Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем детском саду в течение ряда лет проводится работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей. Разработан проект программы «Мой город – мое Отечество».

Немаловажную роль при реализации работы в данном направлении играет предметно-развивающая среда, назначение которой – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Неоценимую помощь в нравственно – патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде ДОУ созданы зоны, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики.

1. Музей народного быта «Горница». Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян, их семейном укладе, одежде, утвари, предметах утвари.

Дети узнают здесь о народных промыслах Руси, знакомятся с русским фольклором, народными сказками, былинами, «вживаются» в культуру русских праздников (Масленица, Пасха), окунаются в песенное и танцевальное творчество.

2. Зона изобразительного искусства. Здесь дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умения рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, художественным творчеством жителей Сибири, Мариинского района.

3. Экологическая зона. «Мы – Добродеи» Цель экологической зоны –формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе, к тем её объектам, которые находятся рядом с ними. Здесь дети получают знания о природе родного края, о таёжных просторах, богатствах, особенностях её животного и растительного мира. Интерес к родному краю вызывает желание сохранить его и приумножить его богатства.

4. Зона боевой славы. В ней представлены экспонаты : боевое обмундирование , экипировки, головные уборы, вещи участников ВОВ, боевые награды, письма солдат с фронта. Почетное место занимает альбом « Славим Родину» , который составлен педагогами в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников по воспоминаниям очевидцев о военных действиях партизанского отряда.

В ДОУ существует традиция поздравлять ветеранов с Днём Победы. К детям приходят ветераны ВОВ, почетные жители города.. Воспитанники готовят для них подарки, сувениры, выращивают цветы и обязательно в это день большой праздничный концерт , участники которого, как дети, так и педагоги и родители.

Быть патриотом -значит чувствовать свою ответственность за судьбу страны, Отношение к родной стране предается от родителей к детям. Работа по нравственно –патриотическому воспитанию в детском саду проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Они первые помощники в создании предметно-развивающей среды сада. Они организаторы экскурсий в музеи города, в музеи школ № 1 и 3 в микрорайоне, в детскую библиотеку города на встречи с ветеранами боевых действий.

Родители завсегдатаи клуба для родителей и детей «Добродеи» Здесь они вместе с детьми планируют и проводят добрые дела для ветеранов ВОВ. Их дела: собрать и приготовить семена овощей, цветов, для ветеранов, вырастить комнатные цветы для них, собрать скошенную на площадке сада траву для кроликов Аксенова МП (ветерана ВОВ) и др.

В дни памятных дат родители, педагоги и дети - всегда у мемориала Славы возлагают цветы. Здесь их встречает ветеран боевых действий ВОВ Пальчикова И.М.

Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ представляют следующие блоки :организация развивающей среды, работа с ветеранами, работа с семьей, сотрудничество с другими образовательными учреждениями и общественностью.

Педагоги ДОУ работают с детьми и родителями в рамках проектной деятельности.

Проект «Районы города»

Цель. Дать общее представление о районах Мариинска.

Задачи. Подробно рассказать об истории, месторасположении, промышленности, транспорте, культуре районов Мариинска. Развивать интерес к их истории и современности. Стимулировать поисковую деятельности в процессе сбора информации по теме.

Ход работы над проектом

1-й этап

Воспитатель вносит карту Мариинска с обозначенными на ней разными цветами районами. Дети рассматривают ее. Воспитатель задает вопросы.

• Кто в каком районе нашего города живет?
• В каком районе живут бабушка и дедушка (другие родственники)?

Предлагает составить рассказ о районе по следующему плану: история района, месторасположение, промышленность, транспорт, культура.

2-й этап

Воспитатель предлагает детям распределиться по подгруппам и выбрать район, о котором они хотят узнать как можно больше. Дети обычно выбирают район, в котором живут они сами, их родственники или друзья.

