Рейтинг@Mail.ru

Адыгейский женский праздничный костюм и его орнаментизация. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5-м классе

  • Ланин Александр Михайлович, старший методист центра стратегии развития школьного образования и организационно-методической поддержки программ

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Одежда народов является памятником исторической эпохи. Национальная одежда адыгов – это яркая страница исторического развития и художественного творчества целой группы народов Северного Кавказа: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, балкарцев, карачаевцев. Культурно- историческое единство северокавказского региона, обусловленное чертами трудовой деятельности, религиозно- бытовой жизни, окружающей природы, стало основой в формировании общекавказского типа и стиля одежды.

Национальные особенности костюма горных народов Северного Кавказа нашли отражение в художественном творчестве деятелей русской культуры (рисунки и картины художников Г.Гагарина, Г.Гейслера, А.Орловского, поэзия и проза А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого), а также – в описаниях путешественников.

Уникальные образцы одежды, украшений, оружия адыгских народов Северного Кавказа широко представлены в собраниях отечественных музеев (Государственном музее этнографии в Санкт- Петербурге, Государственном историческом музее в г.Москве) и в региональных музеях (Майкопе, Нальчике, Черкесске, Махачкале, Владикавказе).

Учитывая высокую художественную ценность адыгейского национального костюма было решено включить его для изучения в программу национально- регионального компонента по изобразительному искусству в основной школе (5-7 классы).

Именно в национальном костюме сфокусированы самые высокие идеалы о красоте человека, единении и гармонии его с окружающей природой. В предлагаемой разработке сделана попытка проектирования урока по этой актуальной теме, имеющей важное значение в деле приобщения учащихся к ценностям народного искусства адыгов.

Учебное задание: оформление эскиза орнаментального украшения нарукавной подвески адыгейского женского платья – сай.

Образовательные задачи: ознакомление учащихся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов; обучение детей изображению адыгского народного узора в процессе выполнения эскиза художественного оформления нарукавной подвески платья – сай; развитие творческих способностей учащихся, воспитание у них эстетического отношения к ценностям художественной культуры адыгов.

Материалы к занятию.

Для учителя: образцы изображений адыгского женского костюма (слайды, фото, рисунки, видео), раздаточный материал в виде карточек с вариантами орнаментации нарукавных подвесок, учебная таблица композиционной схемы орнаментального решения нарукавной подвески.

Для учащихся: лист белой бумаги, карандаш, резинки (для первого урока), краски, кисточка, баночка для воды, фломастеры( для второго урока).

Распределение времени: На первом уроке осуществляется знакомство с историей и особенностями декоративного оформления адыгейского женского праздничного костюма, а также – выполнение линейного рисунка орнамента нарукавной подвески.

Второй урок посвящается окончанию построения рисунка орнаментальной композиции нарукавника и выполнение его в цвете акварелью или гуашью, а также проводится презентация завершенных работ с их коллективным обсуждением и оценкой.

Рекомендации по ходу ведения занятия.

Полноценное выполнение учебных задач, определенной темой данного занятия, можно достичь за два полных урока. На первом уроке учитель может провести беседу о красоте адыгского женского костюма, объяснение сущности работы по оформлению нарукавной подвески и организовать практическую деятельность учащихся по графическому построению ее композиции; на втором уроке – разработку цветового (колористического) решения эскиза композиции нарукавника и подведение итогов всего занятия.

Итак, первый урок начинается с беседы, в которой ученики выступают не в роли пассивных созерцателей или наблюдателей, а в качестве активных участников; они могут высказывать свои мнения, задавать учителю вопросы, читать стихи, отрывки в прозе, демонстрировать рисунки или детали национального костюма, исполнять танцевальные номера и т.д. Однако, все это должно осуществляться не экспромтом, а по заранее разработанному учителем плану, в соответствии с которым он поручает отдельным учащимся подготовку декламации стихов или прозы, исполнение других номеров (танцы, вокал, музыка), связанные с темой этого занятия.

1. Беседа об адыгейском женском праздничном костюме.

