Конспект фронтального занятия для детей с задержкой психического развития "Самый умный" по теме "Весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Закреплять и активизировать словарь по теме “Весна”.
  • Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и прилагательных к существительным;
  • Закреплять умение подбирать антонимы, умение образовывать превосходную степень прилагательных, умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
  • Закреплять навыки словообразования: умение образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, умение образовывать сложные слова, умение подбирать родственные слова. Развивать координацию речи и движений, память, внимание.
  • Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать сверстника, умение отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.

Словарь: солнцепек, лиственница, цветник, цветовод, травник, веснушки, лиственный (лес).

Оборудование: фланелеграф, панно (15х17) с кармашком внизу и цифрами (1,3,5) вверху (на каждого ребенка); напечатанные на карточках родственные слова; карточка с двумя словами, из которых надо образовать сложное слово (на каждого ребенка); цветные карточки со сложными словами; 4 тарелочки: с лучами, облаками, листочками, травой (все детали на скотче); 3 конверта (белый, желтый, синий) с вопросами; плоскостные корзинки (из картона) с прозрачными кармашками в которых картинки на весеннюю тему (на каждого ребенка); фишки зеленого и голубого цвета, медали “Самый умный” и “Самый любознательный” по количеству детей.

Ход занятия.

Педагог: Сегодня мы проведем игру “Самый умный” и узнаем, готовы ли вы к школе.

Правила игры.

Педагог: В игре каждый отвечает на свой вопрос, и за правильный ответ будет получать зеленую фишку. За ответ с помощью педагога или сверстника – голубую фишку.

Если кто-то не справится с заданием, то ответ переходит к соседу, и фишку будет получать сосед. В игре не выкрикивают и не подсказывают. За подсказку - фишка забирается. Кто наберет больше зеленых фишек, тот получит по окончании игры медаль “Самый умный”, за голубые фишки – медаль “Самый любознательный”.

А сейчас мы представимся гостям: Я – ведущая игры, Девяткина Светлана Юрьевна. Ребята, теперь вы представьтесь. (Дети называют свои имена). Перед началом игры мы проведем разминку.

Упражнение “Какое слово не подходит и почему?”

Педагог: Послушайте слова: “Весна, весенний, весло, веснянка”.

Дети: Не подходит слово “весло”, в остальных словах главное слово “весна”.

Педагог называет слова “Март, мартовский, Марина, Марта”.

Дети: Не подходит слово “Марина”, в остальных словах главное слово “март”.

Упражнение “Что лишнее и почему?”

Педагог называет слова “Зима, весна, март, лето”.

Дети: Март. Это месяц.

Педагог называет “Март, апрель, весна, май”.

Дети: Весна. Это время года.

Упражнение “Выберите правильный ответ”.

Педагог: “Сколько весенних месяцев?” и называет цифры (4, 3, 7).

Дети: “3”

Педагог: “Сколько дней в неделе?” (4, 7, 12).

Дети: “7”

Педагог: Разминка закончена. К игре готовы? (Да).

(Более слабые дети и дети II-ой подгруппы в разминке называют время года на данный момент и весенние месяцы: назовите первый месяц весны; назовите третий месяц весны; какой месяц идет после месяца “март”? Какой месяц стоит перед месяцем “май”? и т.д.).

Педагог: Ребята в этих конвертах вопросы: В белом – легкие вопросы; в желтом – посложнее; в синем – сложные. С каких вопросов начнем?

Дети: С легких вопросов.

Педагог: О чем будут вопросы, вы узнаете, отгадав загадку:

“Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет”.

Дети: Это весна. (Дети отгадывают загадку, отгадку находят на столе и выставляют на наборное полотно).

Педагог на наборное полотно выставляет недорисованную картинку с весенним сюжетом: солнышко без лучей, дерево без листочков, на картинке не нарисована травка и облака. (Дети садятся на стульчики перед доской).

Педагог: На доске картина, которую не дорисовала Весна. Ёе надо закончить словами и деталями.

Упражнение “Подбери действия и определения” (к существительным).

Педагог: “Солнце весной что делает?” (Ответы полным предложением)

Дети: Солнце весной – сияет, сверкает, греет, светит, ласкает, улыбается, пригревает, освещает. (Ребенок называет одно слово и прикрепляет один лучик к солнцу).

Педагог: “Трава весной что делает?”

Дети: Трава весной зеленеет, пробивается, появляется, радует, растет, прорастает (Ребенок называет слово и выставляет травку).

Педагог: “Листочки весной какие?”

Дети: Клейкие, зеленые, молодые и т.д. (Дети назвав слово прикрепляют листочки к дереву).

Педагог: “По небу плывут какие облака?”

Дети: По небу плывут легкие, белые и т.д. (Выставляются облака).

Педагог: Молодцы, хорошо отвечали. Получаете фишки.

(Дети II-ой подгруппы подбирают слова по наводящим вопросам педагога)

Педагог: Берем следующий конверт, а в нем вопросы посложнее. Картина о весне нарисована. Какие предметы на ней? Большие или маленькие?

