Урок географии, посвященный изучению родного края

Разделы: География


Современный урок географии, посвящённый изучению родного края, проводимый учителем в стенах школы, не всегда даёт представление ученикам об особенностях природы своей малой Родины. Поэтому одной из важнейших педагогических задач в организации изучения географии своего субъекта федерации становится внедрение системы комплексного изучения географии данной местности - региональный компонент и закрепление теоретических знаний, полученных на уроках, во время полевых практик учащимися 8 - 9 классов общеобразовательных школ.

В Удорской тайге на территории Удорского района Республики Коми в течение лета ребята из разных школ республики участвуют в работе географо-краеведческого лагеря "Юные исследователи Удоры", что позволяет воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма через изучение природной среды и культуры народов, проживающих в республике. Обучение построено на научной основе.

В этой статье представлена программа изучения географии Удорского района Республики Коми, уже второй год проводящаяся на территории комплексного заказника "Удорский", и являющаяся одним из пионерных проектов в области разработки программ изучения географии малой родины в Республике Коми. Актуальность и значимость поднятой в статье темы однозначна. К сожалению, подрастающее поколение россиян во многом упущено семьёй и обществом. У многих молодых граждан России не формируются морально - этические нормы и принципы, дело дошло уже до того, что многие из них не причисляют себя уже даже к традиционной российской культуре, а являются носителями псевдо субкультур с жизненными принципами, направленными на разрушение личности и общественных устоев.

Детский лагерь использует в своей работе различные приёмы и методы, межпредметные связи (география с биологией и экологией, историей, этнографией), для того, чтобы достичь желаемого положительного результата - постичь географическую действительность малой Родины и воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма.

В ходе работы детского лагеря учащиеся выполняют значимую работу по изучению природной среды, уникальных ландшафтов, что способствует развитию самостоятельной личности, формированию предпосылок для их будущей профессиональной ориентации. Детей и взрослых здесь объединяют обоюдный интерес и общая деятельность.

По объективным причинам нет возможности вывозить детей в заказник в течение всего года и можно делать это пока только летом. Но хочется надеяться, что в связи с поддержкой данной деятельности Главой МО МР "Удорский" Ульяновым Русланом Николаевичем, а так же при большой организационной работе учителей географии образовательных учреждений Сыктывкара и Удорского района - Рочева Сергея Алексеевича (КРИРОиПК, г. Сыктывкар), Макаровой Тамары Егоровны (п. Благоево, Удорский район), и с привлечением на первых этапах бюджетных средств и личных средств участников лагеря, а далее средств, которые возможно будут вкладываться малым и средним бизнесом, можно будет развивать туристическую инфраструктуру заказника для развития детского и юношеского туризма. Пока можно рассчитывать на то, что можно вывозить несколько групп ребят в течение лета.

 Характеристика природы окрестностей заказника "Удорский". Уникумы "Удорского".

Общая характеристика заказника "Удорский". Местоположение. Особенности природы.

Заказник "Удорский" основан 26 сентября 1989 года на северо - востоке Удорского района Республики Коми с целью сохранения и изучения эталонных участков хвойных лесов Предтиманья на территории Удорского района.

В тектоническом плане территория заказника представляет собой участок древнейшей Русской платформы (осадочный чехол) с многочисленными выходами складчатого кристаллического фундамента. Земная кора здесь достаточно устойчива к землетрясениям, т. к. является старой, уже сформированной.

Рельеф заказника достаточно холмист, много приподнятых возвышенностей моренного происхождения, состоящих из глин красного, белого и синего цвета. При этом глины, достаточно плохо размываемые водой, создают очень колоритные пейзажи (Красный берег Мезени, Каньонный берег Песью и др. ). Преобладающие высоты - 75 - 110 метров.

