Авторский урок русского языка по теме "Учимся составлять текст"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: «Учимся составлять текст» (2-й класс)

Цели:

- отрабатывать умения составлять текст по заданному плану;
- развивать речь;
- обогащать словарный запас;
- расширять представление о речевом этикете, правилах поведения.

Оборудование:

- мультимедиа-проектор;
- презентация (Приложение);
- карточки со словарными словами;
- учебники по русскому языку для 2-го класса Н. Ф. Виноградовой, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок развития речи будет посвящен этикету. Мы будем составлять текст по заданному плану, а также будем учиться составлять свой план.

Откроем тетради, запишем число.

II. Вступительная беседа

- Но прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним, что означает слово этикет.

Этикеткультура поведения и речи.

- Как вы думаете, какого человека называют культурным? (Того, кто употребляет «волшебные» слова, своим поведением не обижает других.)

- Знаете ли вы « волшебные» слова? Проверим.

III. Словарная работа

1) - Это то, что люди говорят при встрече друг другу. (Здравствуй.)

Карточка с этим словом открывается на доске.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Непроизносимая согласная.)

- Можно ли ее проверить? (Здравие – т. е. здоровье.)

Прочитаем хором орфографически.

- Значит, говоря, здравствуй, мы желаем здоровья друг другу.

Если встреча произошла утром, то вежливый человек говорит: «Доброе утро», днем - «Добрый день», вечером - «Добрый вечер».

2)- Это слово означает выражение благодарности. (Спасибо.) Это слово произошло от старинного выражения «спаси бог». Человек просил бога его спасти.

Открывается карточка со словом, дети читают хором, записывают в своих тетрадях.

3) - Пожелание при прощании. (До  свидания.)

Слово свидание образовано от слова видеть. До свидания означает «до встречи».

- Ребята! А как будут звучать эти же слова на осетинском и английском языке?

IV. Составление текста по плану

Работа по учебнику с. 98, упр. 2.

- Сейчас мы попытаемся составить текст. Он будет называться: «Как дарить подарки». В этом нам поможет этикет. Внимание на экран.

(Слайд №1)

Гости к зайчику пришли
И подарки принесли:
Медвежонок – меда банку,
Еж – болотных ягод склянку.
Белка – груду вкусных шишек,
Кошка – связку серых мышек,
Цапля – лапку лягушонка,
А лиса – крыло цыпленка.

(Слайд №2)

Зайцу стало очень грустно,
Ведь хотел он лист капустный…
Постарайтесь не забыть,
Что кому должны дарить,
Чтобы сделать всем приятно.
Это главное, понятно?

- Как выбирать подарок? (Выбирай подарок не для себя, а для хозяина.)

Однако одного подарка для поздравления мало: важно знать слова, с которыми принято обращаться к имениннику. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением и пожеланием здоровья, радости, успехов.

Именинник должен поблагодарить гостей за подарки: «Спасибо за поздравления и подарки».

Если подарок не понравился – не показывай виду. Не дорог подарок, а дорого внимание.

- Закончите предложения.

На доске:

Подарок нужно выбирать… (не для себя, а для друга).
Когда даришь подарок, нужно говорить… (теплые пожелания).
Желать… (здоровья, радости, успехов).

V. Физкультминутка

VI. Составление плана «Поведение в гостях»

Упражнение №3

- Сегодня моим помощником является Мудрый Филин из сказочного леса. Внимание на экран.

(Слайд №3)

Мудрый Филин, важно сидя на ветвях,
Рассказать решил при встрече,
Как вести себя в гостях.

(Слайд №4)

В гости, милые друзья,
(Вам сказать обязан я),
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению.
Если вы пришли незвано –
Для хозяев это странно!
Раз к себе не приглашали,
Значит, вас совсем не ждали!

- Какой вывод можно сделать? (Не приходи без приглашения.)

(Слайды №5-6)

Пригласил Щенок Утят,
Зайчика, Котенка…
Гости все давно сидят,
Ждут лишь Поросенка.
Если в гости  звали вас,
Нужно не копаться
И в определенный час
Дружно всем собраться.
Вы, чтобы друзей не обижать,
Себя не заставляйте ждать. (Не опаздывай!)

(Слайд №7)

В гости Лев с семьей пришел,
Угощенья – полный стол.
Львенок вдруг промолвил грустно:
- А салат у вас невкусный,
Что-то в нем совсем не то,
Я и сам не знаю что.
Как расстроилась хозяйка -
Пожилая тетя Чайка!
Чтоб со всеми жить в ладу
Не ругай в гостях еду! (Не критикуй еду.)

(Слайд №8)

Заяц был в гостях у Мышки,
Разбросал повсюду книжки,
Разложил вокруг игрушки,
Скинул на пол все подушки.
За собою не убрал
И вприпрыжку убежал.
Так не надо поступать!
Игрушки надо ведь собрать

- Ваш вывод? (Не разбрасывай чужие вещи!)

(Слайд №9)

Гости волка посетили
Говорили, говорили.
Что, и как, и от чего.
Волк уже скучал, зевал -
От гостей совсем устал.
И не выдержал: под стул
Лег клубочком и уснул.
Что хочу сказать примером:
Нужно  и в гостях знать меру. (Не засиживайся!)

(Слайд №10)

В заключение, конечно,
Я напомню без утайки:
Не забудьте сердечно
Поблагодарить хозяев.
Посидели, поиграли,
А потом прощаться стали:
«Вам спасибо за прием
До свиданья! Мы пойдем!» (Поблагодари хозяев.)

- Итак, какой же мы можем сделать вывод? Как вести себя в гостях?

Выслушиваются мнения детей. Составляется коллективный план.

VII. Сценка

Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше.

- Сколько ошибок сделал Незнайка?

VIII. Итог

Наш урок подошел к концу. Согласно этикету, как мы должны попрощаться с вами?