Дети: Большие.

Педагог: Мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать и называть предметы на фланелеграфе, а вы будете называть их ласково.

Игра “Назови ласково”. (Дети II-ой подгруппы образовывают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом по образцу).

Педагог: Послушайте, как я скажу: короткий луч – коротенький лучик.

Педагог: “Теплое солнце”

Дети: Тепленькое солнышко.

Педагог: “Молодой листок”.

Дети: Молоденький листочек.

Слова для игры: зеленый куст, легкое облако, желтый цветок, мягкая трава.

Педагог: Молодцы ребята, хорошо справились. (Детям выдаются фишки).

Педагог: Игра продолжается. Динамическое упражнение “Весна, где ты зимой была?” (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Весна, где ты зимой была?
Я в речке зиму провела,
Мы с речкою проснулись
И к вам в село вернулись.
Гляди, набухли почки,
Проклюнулись листочки,
Пичуги прилетели
И на веточках запели.
И долгожданное тепло
К тебе, к нему, ко всем пришло.
Ю. Саакян

Игра “Скажи наоборот”. (Игра с мячом. Педагог бросает ребенку мяч и говорит предложение, ребенок возвращает мяч со своим предложением).

Педагог: Осенью природа засыпает, а весной - …

Дети: А весной природа просыпается.

Педагог: как еще можно сказать о природе весной?..

Дети: Пробуждается, оживает.

Педагог: Весной день прибывает, а ночь - …

Дети: Ночь весной убывает.

Предложения для игры:

  • Весной день длинный, а ночь - …
  • Осенью погода пасмурная, а весной - …
  • Зимой холодно, а весной - …
  • Весной ночи стали еще короче, а дни еще - …
  • Весной солнце светит ярко, а летом еще - …
  • Весной тепло, а летом еще - …

(Более слабые дети и дети II-ой подгруппы по картинкам, по действию; по образцу дети образовывают превосходную степень).

Педагог: Наша игра продолжается.

Дидактическая игра “Сосчитай, сколько?” Для выполнения следующего задания, дети должны сесть за стол и взять панно с картинками. (На панно цифры 1, 3, 5).

Педагог: Назовите карточку. Название картинки произнесите с теми цифрами, которые у вас на панно. Ребята, слушайте внимательно, будете помогать друг другу и оценивать ответы сверстников.

Педагог: Ребята, послушайте как я скажу: Одна черная проталина, три черных проталины, пять черных проталин и т.д.

Слова для игры: зеленый листок, белый подснежник, певчий скворец, звонкий ручей.

(Дети оценивают ответы друг друга и раздают соответствующие фишки).

Педагог: Мы берем конверт со сложным заданием.

Игра “Подбери родственное слово”. (У каждого ребенка корзинка с картинкой в кармашке; слова, напечатанные на бумаге, лежат на подносе и дети подбирают их к своей картинке; картинки: солнце, цветок, листок, трава, весна).

Педагог: У вас на столе корзинки с картинками. Надо собрать в корзинку карточки со словами, которые подходят к вашей картинке.

(К картинке где “цветок” ребенок подбирает слова: цветник, цветовод,, цветочный, цветик - семицветик и т.д. и объясняет свой выбор).

Педагог: Почему взяли именно эти слова? Какое главное слово во всех этих словах?

Дети: Главное слово “цвет”

(По выбору педагога дети объясняют значение слов: цветник, цветовод, веснушки, лиственница, травник, солнцепек).

Дети II-ой подгруппы подбирают слова по наводящим вопросам педагога.

Педагог: Ребята, наша игра заканчивается, и мы выполняем последнее задание.

Упражнение “Образуй слово”. (У каждого ребенка на столе цветная карточка с двумя словами, из которых надо образовать сложное слово. На наборном полотне карточки соответствующих цветов с написанным сложным словом изображением вовнутрь. Дети образовывают слова и правильность выполнения задания проверяют по карточке своего цвета на наборном полотне. (Дети II-ой подгруппы повторяют сопряжено – отраженно).

Педагог: У вас на столе цветные карточки. На них написано два слова, Из этих двух слов вы должны будете образовать одно слово. Готовы?

Дети: Да.

Педагог: Лед колет - …,

Дети: Ледокол.

Педагог: Сок движется - …,

Дети: Сокодвижение.

Слова на карточках: первые цветы, лёд ходит, солнце печет, цветы разводит.

(Ребенок читает свою карточку, называет сложное слово, подходит к доске, берет и переворачивает карточку своего цвета и читает ответ. За правильный ответ получает зеленую фишку, за задание, выполненное с помощью сверстника или педагога, получает голубую фишку).

Педагог: Игра закончена. Какое задание для вас было самое трудное? Какое задание вам показалось легким? Ребята, подсчитайте фишки и скажите у кого сколько фишек, и каких больше: зеленых или голубых?

Дети подсчитываю фишки. Педагог оценивает ответы детей. Детям вручаются медали: если больше зеленых фишек – вручается медаль “Самый умный”, если больше голубых фишек – медаль “Самый любознательный”.