Беседа начинается со вступительного слова учителя ИЗО:

– Дети, сегодня мы познакомимся с адыгским национальным костюмом, ансамбль которого формировался на протяжении многих веков и имеет свои отличительные и довольно интересные особенности как в отношении его составных частей, орнаментации, так и цветового решения. В многочисленных литературных источниках имеются любопытные описания адыгского женского костюма, например, о книге Н.Дубровина “Черкесы (Адыги)”, изданной в 1927г. в г.Краснодаре, имеется такое описание костюма черкешенки: “Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен. Поверх широких суженных книзу шароваров, длинная белая рубашка из бязи (бумажного холста) или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого- нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышком из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою с длинными концами, падающими за спину. Из под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки [2,5].

Вопрос: Что же вызывает в вашем воображении это описание? Оно безусловно “рисует” в лабиринтах нашего воображения прекрасный образ черкешенки, красота которой подчеркивается “живописным” костюмом, всеми его гармонично соединенными компонентами и аксессуарами. Возникает вопрос, а какие же основные компоненты составляют ансамбль адыгского женского костюма? (В описании Н. Дубровина их было перечислено множество).

Ответ: Ансамбль адыгского женского костюма, окончательное формирование которого закончилось уже в Х1Х веке, состоял из длиной туникообразной рубашки, кафтанчика, шароваров, платья, нагрудника, пояса, головного убора и мягких туфель из сафьяна. Главным же компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье – сай. Это верхняя распашная одежда в талию, близкая по крою с черкеской. Рукава платья сначала были длинные разрезанные от локтя. Но в начале Х1Х века они стали короче и, чтобы закрывать женские руки, под них поддевали длинные почти до подола, расширявшиеся к низу лопасти (нарукавные подвески), вышитые золотом и серебром и обшитые голуном (рис. 1, см. Приложение).

Рассматриванию иллюстрации уделяется достаточное внимание, чтобы учащиеся увидели и отметили особенности художественного оформления всех частей костюма, особенно нарукавных подвесок.

Другие не менее важные составные части костюма, например, нагрудник, вышитый золотом, с серебряными застежками, шелковые шаровары, красные чувяки, также были признаками знатности, богатства и привлекательности, часто упоминавшимися в народных преданиях. Кроме того, в адыгском комплекте женского костюма большое значение отводилось эстетике и символике цвета.

Известно, например, что по цвету шаровар, можно было определить идет ли девушка, замужняя женщина или вдова, так как у молодой девушки они были белого цвета, у замужней красного, а у овдовевшей голубого оттенка.

Действительно, цвет в адыгском женском костюме играл не только эстетическую, но и символическую роль. Но художественно-эстетическая функция цвета была доминирующей. Это наводит на мысль постановки нового вопроса:

Какие закономерности определяли характер цветового решения адыгского женского праздничного костюма?

Ответ: Праздничный костюм адыгской женщины представляет собой единый комплекс, согласованный по форме, цвету и отделке. Самым нарядным считался темно-красный цвет, который был привилегией женщин высших сословий. К темно-красному цвету полагались гармоничные, близкие по тону кафтанчик и подвески, оранжевая, желтая или белая рубашка. Другим весьма распространенным цветом женской одежды независимо от возраста и социального положения был черный. С учетом особенностей визуального (зрительного) восприятия в костюме выдерживались либо теплые, либо холодные тона. Черный и белый, считавшиеся нейтральными, допускались в сочетании с другими хроматическими цветами.

Сочетания контрастных цветов (зеленого с красным, красного с синим)считалось признаком неразвитого эстетического вкуса, но встречалось такое не часто.

Учитель: Таким образом, закономерности гармоничного подбора цветов при пошиве адыгского женского праздничного костюма являлось характерной особенностью его эстетических достоинств.

Но кроме цвета, колористической гаммы, в повышении эстетической выразительности костюма адыгейской женщины использовались и другие средства.

Вопрос: Какие еще средства усиливали художественно-эстетическую выразительность адыгского женского праздничного костюма?

Ответ: Усилению красоты адыгского, женского праздничного костюма способствовали такие художественные средства как шитье золотом (орнамент) и ювелирные украшения. Платье – сай и шапочка украшали серебряными и золотыми галунами, а также вышитыми золотом узорами, которые, контрастно выделяясь на глубоком красном или черном фоне, делали костюм особенно красивым и строгим. Все это было свидетельством хорошего художественного вкуса мастериц-портных. Узорной вышивкой, представлявшей собой зооморфно – растительные мотивы, украшали края разреза платья от талии и до подола, а в отдельных случаях – и по подолу (Рис. 2, Приложение см. выше).

