Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "В.В. Бианки. «Мышонок Пик»" (продолжение)

Разделы: Начальная школа


Тема. В.В.Бианки «Мышонок Пик» (продолжение).

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое».
  • Развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение.
  • Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Оборудование: учебник, портрет автора, выставка книг В.В.Бианки, рисунки к рассказу В.В.Бианки «Мышонок Пик», корабль, игрушка Мышонка, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учеников

– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
– Почему ребята назвали мышонка Пиком?
– Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем)
– Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель.

III. Постановка цели урока

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными Существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам В.в.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия. (Приложение. СЛАЙД 3)

– Кем же был Виталий Валентинович Бианки? (Приложение. СЛАЙД 4)

IV. Проверка домашнего задания

1) Станция « Мы мореплаватели »

Работа над главой «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

– Нашей задачей на этом этапе является доказать, что мы достойны быть мореплавателями, а для этого вспомним содержание главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
– Внимание на экран. Вам необходимо ответить на поставленные вопросы. (Приложение. СЛАЙД 5)
– Давайте прочтем, как это случилось.

Чтение главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

Беседа:

– Что ребята делали на берегу реки?
– Как мышонок попал в мореплаватели?
– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
– Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?
– Что она придумала?
– Как Пик стал мореплавателем?
– Давайте прочитаем, как это случилось.

2) Станция «Кораблекрушение» (Приложение. СЛАЙД 6)

– Как настоящие мореплаватели вы должны знать, почему может возникнуть кораблекрушение.
– Что нужно сделать, чтобы его избежать?
– Проверим, как вы умеете это делать, используя знания главы «Кораблекрушение».

Беседа:

– Как вы думаете, испугался  ли мышонок, оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
– Кто хотел погубить мышонка?
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
– Как он это сделал?
– Более подробно нам об этом расскажут Алёна Г., Данил К.
– Да ребята, вы умело можете избегать кораблекрушения, пройдя через самые сложные рифы.

Словарная работа: рифы. (Приложение. СЛАЙД 7)

– Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше?

3) Станция страшная ночь. (Приложение. СЛАЙД 8)

– Значит, мы отправляемся дальше на станцию «Страшная ночь».

Беседа:

– Как мышонок стал искать себе пищу?
– Кого он встретил на берегу?
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
– Что произошло с лягушонком?
– Где мышонок провёл остаток ночи?
– Знаете ли вы, что настоящий капитан должен уметь читать карту, чтобы умело вести свой корабль?
– Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям? Каждый из вас приготовил рисунок по главе «Страшная ночь». Определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок.
– Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, что вы могли бы, как настоящие капитаны читать карту. А что такое карта?

Словарная работа: карта (Приложение. СЛАЙД 9)

V. Физминутка – Станция «Отдохнём-ка» (Приложение. СЛАЙД 10)

VI. Изучение нового материала

1) Станция «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка» (Приложение. СЛАЙД 11)
– Интересно ли вам, что произошло с мышонком дальше? Давайте прочитаем.
– Чтение главы «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка». (Дети читают цепочкой по одному предложению.)

Проблемный вопрос:

– Как настоящие мореплаватели, вы должны быть очень внимательными и сказать после прочтения главы: «Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?»
– Да, одному путешествовать нелегко.
– А нам, ребята, легко путешествовать? Почему?
– Повторное чтение – «жужжащие чтение».

Анализ прочитанного Приложение. (СЛАЙД 12)

2) Станция «Соловей-разбойник»

– Удалось ли мышонку найти других мышей?
– Сможем мы ответить на этот вопрос, прочитав главу «Соловей-разбойник».

Чтение главы подготовленными учениками.

Проблемный вопрос (Приложение. СЛАЙД 13)

Повторное чтение – «чтение спринт».

Анализ прочитанного – выборочное чтение (подготовлено учениками заранее).

VII. Закрепление нового материала

Станция «Продолжение»

1) Работа с иллюстрацией учебника (Приложение. СЛАЙД 14)

2) Итог урока

– Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком?
– Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?
– Почему наша последняя станция называется «Продолжение»?

3) Домашнее задание

– Найдите эту сказку в библиотеке, прочитайте её, подготовьте пересказ понравившейся главы.
– А чтобы доказать, что вы настоящие мореплаватели, составьте свою карту – картинный план к главам, которые мы прочитали.
– Наше путешествие завершилось. Каждый из вас доказал, что он настоящий мореплаватель.