Интегрированная неделя изобразительного искусства и музыки

Разделы: Внеклассная работа


“Занятия художественной деятельностью оказывает на школьников значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими предметами. Игры, применяемые на уроках ИЗО и музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развить творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира”.

К.А. Феоктистова

“Известно, что ребёнок любит играть и не любит учиться. А нельзя ли совместить приятное с полезным? Оказывается можно. Самый доступный способ- рисование. Его ребёнок воспринимает как игру, причём более увлекательную, чем серьёзнее к ней относятся взрослые. Ребёнок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом”,

М.А. Абрамов

Одной из эффективных форм внеклассной работы, повышающей интерес школьников к изучаемым наукам, является предметная неделя.

Неделя ИЗО и музыки проводится как заранее подготовленное мероприятие, пробуждающее интерес к искусству, его истории, произведениям великих мастеров. Это и возможность обратиться к национальной культуре и народным традициям.

Предметная неделя становится и поводом ещё раз задуматься над вопросом о месте искусства в жизни человека, жизни каждого из нас.

Цели предметной недели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру;
  • содействовать развитию творческих способностей;
  • выявлять талантливых учащихся;
  • ормировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе самостоятельно.

Подготовительная неделя

  1. Беседы об искусстве, истории изобразительного искусства и музыки, о великих мастерах.
  2. Подготовка к конкурсу рисунков учеников и родителей на тему “Моя семья”.
  3. Подготовка к предметной неделе: оформление стенда, разработка плана недели ИЗО и музыки.
  4. Совместно с библиотекой организовать выставку искусствоведческой литературы, альбомов по искусству, монографий художников.
  5. Всю информацию отражать на стенде “Неделя искусства в школе”.

План недели ИЗО и музыки

Понедельник.

  1. Оформление выставки рисунков и стенда с цитатами великих людей об искусстве. (Приложение 1)
  2. Проведение внеклассного мероприятия в 1-2 классах: “Путешествие по Радуге”.
  3. Оформление выставки книг в школьной библиотеке.

Вторник.

  1. Интегрированная (ИЗО и музыка) игра-викторина во 2-3 классах “Путешествие в мир прекрасного”.
  2. Конкурс сочинений-размышлений “Поговорим о красоте”.
  3. Проведение в старших классах бесед об искусстве.

Среда.

  1. КВН между 5 и 6 классами.
  2. Проведение зрительской конференции по выставке рисунков.
  3. “Какого цвета музыка?” - творческое занятие в 7-8 классах.

Четверг.

  1. КВН между 7-ми и 8-ми классами.
  2. Организация выставки лучших сочинений.

Пятница.

  1. Выпуск газеты по итогам недели ИЗО и музыки.
  2. Сбор отзывов, предложений и пожеланий по предметной неделе в школе.
  3. Подведение итогов, награждение победителей на школьной линейке.

КВН “Какого цвета музыка”
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов.

Цель: - создание благоприятной атмосферы для творческой деятельности и эстетического восприятия разных видов искусств.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся; показать взаимосвязь музыки и живописи;
  • воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру;
  • способствовать развитию навыка слушать и видеть, сопоставлять услышанное с произведениями живописи.

Звучит музыка “Мы начинаем КВН”, команды занимают свои места.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас в клубе весёлых и находчивых. Сегодня нам предстоит выяснить есть ли цвет у музыки и если есть, то какого же она цвета?

Команды готовы к игре?

1 конкурс- представление команд.

Команды демонстрируют домашнюю заготовку (название команды, песня, девиз, эмблема – всё должно быть связано с ИЗО или музыкой).

Жюри из старшеклассников или учителей пишут название команд на доске и выставляют первые оценки за конкурс.

2 конкурс “Разминка”.

1 тур. Командам по очереди задаются “Цветные вопросы”

-Что означает зелёный огонёк на лобовом стекле таксомотора?
А. Свободен. В. В парк. Б. Оплата в долларах. Г. Занят.

-Какой цвет стал характеристикой необразованного и малокультурного человека?
А. Чёрный В. Белый. Б. Серый. Г. Хаки.

-Какой из этих цветов отсутствует на олимпийской эмблеме – пяти переплетенных разноцветных кольцах?
А. Голубой. В. Белый. Б. Зелёный. Г. Чёрный.

- Какого цвета минерал малахит?
А. Белого. В. Зелёного. Б. Жёлтого. Г. Синего.

- Какое море не существует?
А. Жёлтое. В. Синее. Б. Черное. Г. Белое.

- Военнослужащие каких войск называют себя “голубыми беретами”?
А. Десантники. В.Подводники. Б. Лётчики. Г. Моряки.

- Как называют первую строку абзаца?
А. Белая. В. Синяя. Б. Красная. Г. Чёрная.