Климат территории заказника "Удорский" умеренно - континентальный - умеренно - холодная зима и умеренно - тёплое лето. Наиболее лучшее время для пеших и водных прогулок - с середины мая до конца сентября. Погода моржет меняться достаточно быстро, а многочисленные холмы задерживают низко плывущие облака, что приводит к увеличению количества осадков.

Внутренние воды заказника очень богаты - это и многочисленные реки - Мезень, Южная и Северная Песью, Визинга и пр. , выходы подземных вод на поверхность в виде ключей, ручьёв, родников и даже водопадов. Вода в них исключительно чистая и прозрачная. Характер течения рек горно - равнинный, на них много перекатов и порогов.

Богата и удивительна флора и фауна заказника "Удорский". Растительные формации сменяют друг друга - хвойные беломошник чередуется с зеленомошником, с ними соседствую заливные луга с зарослями черёмухи, ольхи и рябины. По географическому районированию таёжные леса заказника находятся на границе средней и южной тайги.

В лесах много животных - бурые медведи здесь не редкость, много дичи - рябчики, тетерева, глухари. Много других животных - можно встретить зайца и белку, лося и дикого оленя.

Программы работы детского географо-краеведческого лагеря "Юные исследователи Удоры".

Режим работы детского лагеря. Основные мероприятия.

Первый день.

Выезд в заказник "Удорский". Открытие работы детского лагеря "Юные исследователи Удоры"

7. 00 - подъём, завтрак в здании МОУДОД "ДДТ п. Усогорск"

9. 00 - выезд в с. Кослан для встречи с Главой МОМР "Удорский"

10. 00 - выезд в заказник "Удорский" к месту проведения детского лагеря

13. 00 - прибытие в заказник

14. 00 - 14. 30 - построение

14. 30 - 15. 30 - рекогносцировка на местности, разбивка лагеря, приготовление обеда

15. 30 - 17. 00 - осмотр окрестностей лагеря

17. 00 - 18. 00 - подготовка к прохождению экологических троп - обучение приёмам научного познания и туристическим методам изучения природы (приложение №5)

18. 00 - 19. 00 - ужин

19. 00 - 20. 00 - личное время

20. 00 - 22. 00 - баня

22. 00 - 24. 00 - вечерний костёр

00. 00 - отбой

Второй день.

Знакомство с экологическими тропами. Прохождение экологической тропы "Родники Мезени"

7. 00 - подъём

7. 30 - 8. 00 - завтрак

8. 00 - 9. 00 - построение

9. 00 - 12. 00 - прохождение и оборудование экологической тропы "Родники Мезени"

12. 00 - 13. 00 - привал у родников

13. 00 - 13. 30 - возвращение в базовый лагерь

13. 30 - 14. 30 - обед

14. 30 - 16. 00 - свободное время, отдых, игры на свежем воздухе

16. 00 - 17. 00 - обработка полученных днём данных, сбор лекарственных средств

17. 00 - 18. 00 - подвижные игры на свежем воздухе "Весёлые старты"

18. 00 - 19. 00 - ужин

19. 00 - 22. 00 - баня

22. 00 - 00. 00 - вечерний костёр

00. 00 - отбой

Третий день.

Прохождение экологических троп "Из Песь - Ю в Мезень" и "Минералогический музей под открытым небом"

7. 00 - подъём

7. 30 - 8. 00 - завтрак

8. 00 - 9. 00 - построение, сборы

9. 00 - 12. 00 - прохождение экологических троп "Из Песь-Ю в Мезень" и "Минералогический музей под открытым небом". Их оборудование.

12. 00 - 13. 00 - привал на пляже р. Мезень (возможно, купание)

13. 30 - 14. 00 - возвращение в базовый лагерь

14. 00 - 14. 30 - обед

14. 30 - 16. 00 - личное время, отдых

16. 00 - 19. 00 - игры на свежем воздухе

19. 00 - 20. 00 - ужин у костра

20. 00 - 22. 00 - изучение течения Песь-Ю в каньоне у базового лагеря, обработка полученных днём данных на экологической тропе "Из Песь-Ю в Мезень"

22. 00 - 24. 00 - вечерний костёр

00. 00 - отбой

Четвёртый день.

