым важным в образовании этого периода? (рост учебных заведений, ликвидация дискриминации женщин)
  • как вы думаете, что дало толчок такому развитию просвещения в этот период? (рост учебных заведений, рост грамотного населения)
  • назовите, на ваш взгляд, самые главные открытия русских ученых в сфере естественных, технических или гуманитарных наук, ответ обоснуйте.

6. Продолжение объяснения по плану

Литература

(Слайд 12, 13) Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и “маленький” человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн. (Слайд 14)

В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы. Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. (Слайд 15) Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. (Слайд 16) К 1910 г. “символизм закончил свой круг развития” (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к “идеальному”, возвращение ей ясности, вещности и “радостное любование бытием” (Н. Гумилев). Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм. Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: “искусство — игра”, наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей “жизнестроения”, т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности”.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. “Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя” (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

7. Беседа с учащимися по вопросам

  • охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века.
  • какие художественные стили были представлены?

6. Продолжение объяснения по плану

Скульптура

Скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – “взрыхленность”, бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. (Слайд 17) Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы. (Слайд 18) По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н.А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, “усталость сердца”, столь созвучную эпохе.

Живопись

(Слайд 19) На рубеже веков вместо реалистичного метода прямого отображения действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. (Слайд 20) В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала. (Слайд 21) И.И. Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем “концепционного пейзажа” или “пейзажа настроения”, которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного. (Слайд 22) К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, пытался передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Один за другим входили в русскую культуру мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – В.А. Серов М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. В это же время в России появляются объединения художников. “Мир искусства” (Слайд 23) Основная цель – создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность; “Союз русских художников” – развитие русского варианта импрессионизма и оригинального синтеза бытового жанра с архитектурным пейзажем. Художники объединения “Бубновый валет” (Слайд 24) (1910—1916) решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. “Лирический кубизм” Р.Р. Фалька отличался тонкой цвето-пластической гармонией, что определило истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая “Красная мебель”. К 10-м годам прошлого столетия относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский и К.С. Малевич. (Слайд 25)

Архитектура

(Слайд 26) Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. (Слайд 26) В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

8. Беседа с учащимися по вопросам

  • какие особенности отличали русскую живопись?
  • каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

Театр и музыка

Учитывая специфику нашего учебного заведения, хотелось более подробно остановиться на развитии русского музыкального, балетного и театрального искусства.

Ребята второго курса отделения классического танца подготовили сообщения по развитию театрального (Слайд 28, 29), балетного (Слайд 30), музыкального (Слайд 31) искусства.

9. Беседа с учащимися по вопросам

  • какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

Заключительное слово учителя. (Слайд 32)

Домашнее задание

Параграф 8, стр. 63 задание 1,2