Экологическая игра "4х4"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


Экологическая игра 4 x 4

Цели игры:

  • познакомить детей с охранной деятельностью родного края,
  • расширить словарный запас по экологической тематике,
  • обобщить знания детей по окружающему миру,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Условия игры

Игровое поле представляет собою лист плотной бумаги с кармашками, на которых написаны числа от 1-16. В кармашках лежат карточки с заданиями.

Класс делится на две команды. Ученики перед началом игры представляет свою команду, ее название и девиз. Дети каждой команды поочередно вытаскивают карточки с заданиями в любом направлении. Часть заданий дети обеих команд подготовили дома.

Жюри оценивает правильность ответов и определяет, чья команда победила.

Оборудование: игровое поле с кармашками, ребусы, карточки с заданиями, записи слов, слайды на диске, картины с растениями и животными.

Вступление.

(Ученик читает стихотворение.)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Представление команд.

1. “Живая страничка” Отгадайте как можно больше загадок и установите последовательность событий.

Цветное коромысло над лесом повисло. (Радуга).

Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь.)

Меня никто не видит, а всякий слышит. (Гром.)

Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гроза.)
(гром, гроза, дождь, радуга)

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)
Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель.)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту! (Снег.)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз.)
(мороз, снег, метель, иней)

2. Экологическая остановка. (Рассказывают подготовленные дети.)

Вот в лесу растет фиалка,-
Разве рвать ее не жалко?
Голубеют, как из сказки.
Незабудок нежных глазки.
Носят юбочки цветные
Колокольчики лесные.
Даже старый мох седой
Вырос с рыжей бородой!
Все цветы для всех растут
Их не рвите! Пусть живут!
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами принято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой!”
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапками тащим устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3. Отгадайте ребусы и установите цепи питания.

    1. ЛК (волк). 2. ЯЦ (заяц). 3. ТИ (тигр).

4. Музыкальная пауза. Исполнение песни “ Это называется природа”.

5. Экологический словарь. (Рассказывают подготовленные дети.)

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966г. Хранится она в швейцарском городе Морже.

Охраняются “ Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красна книга” - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
“Красная книга”, “Красная книга!”

6. Переход хода. Задание переходит к болельщикам. Учитель говорит вопрос, а дети отвечают хором.

Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (нет)
А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (да)
Ответь, а может череда цвести в саду зимою? (нет)
А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)
Мерцает ночью, как звезда, на небосклоне спутник? (да)
Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (да)
В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?

7. Задача. Найди ошибку.

Напали на лес полчища гусениц, объедали листья, съедали цветы. Стали

люди лечить лес. Спасали разными ядовитыми порошками и туманами.

Всех гусениц перетравили. Какую ошибку допустили люди?

8. Задание “Знаешь ли ты приметы?”

Вечером сильно стрекочут кузнечики – (к хорошей погоде).

Пчелы “толкутся” – (к ненастью).

Грачи пасутся на траве – (к дождю).

Если пауков видно много – (к хорошей погоде).

Туман над лесом стоит – (к дождю).

Дым столбом – (к морозу).

Снега много – (хлеба много).

Зима морозная – (лето жаркое).

9. Экологическая проблема.

Рассказ о редких растениях нашего края и животных Амурской области, которые занесены в Красную книгу.

Водяной орех. В наше время это растение быстро исчезает. Причины исчезновения – загрязнение водоемов, наводнения. Водяной орех – однолетнее растение, его легко можно узнать по листьям и мелким белым цветам. В сентябре созревают рогатые толстокорые плоды. Поздней осенью они опускаются в ил, а весной из плодов образуются новые листья. Заросли водяного ореха поглощают гнилой запах и очищают воду. Листья украшают водоемы.

Орхидеи (венерин башмачок). Если внимательно рассмотреть, то можно найти сходство с башмачками, которые носили женщины Англии, Франции и др. государств. Этот цветок можно заметить еще издали по желтой или желто-бурой губе(мешочек). Наиболее привлекательны крупноцветковые орхидеи. Они размножаются семенами, а зацветают через 15-18 лет.

Даурский журавль. Обитатель степных болот, открытых пойм рек, озер Забайкалья, Приморья, Приамурья. Гнездятся в Северо-Восточной Монголии. Зимуют эти птицы на Корейском полуострове. Во 2 половине зимы часть птиц перемещается в Японию. А в середине февраля улетают с японских островов и перемещаются в Монголию.

10. Музыкальная пауза.

Исполнение песни “ Раненая птица”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев. Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей – не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!

Припев.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев.

11. Реши задачу.

В городах деревья страдают от грязного воздуха. Вяз в городе растет 50 лет, а в лесу 300лет. Во сколько раз вяз в лесу живет дольше, чем в городе?

12. Экологический словарь. (Рассказывают подготовленные ученики.)

Охраняемые территории – это заповедники, заказники и национальные парки.

Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться,  рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.

Заказники. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.

Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются от заповедников тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать можно, наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.

13. Блиц турнир. (Ответить за 1 минуту).

Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
Какие животные могут очень долго не пить? (верблюды)
Почему весной не бьют пушных зверей? (линька у зверей)
Почему растения пустынь имеют колючки или шипы? (экономят влагу)
Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)
Умеют ли слоны плавать? (да)
Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка)
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушка, зимородок)
Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (погибает)
Какая рыба называется именем человека? (Карп)
Какая рыба без чешуи? (сом)
Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (одинаковая)

14. Заповеди. Показ слайдов.

Никогда не лазайте на деревья – они живые!
Не разоряйте гнезд!
Зимой не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не  спугнуть птиц.
Не вредите никаким животным!
Не лишайте землю красоты!

15. Экологическая остановка. (Стихотворение рассказывает ученик).

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

16. Музыкальная пауза.

Песня “Песенка защитников природы”

Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно–можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!

Припев. А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!

Припев.

Подведение итога игры. Сообщение жюри. Вручение призов.

Литература:

  1. Экологическое воспитание младших школьников. Йошкар-Ола, 1999 г.
  2. Охрана природы Амурской области. Благовещенск, 1989 г.
  3. Журналы “Начальная школа”1991 г.,1990 г. и др.
  4. “Красная книга” сл. Б. Дубровина.
  5. “Раненая птица” сл. Н.А. Заболоцкого.
  6. “Есть одна планета сад” сл. Я. Аким.