Прохождение экологической тропы "Вверх по Песь-Ю"

7. 00 - подъём

7. 30 - 8. 00 - завтрак

8. 00 - 9. 00 - построение, сборы

9. 00 - 13. 00 - прохождение экологической тропы "Вверх по Песь - Ю"

13. 00 - 13. 30 - возвращение в базовый лагерь

13. 30 - 14. 30 - обед

14. 30 - 15. 30 - свободное время, отдых

15. 30 - 18. 00 - поход на пляж

18. 00 - 19. 00 - ужин

19. 00 - 21. 00 - обработка полученных днём данных

21. 00 - 22. 00 - подвижные игры на свежем воздухе

22. 00 - 24. 00 - вечерний костёр

00. 00 - отбой

Пятый день.

Игра "Туристический марафон"

7. 00 - подъём

7. 30 - 8. 00 - завтрак

8. 00 - 9. 00 - построение, сборы

9. 00 - 12. 00 - первый этап "Туристического марафона"

12. 00 - 14. 00 - обед, отдых

14. 00 - 18. 00 - второй этап "Туристического марафона"

18. 00 - 19. 00 - отдых, ужин

19. 00 - 19. 00 - подведение итогов игры

19. 00 - 22. 00 - баня

22. 00 - 24. 00 - вечерний костёр

Шестой день.

Подведение итогов работы лагеря. Закрытие лагеря

9. 00 - подъём

9. 30 - 10. 00 - завтрак

10. 00 - 11. 00 - сборы

11. 00 - 11. 30 - прощание с лагерем. Построение.

11. 30. - 14. 00 - выезд в п. Усогорск

14. 00 - 15. 00 - свободное время

15. 00 - 16. 00 - ужин

16. 00 - 18. 00 - приём у Главы МО МР "Удорский"

18. 00 - 20. 00 - свободное время, отдых

20. 00 - 23. 00 - сборы

23. 00 - отъезд на ст. Кослан

Туристические маршруты - экологические тропы, которые можно проложить в заказнике.

Тропа № 1. Из Песь-Ю в Мезень.

1. Общая характеристика маршрута.

Начало - от места стоянки вдоль берега Песь-Ю по черничнику. Тропинка спускается в пойму Мезени. Главный ориентир - большой муравейник и развалины избушки. Далее тропа ведет вдоль берега к устью рек Мезень и Песью. Общая протяженность - 2 км.

2. Описание маршрута.

Вначале туристы проходят по ряду лесных фармаций - хвойный лес - зеленомошник и бор - беломошник. При спуске в пойму - ельник. При выходе на берег распространены надпойменные луга и разнотравья с зарослями ольхи и черемухи.

При выходе к Мезени, недалеко от места слияния ее с Песь-Ю, на противоположном береге можно увидеть необыкновенные обнажения глины красного цвета.

В районе устья двух рек - каменистые пляжи с большим количеством осадочные органогенных горных пород (синяя глина, обломки морских кораллов). Так же можно найти кусочки полудрагоценного камня - агата)

Далее с туристами можно пройти немного вверх по Песь-Ю полюбоваться перекатами.

После этого тем же путем туристы возвращаются на базу.

3. Категория сложности маршрута. Время в пути.

Категория сложности маршрута - низкая. Время в пути - 1,5 часа.

4. Что посмотреть и сделать интересного на маршруте.

изучить видовой состав флоры лесных фармаций, собрать образцы растений, типичных для заказника (из числа сорных и широко распространённых); в базовом лагере данные образцы растений кладут в пресс-сетки для получения в дальнейшем гербариев.

  • красный берег;

  • выходы подземных вод в районе разрушенной избушки;

  • каменистые пляжи;

  • место слияния Мезени с Песь-Ю;

  • перекаты на Песь-Ю.