3-й этап

Каждая подгруппа собирает информацию о выбранном районе с помощью родителей и воспитателей. Практика подтверждает: на этом этапе целесообразно использовать такие формы работы, как экскурсии с видеосъемкой (помощь родителей), просмотр видеофильмов; чтение литературы исторического характера, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, изучение легенд об историческом прошлом районов, организация фотосъемки, оформление фотовыставки, посещение музеев краеведения (в районах города), составление кроссвордов (с родителями), изготовление дидактических игр (с воспитателем), оформление буклетов о районах города.

На презентацию материалов о каждом районе города отводится занятие, на котором каждая подгруппа защищает свой проект.

4-й этап

Воспитатель предлагает каждой подгруппе, работающей над проектом, защитить его. Защиту проекта проводят по плану, предложенному воспитателем и согласованному с детьми. Формы защиты могут быть разными: представление буклета, демонстрация видеофильма, оформление фотовыставки, представление фотоальбома и т.д.

В случае затруднения воспитатель задает вопросы.

• Сколько районов в нашем городе? (Шесть.)
• Какие районы находятся в Центральной части?
• Какие в Заречной части города?
• Какие районы омываются рекой Кией?
• В каком районе находится вокзал?
• В чем его значимость для Мариинцев?
• Какой район города находится на левом берегу Кии?
• Какой район называют «центральным»?
• Какой район является историческим центром? Почему?
• В каком районе находится железнодорожный вокзал?
• В каких районах находится самый большой парк города?
• В каком районе проводится Мариинская ярмарка?
В каком районе больше всего музеев, театров, учебных заведений?

5-й этап. Постановка новой проблемы. Обсуждаются разные варианты оформления представленных материалов (оформление экспозиции музея, видеофильм «Районы Мариинска» и т.д.).

Проект Мариинская ярмарка

Цель. Обобщить и углубить представления детей о Мариинской ярмарке.

Занятие 1

Задачи. Вызвать желание узнать об истории возникновения Мариинской ярмарки. Стимулировать к поиску дополнительной информации по теме. Развивать любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.

Ход занятия

На первом занятии решаются проблемы первых двух этапов проекта.

Воспитатель. В наш детский сад пришло письмо из Германии (показывает). Из города-побратима Эссена. В Германии в городе Лейпциге издавна проводились ярмарки. Они хотели бы поподробнее узнать о ней и просят вас помочь. Согласны? Как можно познакомить детей Германии с прошлым Мариинской ярмарки? Что им можно рассказать о ней? Где можно узнать о ярмарке?

Дети. Можно сходить на ярмарку, можно почитать книги о ярмарке. В нашем детском саду посмотреть альбом о прошлом Мариинской ярмарки.

Воспитатель. Давайте соберем все эти сведения о прошлом ярмарки и на следующем занятии поделимся ими друг с другом.

После занятия организуется беседа с родителями с целью побудить их помочь детям в поиске необходимой информации.

Занятие 2

Задачи. Подвести к пониманию того, как можно поделиться своими знаниями с детьми другой страны. Помочь реализовать знания (в разных видах деятельности). Развивать творчество, воображение, фантазию.

Ход занятия

Воспитатель. Расскажите, кто где был и что нового узнал об истории Мариинской ярмарки. А как можно передать детям Германии эту информацию? Какими средствами? Но обязательно так, чтобы они ярко представили себе старинную ярмарку Мариинска.

Дети. Можно написать письмо (составить рассказ), послать посылку (с рисунками, фотографиями), бандероль (со звуковым письмом на аудиокассете, видеофильм на видеокассете и т.д.), пригласить их к нам в гости.

Воспитатель. А что бы вы хотели рассказать немецким детям о старинной Мариинской ярмарке? (Записывает рассказы детей на аудиокассету.)

1-й ребенок. Можно рассказать об истории возникновения ярмарки в Мариинске (Она впервые проводилась в селе Чебула. После пожара ее перенесли в Мариинск. Это место очень удобно для торговли: с товарами подходить удобно, есть большая, просторная площадь для торговых рядов.)

2-й ребенок. Я бы рассказал о торговых рядах на ярмарке: лоскутном, берестяном пироженном, хлебном, корзинном, игольном, ягодном, мясном, чайном и т.д. А еще наша ярмарка на всю Россию славилась колокольным торгом.

