Рейтинг@Mail.ru

Из опыта работы с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


На первый взгляд, может показаться, что проблема работы с одаренными детьми недостаточно актуальна в условиях снижения уровня общей культуры учащихся, снижения интереса к изучению географии и познания мира в целом. Постараюсь убедить вас в обратном. Для этого необходимо вспомнить, что понимается под термином одаренные дети.

На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся к проявлениям одаренности:

  1. лица с высоким развитием “общего интеллекта” в виде показателей 1<3 > 135–140 единиц; (“сообразительные”);
  2. лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; (“блестящие ученики”);
  3. лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей (“креативы”);
  4. лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области (“компетентные”);
  5. лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно значимых, в той или иной мере общепризнанных формах (“талантливые”);
  6. лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей (“мудрые”).

Можно выделить три составные части одаренности, среди них:

  1. интеллектуальные способности выше среднего уровня;
  2. креативность;
  3. высокая мотивационная включенность в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе и т.д.). Одаренность, говоря условно, – это “место пересечения” трех указанных факторов.

Так что же делать, если перед вами одаренный ребенок? Учить его или развивать? Попробуем ответить на этот вопрос с точки зрения концепции личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение как новый педагогический термин возник и применяется к практике отечественного образования, начиная с 80–90-х гг. прошлого века, в связи с формированием на постсоветском пространстве новой образовательной парадигмы. Это совокупность общепринятых научных взглядов, применяемых к исследованию того или иного объекта или явления, которая доминирует на данном историческом отрезке времени и способна оттеснять на второй план, затмевать собой иные концепции и взгляды и служить эталоном обоснования, объяснения, построения каких-либо теорий.

До этого в европейской педагогике вплоть до второй половины ХХ в. доминировала знаниевая парадигма, которую называют сегодня традиционной. Ее формирование началось в эпоху Возрождения, продолжалось в классических работах Я.А. Коменского и последовавших за ним педагогов. Педагогической парадигмой, современного информационного общества, становится личностно-ориентированная парадигма, формирующаяся на современных основах со второй половине ХХ в. Главными ценностями становятся человек и его духовный мир, диалогичность, множественность культур, информационный обмен между субъектами цивилизации. С этих позиций просто необходимо тратить больше сил и времени на работу с детьми, отличающимися от сверстников своими способностями, тем более, на работу с одаренными детьми. Какие же идеи должен попытаться реализовать учитель на этом поприще?

К ведущим идеям личностно-ориентированной парадигмы в отечественной психолого-педагогической науке, можно отнести:

  • признание человека как высшей ценности, его права на самоопределение и саморазвитие;
  • признание индивидуальности каждого человека, наделенного субъективным опытом;
  • содействие процессам самоактуализации, самоутверждения, самосовершенствования личности и поиска собственного “Я”;
  • создание ситуации успеха, способствующей позитивной концепции личности, стимулирующей процессы самостроительства и самосовершенствования;
  • психологическое сопровождение и педагогическая поддержка развивающейся личности в процессе жизнетворчества, культурной идентификации, выборе ценностей, личностных смыслов, моделей поведения и др.

Личностно-ориентированную парадигму часто называют развивающей, подчеркивая ее отличие от знаниевой, поскольку главной целью обучения в соответствии с ней является не передача знаний (базовой культуры), а развитие (трансформация, культурирование) некоторых врожденных задатков, способностей, форм психики (потребности, инстинкты, рефлексы и др.).

Работа с одаренными детьми мало результативна, так как реализация ведущих идей личностно-ориентированной парадигмы не возможна в современной массовой школе. Работа с одаренными детьми предполагает индивидуализацию обучения, отказ от традиционных коллективно-массовых форм его организации, от жесткого нормативного подхода к оцениванию учащихся; от традиционной роли учителя (воспитателя) как главного субъекта обучения. В процессе обучения развиваться должны не только интеллект и память (традиционная педагогика), но все сферы личности, в первую очередь, мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая, эмоционально-волевая.

Таким образом, работа с одаренными детьми в условиях современного образовательного процесса, представляет собой выбор между “учить” или “развивать”? Думается, однако, что наиболее разумным будет компромиссный вариант ее решения, учитывающий сильные стороны обеих научных подходов - учить, но в особых формах; развивать, определенным образом обучая.