  • также туристы могут искупаться в реке.

Кроме этого предполагается собрать коллекции окаменелостей и минералов на пляже, после чего определить их в Институте геологии КНЦ и уже по завершению работы лагеря в домашних условиях сделать выводы о минералогическом богатстве Тиманского кряжа и возможностях его хозяйственного освоения.

5. Значение маршрута для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Маршрут является частью экологического воспитания в средней школе, где прослеживается взаимосвязь биологии, исторической геологии, географии, экологии, физвоспитания. Необходимо организовать исследовательскую работу по изучению природы.

6. Затраты на обустройство маршрута. Необходимо расчистить тропу от травы и упавших деревьев. Отметить траекторию движения по маршруту специальными опознавательными знаками. В денежном выражении тропа не затратная и не требует финансовых вливаний.

Тропа № 2. Родники Мезени.

1. Общая характеристика маршрута.

Начало и место сбора - около кордона на асфальтовой дороге. Далее - идем на юго - восток и спускаемся в пойму Мезени. Здесь из горной породы (красные и белые глины) наблюдается массовый выход чистейших подземных вод в виде вод в виде водопадов (около 2 м). Воды спадают вниз и образуют ручей, вдоль которого располагается место отдыха - установлены мостки и столик, смотровая площадка и беседка (все в негодном состоянии).

Ручьи пополняют Мезень водой.

Общая протяженность - 750 метров.

2. Описание маршрута.

Вначале туристы подходят к водопадам, рассматривают их, пьют воду, возможно набирают воду в бутыли, слушая при этом рассказ проводника.

Далее, спускаемся вниз по ходу течения ручья, прослеживая его путь вплоть до впадения в Мезень. Обратно можно возвратиться тем же путем с повторным посещением родников или вдоль берега Мезени с выходом на мост и далее на кордон.

3. Категория сложности маршрута. Время в пути.

Категория сложности маршрута - средняя. Время в пути - 1,5 часа.

4. Что посмотреть и сделать интересного на маршруте.

  • родники (водопады);

  • можно выпить воды и провести обряд очищения ключевой воды и заодно перекусить здесь. При этом в дни праздника Параскевы-Пятницы (конец июня) можно повести обряд омовения именных икон ребят в водах родников и водопадов. После этого можно перейти к научной составляющей данного маршрута, а именно, провести первичный визуальный анализ воды в родниках по плану: цветность, прозрачность, наличие осадка, вкус, температура.

В завершении работы детского лагеря необходимо набрать воду из данных источников для проведения химического анализа в лаборатории. Вполне вероятно, что вода обладает целебными свойствами.

5. Значение маршрута для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Маршрут является частью экологического воспитания в средней школе, где прослеживается взаимосвязь биологии, исторической геологии, географии, экологии, физвоспитания. Необходимо организовать исследовательскую работу по изучениюприроды родников (водопадов). Данный маршрут приобщает к традиционной культуре, способствует сближению с природой, является элементом патриотического воспитания. Можно предложить туристам создать "стену впечатлений" о пройденном маршруте и установить его на выходе около Мезени.

6. Затраты на обустройство маршрута.

Необходимо расчистить тропу от упавших деревьев, от сухостоя и зарослей кустарника, возможно протянуть тросовый канат или поставить трос с карабином к столикам. Нужно проложить новые мостки и отремонтировать беседку. Затратность маршрута также не велика. Необходим пиломатериал для восстановления беседки и мостков.

Тропа № 3. Минералогический музей под открытым небом.

1. Общая характеристика маршрута.

Данный маршрут можно приурочить к другому маршруту "Из Мезени в Песь-Ю".

Общая протяженность - 2 км.

2. Описание маршрута.