Особой красотой отличались вышитые более сложным рисунком узора нарукавные подвески, сохранившие в наибольшей чистоте старые типы орнамента. Композиция узора нарукавной подвески представляет собой строго симметричное изображение, центральную основу которого часто составляют геометрические фигуры (ромб или треугольник), которые дополняются зооморфно – растительными элементами и мотивами (роговидными завитками, листочками и трилистниками). Эти мотивы и элементы узора соединяются между собой тонкими, изящными линиями тесьмы, образующими целостное декоративное изображение, красиво вписанное в фигуру подвески. (Рис. 3, Приложение см. выше).

Изготовление вышитой нарукавной подвески требовало около года кропотливой работы. Поэтому она очень высоко ценилась и передавалось по наследству от матери к дочери. Надевали нарукавные подвески в особо торжественных случаях, в связи с чем они больше сохранялись, намного переживая само платье.

Учитель: В усилении красоты праздничного костюма адыгской женщины большая роль принадлежит также ювелирным украшениям, как нашиваемым на одежду (подвески, накладки, бляхи), так и съемным (ожерелья, браслеты, серьги).

Вопрос: Какой еще очень важный элемент национального костюма адыгейки придает ему особую выразительность и красоту?

Ответ: Особой частью женского костюма черкешенки является также и серебряный пояс, который одевался поверх “сая”. В орнаментации поясов применяли технику чернения серебра, которая заключается в том, что вырезанный резцом на металле орнамент заполняли веществом особого состава – чернью, благодаря которой рисунок узора становится четким и очень красивым.

Вопрос: В каком из наших музеев собрана богатая коллекция женских поясов, ювелирных украшений для адыгского национального женского костюма?

Ответ: Богатой коллекцией очень красивых женских поясов обладает Национальный музей Республики Адыгея в г.Майкопе.

Учитель: Национальный музей Республики Адыгея в 2005 году отметил свое 80-летие. В его собрании по этнографии начитывается более семи тысяч единиц хранения, включая редкие и очень ценные в художественном отношении образцы адыгейского женского костюма, женских шапочек, поясов, ювелирных украшений.

Искусство изготовления женских поясов составляет особую страницу в истории адыгского прикладного ювелирного художественного ремесла.

Разнообразие типов, форм и способов украшения таких поясов заслуживают того, чтобы посвятить этому элементу национального женского костюма отдельную беседу. Однако в нашем диалоге следует отметить, что форма пояса девушки и замужней женщины была не одинакова. Например, пояс девушки отличается более изящной и богато декоративной формой, а пояс замужней женщины, в частности, его застежка и пряжка отличались большей шириной и массивностью. Таковы общие черты декоративного оформления адыгского женского праздничного костюма. (Рис. 4, Приложение см. выше).

Но в ознакомлении учащихся с адыгейским женским костюмом нельзя обойти стороной его смысловую связь с другими видами национального искусства, такими как танец и музыка. В связи с этим учитель может поставит перед классом такой проблемный вопрос: Имеется ли смысловая, культурно – историческая связь адыгейского женского костюма с танцами и музыкой и в чем она проявляется?

Ответ: Да, имеется. Танец, музыка, прикладное искусство, костюм как явления единого, целостного культурно-исторического процесса в развитии народа выражают общие внутренние идеи адыгской художественной культуры. Отсюда пластическое богатство, выразительность жестов рук в женском танце адыгов, плавность и красота телодвижений подчеркивают и красоту гибких линий орнамента в национальном костюме.

Характерные черты адыгского национального танца получили отражение в творчестве поэтов Адыгеи. В этом отношении очень интересно стихотворение “Тайна танца”, которое написал Руслан Нехай. И учитель предлагает одному из учащихся прочитать его.

“В танце каждого народа –
Суть характера его.
Адыгеец в хороводе
Весь пылает, как огонь.
Танцы светлые адыгов
С миром музыки в ладу,
Пары то кружатся лихо,
То, как лебеди плывут”[4].

Известный писатель и поэт Адыгеи Исхак Машбаш также написал ряд стихотворений, посвященных национальным танцам – исламею, уджу, зафаку и зигатлят. Отрывок из его стихотворения “Исламей” учитель просит прочитать другого ученика класса.

“Этот танец в орнамент сплетался века,
Он и сдержан, и силой наполнен взрывной.
Он и мягок, как женская нежность мягка,
И волшебен, как эта звезда надо мной”[3].

