Урок по теме "Тебе в залог я сердце оставляю"

Разделы: Литература


Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством великого русского поэта С.А.Есенина.
  • Показать разнообразие основных тем лирики поэта.
  • Воспитание любви к родине, к Отечеству.

Оборудование: Портрет поэта, символика национального происхождения поэта ( икона, свеча, платок), мультимедиа, музыка( видеокассета).

На доске: Название темы, эпиграф, портрет.

(“Гений всегда народен” А.Блок; “Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство – это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу” Кошечкин.)

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, про которого можно сказать: “ Всё, написанное им, проникнуто “чувством родины”.

(Псалом и стихотворение. “Матушка в Купальницу по лесу ходила”.)

3. Рассказ учителя

Учитель: Детство, образование, первые стихи, поездка за славой (встреча с А.Блоком).

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, перебрался в Москву. Мать, Татьяна Фёдоровна Титова, вернулась к родителям с 3-х летним Сергеем. Дед с бабушкой внука взяли, а дочь отправили в Рязань на заработки.

Дед любил своего внука. “Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю”-, вспоминал Есенин.

Изба крестьянская,
Хомутный запах дёгтя,
Божница старая
Лампады кроткий свет, –

таковы впечатления будущего поэта о детстве.

Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. “Стихи начал слагать рано,- писал о себе Есенин.- Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад”.

Так и рос Сергей Есенин в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в семье деда-книжника, знатока Евангелия, и бабушки-песенницы. В их дом часто захаживали странники, которые “пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре…, о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников”.

4.

Но проходит время и уже в 1904г. Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, а затем – в церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках.

5.

В 1912 г., не закончив школу, уехал в Москву. К этому времени у Есенина было написано более 30 стихотворений, некоторые впоследствии вошли в первый сборник “Радуница”.

(“Сыплет черёмуха снегом,..”)

Первый сборник “Радуница”. (Чтение стихов из этого сборника учащимися.)

6. Природа и родина в творчестве поэта

(Работа с текстами стихов.)

Сообщение ученика: В марте 1913 г. Сергей Есенин устроился в типографию Сытина помощником корректора. Корректор Анна Изряднова вскоре стала его женой. Она в 1914г. родила сына Юрия. ( 13 августа 1937 г. Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина). Сергей Есенин отправляется в Петроград за славой и сразу же отправляется искать Блока. А.А.Блок назвал его “талантливым крестьянским поэтом-самородком”, а его стихи – “свежими, чистыми, голосистыми”. Сергей предстал перед петербургской творческой интеллигенцией в образе наивного и простодушного деревенского паренька” ( “рязанский Лель”).

Сергей знакомится с С.Городецким, а через него с Н.Клюевым, благодаря которому в 1916 году и вышел первый сборник его стихов “Радуница”.

Чтение стихов учащимися. (”Край любимый…”, “Сыплет черёмуха снегом…”, Гой ты, Русь моя, родная…”, “Нивы сжаты, рощи голы…” и др.)

Учитель: Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

Какие явления природы чаще всего изображает С.Есенин/ зори, закаты, мир животных и мир растений; образ девушки, образ души ( весеннее цветение) , образ лирического героя (клён)/

– Найдите примеры цветового изображения

– Кроме этого в лирике поэта есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.

– Музыкальность лирики Есенина / ст. на английском языке “Берёза”. Попробуйте догадаться, что это за стихотворение.

– Что можно сказать о поэте исходя из этих наблюдений. (Живописец слова.)

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души.

Поэт как бы говорит всем нам: “Остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной “суеты сует”, посмотрите вокруг себя, на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное ночное небо…”

Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты.

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим.

7.

Встреча с Зинаидой Райх. Очевидно, во время завоевания Есениным модных литературных салонов и появилась в его жизни Зинаида Райх. В 1917 году Есенин и Райх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты под Вологдой. В 1918 г. родилась дочь Татьяна. В 1920 г. уже после развода – сын Константин. Райх вышла замуж за друга Сергея Есенина – Мейерхольда. А в 1939 г. ( после смерти Мейерхольда) Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире.

8.

Восторженное отношение к революции  (“О Русь, взмахни крылами…”) Февральскую революцию 1917 г. С.Есенин встретил восторженно:

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными временами
Встаёт иная степь.

По свидетельству современников, он находился в непрерывном , созидающем состоянии. Одну за другой пишет Есенин небольшие поэмы. Тем временем события разворачивались с угрожающей быстротой. Россия разорвана, растерзана. Кипит гражданская война.

9.

С. Есенин был бездомен и бесприютен, когда в его жизнь ворвалась Айседора Дункан, известная американская танцовщица.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк,
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел.

Сообщение ученика. “Американский период жизни С.Есенина” / Есенин и Европа друг другу не понравились/.

10.

Сообщение ученика.“Москва кабацкая”.

В августе 1923 г. С.Есенин уже снова в Москве, и снова одинокий, после долгих лет в разлуке с любимым краем. Одной из основных тем его творчества становится тема родины.

11. Беседа с учащимися

– Какие стихи вы выбрали дома для выразительного чтения и чем объясняется ваш выбор.

– Какое стихотворение вы выбрали бы после прослушанного на уроке. Аргументируйте свой ответ.

– Первое ваше представление о С.Есенине изменилось после рассказов о поэте и чтения его стихов. Каким вы его сейчас представляете.

12.

А теперь напишите на листочках, что бы сказали поэту при встрече. (Музыка. “Клён ты мой, опавший…”)

13. Заключительные слова учителя

Выдержка из воспоминаний поэта Г.В.Иванова “Петербургские зимы”: Случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом…Конечно, стихи Есенина…можно…взвесить и разобрать. Но это вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но… насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью…”

14. Выводы по уроку

- Что основное в творчестве С.Есенина можно выделить

(Основные темы – природа и родина, любовь к матери, к братьям меньшим, любовь к женщине; личность незаурядная; истинно национальный поэт; напевность стихов.)

15. Выставление оценок, комментирование

16. Домашнее задание

 Приложение