Вначале туристы проходят по ряду лесных фармаций - хвойный лес - зеленомошник и бор - беломошник. При спуске в пойму - ельник. При выходе на берег распространены надпойменные луга и разнотравья с зарослями ольхи и черемухи.

При выходе к Мезени, недалеко от места слияния ее с Песь-Ю, на противоположном береге можно увидеть необыкновенные обнажения глины красного цвета.

В районе устья двух рек - каменистые пляжи с большим количеством осадочные органогенных горных пород (синяя глина, обломки морских кораллов). Так же можно найти кусочки полудрагоценного камня - агата)

Далее с туристами можно пройти немного вверх по Песь-Ю полюбоваться перекатами.

После этого тем же путем туристы возвращаются на базу.

3. Категория сложности маршрута. Время в пути.

Категория сложности маршрута - низкая. Время в пути - 1,5 часа.

4. Что посмотреть и сделать интересного на маршруте.

  • красный берег;

  • выходы подземных вод в районе разрушенной избушки;

  • каменистые пляжи; сбор и изучение коллекций минералов разного происхождения; рассказ про синюю глину;

  • место слияния Мезени с Песь-Ю;

  • перекаты на Песь-Ю.

  • также туристы могут искупаться в реке.

5. Значение маршрута для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Маршрут является частью экологического воспитания в средней школе, где прослеживается взаимосвязь биологии, исторической геологии, географии, экологии, физвоспитания. Необходимо организовать исследовательскую работу по изучению природы - составление и изучение коллекций минера-лов.

6. Затраты на обустройство маршрута.

Необходимо расчистить тропу от травы и упавших деревьев. Отметить траекторию движения по маршруту специальными опознавательными знаками. В денежном выражении тропа не затратна и не требует финансовых вливаний.

Тропа № 4. Вверх по Южной Песь-Ю.

1. Общая характеристика маршрута.

Начало - от места каньонного берега Южной Песь-Ю около стоянки вверх по реке по перекатам и пляжам. Туристы спускаются к Большому каменистому пляжу, и далее двигаются вверх по течению реки вброд.

Общая протяженность - 1 км.

2. Описание маршрута. Главная особенность маршрута - практически весь путь - по воде. Значит необходимы сапоги (бродни). В теплую погоду можно идти босиком. Туристы осматривают перекаты, можно наблюдать за работой реки. В теплое время в заводи можно купаться и загорать на пляже.

3. Категория сложности маршрута. Время в пути.

Категория сложности маршрута - низкая. Время в пути - 1,5 часа.

4. Что посмотреть и сделать интересного на маршруте.

  • каньонный Белый берег Южной Песь-Ю;

  • выходы источников холодных ключевых вод из каньонного берега;

  • перекаты на Южной Песь-Ю;

  • покупаться в реке.

Кроме этого нужно исследовать реку по плану: ширина, глубина, скорость течения, характер течения, прозрачность.

5. Значение маршрута для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Маршрут является частью экологического воспитания в средней школе, где прослеживается взаимосвязь биологии, исторической геологии, географии, экологии, физвоспитания. Необходимо организовать исследовательскую работу по изучению природы.

6. Затраты на обустройство маршрута.

Самый малозатратный маршрут, необходимы сапоги и трос для поднятия с берега.

Программа детского лагеря, конечно, не носит коммерческого характера, поэтому статья "Доходы" в ней не прописана. Но эта программа пользуется поддержкой в Удорском районе и лично поддержкой Главы МО МР "Удорский" Ульянова Руслана Николаевича. И нашей целью, привезя первую группу детей в Удорский район с научной миссией, является патриотическое воспитание через изучение географии родного края. Ведь дети соберут богатый фото и видео материал, выступят на научных конференциях различного уровня. Кроме этого, без сомнения, превосходного места, на территории района есть ещё немало тайных для людей уголков: Поэтому будущее за изучением регионального компонента в географии, в частности в Республике Коми. Каждый человек обязан верить в свою Родину и свои силы.