3-й ребенок. А я хотел бы рассказать о том, что на ярмарке не только торговали, но и устраивали народные гулянья, праздники. Здесь пели знаменитые певцы, выступали артисты, циркачи, смешили людей скоморохи, зазывали коробейники, в балаганах показывали театральные представления, где обязательно выступал Петрушка.

4-й ребенок. А я хочу сказать о том, ярмарку можно назвать «карманом Мариинска».

Воспитатель. Почему, как вы думаете?

Дети. Ярмарка давала прибыль не только городу, но и всей России.

5-й ребенок. Я хочу познакомить немецких детей со сказкой о Мариинской ярмарке.

«Спящее царство, в нем большой город, но спит этот город непробудным сном круглый год без малого, пусто на его безлюдных улицах. И только на два месяца в году просыпается он и шумит торговой жизнью. Но лишь пробил роковой час - и все замирает. Этот неведомый город и есть Мариинская ярмарка».

Воспитатель. Задание на дом - вы можете придумать свою сказку о ярмарке, нарисовать рисунки. И все это мы можем отправить детям в Германию.

Далее организуется презентация результатов проекта.

Воспитатель. Как вы думаете, чем можно дополнить созданный вами образ ярмарки, чтобы ребята из Германии ярче представили ее? (Производит видеосъемку.)

Мальчик. Я бы сыграл на ложках, как раньше играли скоморохи.

Мальчики в костюмах скоморохов исполняют в ансамбле ложкарей русскую народную мелодию «Я на горку шла».

Девочка. Я бы спела песню о ярмарке.

Девочки в русских костюмах исполняют песню «Золотая ярмарка».

Мальчик. Можно почитать стихи о ярмарке.

Девочка. Можно рассказать веселые шутки-прибаутки.

Ярмарка искристая,
Ярмарка задорная
Кружится неистово,
Весело и молодо.
Народ, на ярмарку спеши!
Танцуй и пой ты от души!
Широко раскинувшись, ярмарка шумит,
Живая, многолюдная, душу веселит.
Гомонит, волнуется,
Торгует да торгуется.
Веселая, богатая,
На шутки тароватая,
Большая, деловитая,
Товарами набитая.
Яркая да броская
Моя Мариинская!
На ярмарке нашей товары всех краше!
Пляски, веселье и угощенье!
Веселые гармошки, балалайки, да матрешки!
Скорей, скорей, честной народ!
Мариинская ярмарка зовет!

Две девочки ведут диалог.

- Здорово, кума! (Поклон.)
- На ярмарке была! (Показывает в сторону.)
- Никак ты, кума, глуха! (На уши показывает.)
- Купила курицу да петуха! (Показывает на корзину.)
- Прощай, кума! (Машет рукой.)
- Пять рублей отдала... (Качает головой.)

***

- Ульяна, где была?
- На ярмарке.
- Что там видела?
- Утку в юбке,
Курицу в сережках,
Свинью в рогоже
- Нет ее дороже!

Ребенок. А давайте покажем народный театр.

Дети исполняют сценку «Скоморохи и Петрушка», которая включает хороводы «Я селезня, я любила», «Подушечка», «Княгиня - бояре», «Тде ты был, Иванушка?»; танец «Мариинская ярмарка».

Воспитатель. Молодцы! Вот наша посылка и готова к отправлению. Как вы думаете, может заинтересовать немецких детей современная Мариинская ярмарка? Почему? Чем? Что вы можете рассказать о ней? Сходите на нее с родителями, узнайте о том, как она проводится в настоящее время.

А потом мы напишем письмо о современной ярмарке Мариинска и пошлем в Германию по почте (или через Интернет).

Занятие 3

Задачи. Закрепить и расширить представления о современной Мариинской ярмарке. Упражнять в умении применять имеющиеся знания в разных видах деятельности. Формировать способность к творческому самовыражению и потребность в нем.

Ход занятия

Воспитатель организует беседу о современной Мариинской ярмарке.

