Урок литературы в 11-м классе. Урок-мастерская "Модель мира В. Маяковского"

Разделы: Литература


И.Бродский: «Как только человек создает собственный мир, он становится инородным телом, в которое метят все законы тяготения, сжатия, отторжения, уничтожения».

 П. Пикассо: «Я изображаю мир не таким, как я его вижу, а таким, каким мыслю».

Иллюстрации (приложение):

П. Филонов «Головы».
Ф. Малявин «Без названия».
В. Маяковский «Автопортрет».
Профиль В.Маяковского.

Цели и задачи урока:

- раскрыть сущность понятия;
- определить его роль в творчестве поэта;
- определить отношение Маяковского к миру, указать его творческие последствия;
- обобщить знания о творчестве поэта;
- развивать творческое воображение;
- развивать выразительность чтения.

Урок-мастерская

Тема урока: Модель мира В. Маяковского.

Оборудование: иллюстрации, тексты произведений Маяковского.

Предварительное домашнее задание: подобрать примеры размышлений о мире ученых, философов, поэтов; выписать отрывки из произведений Маяковского, отражающие его отношение к миру (использовать материалы предыдущих уроков).

Конспект урока

1. Организационный момент

Учащиеся заранее делятся на три группы.

На доске написана тема, эпиграфы П. Пикассо: «Я изображаю мир не таким, как его вижу, а таким, каким мыслю» и И.Бродского: «Как только человек создает собственный мир, он становится инородным телом, в которое метят все законы: тяготения, сжатия, отторжения, уничтожения».

2. Слово учителя

В переломные эпохи очень остро встают вопросы мироздания:

  • Как устроен мир?
  • Как он возник?
  • Какое место занимает в нем человек?
  • Что может человек в мире?

Какие ассоциации вызывает у вас слово «мир»? (Космос, природа, творение Божье, тайна).

Какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? Обоснуйте свой ответ. (В ходе обсуждения приходим к тому, что это слово - «тайна»)

Действительно, мир - это удивительное явление, это тайна, которую в разные эпохи пытались разгадать и ученые, и философы, и поэты.

Приведите примеры размышлений о мире, которые вас заинтересовали.

Итак, мы видим, что мир многолик, каждый понимает его по-своему, но все хотят постичь эту тайну. Попытки ученых познать мир эмпирическим путем оказались безрезультатны. Лишь немногим дается дар приоткрыть завесу мироздания. Один из таких путей - искусство. Именно через искусство художники силою воображения и интуитивного мироощущения постигают загадки бытия.

Прежде чем говорить об отношении Маяковского к миру, давайте вспомним о том времени, когда он творил. Предлагаю составить «портрет эпохи», в котором отразятся основные черты того времени, настроения, переживания. (Словесное рисование).

Давайте раскрасим этот «портрет». Какие цвета преобладают? А у Маяковского?

Вы верно отметили главную особенность того времени - кризисность, фрагментарность («разорванный мир»). Именно фрагментарно, калейдоскопически пытались запечатлеть мир и художники-авангардисты. (Иллюстрации: Филонов «Головы»; Малявин «Без названия»)
Маяковский тоже попытался отразить мир, но через свое «я». («Автопортрет» В. Маяковского)

Мы еще вернемся к нему, а пока давайте вспомним, к какому авангардистскому течению принадлежал Маяковский, каковы его особенности, какие стихотворения были написаны поэтом в период увлечения футуризмом? (Чтение самых ярких отрывков) Какая тема главная? Особенности ранней лирики.

Итак, вы назвали одной из главных особенностей футуризма - отрицание прошлого, стремление к переустройству мира. Другими словами, это стремление создать свою модель мира, заняв место Бога-Творца. (Тезис XX века - «Бог умер» Ф. Ницше)

Маяковский хочет построить свою модель мира. (Работа с первым эпиграфом)

Подтвердите примерами из его стихотворений и поэм. (Учащиеся зачитывают подготовленные дома отрывки)

1. Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.
(«Революция»)

2. Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!

3. Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
ставлю «nigil».

4. Мы сами творцы в горящем гимне
шуме фабрики и лаборатории.

5. Мы –
каждый –
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
(«Облако в штанах»)

6. Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
(«Эй!»)

Итак, мы видим, Маяковский претендует на место Бога-Творца, ведь «Христос из иконы бежал». Он строит свой мир. Какова модель мира Маяковского?

Давайте вспомним, что такое модель мира (это понятие дается в разговоре об авангардизме на втором уроке), какие отношения лежат в ее основе.

Наша задача выяснить, как строятся эти отношения у Маяковского, чтобы понять его отношение к миру и, в конечном счете, постичь его модель мира.

Работа по группам

Первая группа исследует отношение Маяковского к природе, вторая - к другому человеку (отношение к любви), третья - к обществу.

Задача каждой группы выписать цитаты из произведений Маяковского, характеризующие те или иные отношения, попытаться объяснить их. А также выделить ключевые образы в системе этих отношений. (Озвучивание материала, коррекция в ходе обсуждения выдвинутых утверждений)

В конечном итоге учащиеся должны понять, что Маяковский, пытаясь перестроить мир по своему творческому замыслу, выходит за грани искусства и продолжает свою «игру» с миром уже в жизни. И если в создаваемом им поэтическом мире он менял маски, пытаясь найти свое «логово», то в жизни он растворяется в «мы», обезличивается. (Размышления учеников по поводу иллюстрации с профилем Маяковского, сопоставление с его «Автопортретом»)

Опираясь на ключевые образы, подобранные учащимися, предлагается создать модель мира В. Маяковского (это может быть рисунок или стихотворение). Лицеисты таким образом становятся творцами. Главное, они должны понять, что существует особое пространство - искусство, которое позволяет силою воображения создавать образы и даже целые миры, то есть экспериментировать (в духе авангардистов), но существует и другое пространство-жизнь, которое основывается на других законах, и человек, нарушая их, вступает на роковой путь. Об этом писал И. Бродский (эпиграф).