Разработка урока русского языка в 5–9-х классах по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное».

Цели урока:

1) Систематизация теоретического материала по изученной теме.
2) Отработка навыков по применению теоретического материала.
3) Попутное повторение некоторых орфограмм, пунктограмм.

Задачи урока:

1. Образовательные:

1) В процессе выполнения заданий добиться систематизации теоретического материала по теме.
2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
3) Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2. Воспитательная: Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

3. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся.

Оборудование, дидактические материалы:

1) таблицы;
2) перфокарты;
3) минитаблицы;
4) таблица – обобщение на каждого ученика;
5) художественный текст на группу;
6) тесты.

Структура урока

1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Практическая часть:

а) Игра «Кто быстрее».
б) Работа у доски: объяснение пропущенных орфограмм и пунктограмм в предложении.
в) Работа в группах: образование степеней сравнения имен прилагательных.
г) Работа у доски: определение разряда имен прилагательных.

Физкультпауза

д) Работа в группах: объяснение правописания суффиксов имен прилагательных, составление предложений, выборочный цифровой диктант, работа с перфокартами.
е) Тесты.
ж) Работа с текстом.
з) Оформление выводов в таблице – обобщении.

5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.

Ход урока

Содержание урока, приемы и методы

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Настрой на внимание.

Приветствие учащихся.

Встречают учителя стоя, после чего садятся.

2. Проверка домашнего задания у 1 группы.

Ребята из 1-й группы подготовили стихотворения о частях речи. Послушаем.

1) Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

2) Встали мы местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье без сомненья,
Приниматься надо всем.

3) Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

4) Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

5) После школы, как известно,
Мы катаемся в санях,
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.

Выразительное чтение.

3. Целеполагание: настрой на работу, ознакомление с задачами урока.

И мы сегодня на уроке обобщим полученные знания по теме «Имя прилагательное».

Оформляют записи в тетрадях.

4. Проверка домашнего задания у 2 и 3 группы.

Ребята из 2-й группы разработали
таблицу – обобщение, в которой вы в течение урока запишите выводы по данной теме.

Учащиеся 3-й группы подобрали текст, к которому мы обратимся позднее.

Слушают учителя.

5. Обобщение теоретического материала.

Каждую часть речи мы рассматриваем с позиций трех основных признаков.

- Напомните, каких?

1. Общее значение.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль в предложении.

Беседа.

- Каково же общее значение имен прилагательных?

 

6. Практические задания.

Игра «Кто быстрее»

За 1 – 2 мин запишите прилагательные к данному слову (человек).

Очень хорошо, что доминируют прилагательные, обозначающие положительные качества человека.

Добрый, отзывчивый, честный…

Работа с предложением у доски.

Итак, оформите вывод в таблице

- В какой графе?

Запишите предложение, объяснив правописание пропущенных орфограмм и пунктограмм.

В первой.

Со..нце … …рчайшая Зв...зда Галактики.

Запишите морфологические признаки прилагательного ярчайшая.

Называет виды орфограмм.

Качественное, простая форма, превосходная степень И. п., ед. ч., ж. р.

Работа по опорным схемам.

Взаимопроверка.

Обратитесь к схеме «Степени сравнения имен прилагательных». Образуйте от данных слов всевозможные степени сравнения.

Звонкий
Аккуратный
Красивый

Обменяйтесь листочками, проверьте и поставьте оценку.

Качественные.

Работа у доски.

(Прикрепляются слова магнитами.)

Определить разряд этих прилагательных.

Качественные:

- заботливый;
- приветливый;
- загадочный.

Относительные:

- деревянный;
- ситцевый;
- осенний.

Притяжательные:

- заячий;
- птичье;
-щучья.

- Что обозначают качественные прилагательные?

Качество в большей или меньшей степени.

- Что обозначают относительные прилагательные?

Признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени, обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет; пространственные, временные признаки предмета.

- Что обозначают притяжательные прилагательные?

Принадлежность чего – либо лицу или животному.

Физкультпауза.

А сейчас немного отдохнем.

Выполняют физ. упражнение.

Работа по группам.

Объясните правописание суффиксов и составьте предложения с данными словами:

1) деревянный;
2) ситцевый;
3) осенний.

Эти слова можно найти и в загадках:

Межи деревя…ые,
А поля стекля…ые. (Окно.)

Работают 2 – 3 мин

Приводят свои примеры.

Цифровой диктант.

Ценные сведения. (1 – нн)
Ветреный день. (2 – н)
Орлиный крик. (3 – н)
Соломенная шляпа. (4 – нн)
Морковь полезна. (5 – н)
Даль туманна. (6 – нн)
Старинные предания. (7 – нн)

Работают 3 – 5 мин.

Работа с перфокартами, текстами.

А сейчас выполните индивидуальные задания. (Приложение 1, Приложение 2)

Не забывайте записывать выводы в карточке – обобщении.

 

Р./ Р.

Работа с текстом.

К выделенным словам в тексте подберите имена прилагательные, определите их роль в тексте:

Был (    ) (    ) день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого (   ) утра небо (   ); (   ) заря, нее пылает пожаром: она разливается (    ) румянцем. Солнце – не (    ), не раскаленное, как во время (    ) засухи, не (   ), как перед бурей, но (   ) и приветливо (   ) – мирно всплывает под (   ) и (   ) тучкой, свежо просияет и погрузится в (   ) ее туман.

Подбирают прилагательные.

- Назовите произведение и автора этих строк?

- Зачитайте свой вариант текста и сравните с авторским.

И. С. Тургенев «Бежин луг»

- Какова же роль прилагательных в тексте?

- Какова синтаксическая роль имен прилагательных?

Создается образная, яркая картина.

Определением, сказуемым.

7. Подведение итогов.

Дописываем выводы в карточку – обобщение.

Спасибо за работу. Каждый из вас получит оценку, сдайте тетради.

Зачитывают полученный результат.

8. Домашнее задание.

§ 47 – 58, теория.

1) составить словарный диктант на изученные орфограммы по данной теме.

2) подобрать загадки, ответом которых являются имена прилагательные.

3) составить сочинение – миниатюру с использованием имен прилагательных.