Чтение стихов уместно и необходимо сопровождать звучанием танцевальной музыки адыгов. Это создает условия для эмоционально-эстетического восприятия ценностей искусства, его переживания, и, следовательно, более глубокого проникновения в его художественную основу.

В исследованиях наших ученых отмечается, что во время проведения игрищ, “девушки, одетые в традиционный черкесский костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, эстетикой поведения, искусством танцевать. Длинное, ниспадающее до пят платье туго перетягивалось массивным серебряным или золотым поясом, с которым гармонировал столь же массивный нагрудник. По бокам нагрудника прикреплялись иногда серебряные колокольчики. Во время танцев каждое энергичное движение девушки сопровождалось переливчатым звоном бубенцов. Звук этот, помимо эстетического значения, имел еще и практический смысл, как оберег, как средство спасения девушки от дурного глаза, от колдовства. Недаром адыги говорят, что влиянию дурного глаза подвержены в первую очередь красивые девушки”.

2. Графическая работа учащихся. Построение линейного рисунка нарукавной подвески.

Вторая часть урока "посвящается выполнению эскиза орнаментации подвески. Вначале учитель обращает внимание детей на разнообразие форм нарукавных подвесок, демонстрируя на таблице варианты их конфигураций. Затем он предлагает каждому учащемуся выбрать один из вариантов нарукавника и раздает им шаблоны этой части костюма, с помощью которой дети изображают контурной линией абрис нарукавной подвески. После чего учитель говорит о композиции узора нарукавной подвески, делая . особый акцент на строгой симметрии орнаментального изображения (рис. 5, Приложение см. выше)

Чтобы узор нарукавной подвески был симметричным, учитель просит учащихся разделить фигуру нарукавника на две равные половины, проведя по середине тонкую линию. Эта тонкая линия и будет осью симметрии нарукавной подвески. После этого учитель показывает на классной доске схематичное, поэтапное построение симметричного нарукавника. Центром композиции нарукавной подвески может быть фигура ромба, дополненная зооморфно-растительными мотивами (роговидными завитками, листочками, трилистниками).

Анализируя процесс узорообразования нарукавных подвесок, учитель направляет воображение учащихся на самостоятельный поиск композиции орнамента нарукавника женского платья. Это самая ответственная часть учебной работы. После этого все учащиеся приступают к составлению композиции узора нарукавной подвески, а учитель внимательно следит за их действиями и ведет индивидуальную работу. Если некоторые учащиеся не в состоянии придумать свой вариант узора, можно разрешить им скопировать образец.

3. Окончание работы над рисунком орнамента и выполнение цветового решения нарукавника.

На втором уроке заканчивается графическая разработка эскиза композиции узора нарукавника и производится его раскраска акварелью или гуашью, как исключение – фломастерами или другими красящими материалами, имеющимися в наличии у учащихся, например, цветными карандашами. Выбор цвета фона подвески определяется учащимися индивидуально из ряда предпочтительных цветов, применявшихся в цветовом решении платья – сай (темно-красный, черный, синий, темно-зеленый). Цвет самого рисунка узора можно оставить белым (под серебро) или желтым (под золото). Узоры платья – сай вышивались серебряными или золотыми нитками.

Если учащиеся изъявят желание имитировать золотой узор с использованием желтой краски, то в первую очередь раскрашивается желтой краской рисунок узора, а после его просыхания – фон. При имитации под серебро, учащиеся сразу раскрашивают фон, оставляя белым рисунок узора. В цветовом решении узора от учащихся потребуется максимум аккуратности и усердия в работе.

4. Выставка – презентация эскизов подвесок адыгейского платья – сай.

5. Обсуждение и коллективное оценивание декоративных рисунков учащихся.

6. Подведение итогов. Позитивные и негативные стороны урока.

Использованная литература:

  1. Азаматова М.- К.З. Адыгейский народный орнамент. – Майкоп, 1960.
  2. Дубровин Н. Черкесы (Адыги), Краснодар, 1927.
  3. Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня/ Пер. с адыг.-М.: Сов. Россия, 1983.
  4. Нехай Р. Слово о матери/Пер с адыг.- Майкоп, 1994.
  5. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка,- Майкоп, РИПО “Адыгея” 1992.
  6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVII- XX вв. – М.: Наука, 1989.

Приложение