До ее начала приносит в группу «Волшебный сундучок». В нем находятся фотографии ярмарки в прошлом и настоящем. Часть информации детям пока неизвестна. Перед детьми ставится цель: получить недостающие знания, определить план исследовательской работы по теме, создать буклет о Мариинской ярмарке (совместно с воспитателем).

Вопросы к беседе

• В каком районе проводится Мариинская ярмарка? (В центральном)
• Как сейчас называют Главный ярмарочный дом?
• Сколько павильонов работает на территории ярмарки? (Шесть.) Для чего они нужны? (Для продажи самых разных товаров.)
• Так для чего же нужна ярмарка? (Прежде всего для торговли)
• Для чего организуются выставки?
• Какие бывают выставки? («Великие реки», «Медицина», «Книжный салон», «Архитектура и строительство», «Военная техника», «Новогодний подарок», «Мариинская осень», «Товары для всех» и др.)
Как называется большой зал в Главном ярмарочном доме?
• Как вы думаете, для чего он предназначен? (Здесь проходят все знаменательные события и приемы, презентации-представления чего-либо.)
• Как в будущем вы представляете нашу Мариинскую ярмарку? (Она расширится за счет строительства новых павильонов, гостиничного комплекса.)

Проект «Тайны Арчекаса»

Групповой

Цель: Обобщить и уточнить знания об Арческасе.

Задачи. Закрепить знания об особенностях Арчекаса . Познакомить с достопримечательностями Арчекаса. Развивать любознательность, инициативность, активность и самостоятельность в поиске необходимой информации. Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его славное прошлое.

Занятие 1

1-й этап

Воспитатель вносит план-схему Арчекаса, на которой расположение достопримечательностей не соответствует действительности

Задает детям вопросы.

• Что вы видите на этой схеме?
• Посмотрите внимательно и скажите: согласны вы с архитектором, составившим этот план?
• А что, по-вашему, не так? Предлагает внести поправки в этот план.

2-й этап

Воспитатель предлагает детям подумать, что может помочь составить правильный план Арчекаса.

Варианты ответов в ходе обсуждения: экскурсия по Арчекасу, просмотр видеофильма, чтение специальной литературы, рассматривание альбомов, рисунков с видами Арчекаса, рассказы родителей.

В результате обсуждения воспитатель и дети решают совершить экскурсию по Арчекасу (совместно с родителями).

3-й этап

В результате совместного обсуждения останавливаются на таких формах работы над проектом: пешеходная прогулка по Арчекасу , просмотр видеофильма «Земля Мариинская», рассматривание альбомов, открыток с видами окрестностей Арчекаса; сюжетно-дидактическая игра «Древние люди Арчекаса».

Организуется игра, цель которой - закрепить знания о жизни селькупов, расположении окрестностей Арчекаса, природных ресурсов данной местности)

Ход игры. На полу в групповой комнате хаотично разложены макеты горы. жилищ селькупов, домашней утвари. Воспитатель предлагает детям правильно расположить макеты.

Занятие 2

Воспитатель предлагает детям разделиться по парам и выбрать проект, который они будут защищать. Защита проектов проходит в игровой форме.

Воспитатель показывает детям «золотой ключик»: с его помощью можно открыть «тайну» каждой части окрестностей Арчекаса, но только в том случае, если дети дадут полную информацию о местности. Если это условие выполнено, то дверь открывается и звучит музыка, а над картой Арчекаса появляется флаг Мариинска.

Возможные варианты защиты проектов: рассказы детей, чтение стихотворений об Арчекасе, представление буклета, демонстрация видеофильмов, оформление фотовыставки, выставка макетов башен, выполненных с родителями, решение кроссвордов, составленных детьми вместе с родителями.

В случае затруднений воспитатель задает вопросы.

• Кто такие селькупы?
• Чем внешне селькупы отличаются от современных Мариинцев?
• Какими промыслами занимались селькупы?
• Можно ли было встретить в жилище селькупа хрустальную вазу? Электрочайник? Телевизор? И т.д

5-й этап.

Детям раздают силуэты горы Арчекас и предлагают выполнить домашнее задание - нарисовать «Арчекас в будущем»