- Что защищает во всем мире партия “Зеленых”?
А. Крокодилов. В. Курс доллара. Б. Окружающую среду. Г. Армию.

2 тур “ Музыкальные загадки”

Ясно музыка звучала,
В чёрный фрак всегда одет,
Пуговицы из металла.
Есть на нём утиный клюв,
Может птицей прокричать,
Но запомни: не подув,
Музыку нельзя сыграть!
Голос чистый, голос ясный,
Ты запомнил или нет?
Этот инструмент прекрасный
Называется… (кларнет)

Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные,
И, на волнах качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую
Все струны нам изображают,
Все Звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко.
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовётся…(арфа)

Чуть побольше скрипочки,
А поёт пониже,
Деревянный бочок
Четыре струны и смычок (Альт)

Струнный, смычковый,
В оркестре не новый.
В джазе он часто
Бывает щипковый.
Голосом низким
Приветствует вас
Важный, солидный.
Большой…(контрабас)

Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет
По-разному звучать он может.
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт.
Не контрабас и не свирель,
Зовут её…(виолончель)

Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это? (барабан)

В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент
Волшебный…(скрипка)

Французы музыкальный инструмент
Высоким деревом давным-давно прозвали.
Задумчивей его в оркестре нет,
За нежный голос инструменту имя дали,
А был простым пастушеским рожком
Его родной прадедушка когда-то
И звонко пел он песни над лужком.
Как зовут его, ребята? (Гобой)

Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его? (Тромбон)
Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйкой звенела,
А может, не птичка, в ветер свистел?
Весёлую звонкую песню лета
Пропела волшебная дудочка…..(флейта)

3. Музыкальный конкурс.

1 тур. Спеть куплет песни, в названии или тексте которой есть цвет.

2 тур. Подобрать иллюстрацию к определённому сюжету музыки.

3 тур. Под музыку вносится “чёрный ящик” для каждой команды. В нем находятся следующие предметы: расческа, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, деревянные ложки.

За 1 минуту вам необходимо соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

4. Конкурс капитанов.

Звучит гимн Капитанов, как фон. Капитаны за 10 минут должны придумать девиз и эмблему предметов ИЗО и музыки (можно в шуточной форме).

Пока капитаны рисуют, члены команды участвуют в конкурсе “Оживи картину”. “Письмо турецкому султану” Репина, “Спящая царевна” Васнецова или др.

5. Конкурс “Отгадай кроссворд”- в мире красок и мелодий. (Приложение 3)

6. Конкурс “Анаграммы”. (Приложение 2)

Переставить буквы в предложениях так, чтобы из них получилось новое слово, относящееся к сфере искусства.

7. Конкурс “Фанера”.

Под фонограмму исполнить песню. “Оранжевая песенка” (сл. Арканова, муз. Певзнера), “Художник” муз. Шаинского.

8. Подведение итогов.

Итак, подошел к концу наш КВН. Я думаю, что каждый из вас ответил на вопрос: есть ли цвет у музыки, и если да то какой.

Итоги конкурса.

КВН “ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВА”.

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8-х классов

Цель: - создание благоприятной атмосферы для творческой деятельности и эстетического восприятия разных видов искусств.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области ИЗО и музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а также творческие способности.

- способствовать формированию духовной культуры и воспитанию коммуникативных качеств учащихся.

Кабинет ИЗО оформлен детскими рисунками, работами кружка “Флористики”, фотографиями номеров художественной самодеятельности.

Звучит музыка “Мы начинаем КВН”, команды занимают свои места.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас в клубе весёлых и находчивых. Сегодня мы отправляемся на фестиваль искусств, фестиваль музыки и живописи.

Фестиваль – это праздник, а праздник – это игры и танцы, песни и пляски, неожиданные ситуации и маскарады, т.е. превращение обычного в необычное.

Фестиваль – это парад искусств , в котором принимают участие все и нет пассивных зрителей.

Команды готовы к игре?

1 конкурс- представление команды.

Команды демонстрируют домашнюю заготовку (оригинальное название команды, песня, девиз, эмблема – всё должно быть связано с ИЗО или музыкой).

Жюри из старшеклассников или учителей пишут название команд на доске и выставляют первые оценки за конкурс.

2 конкурс- “Разминка”.

- Кто пишет слово “тушь” с мягким знаком: художники или музыканты? ( Художники. В этом случае слово означает чёрную краску, служащую для рисования и черчения. А без мягкого знака – “туш” - это небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, исполняющаяся как торжественное приветствие).

- С какой картинки, согласно известной песне, “начинается Родина”? ( С картинки в твоем букваре… Песня “С чего начинается Родина”.

- Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам. ( Этюд.)

- Пуантилизм – это учение о танцах на пуантах или манера письма в живописи? ( Манера письма в живописи, раздельными мазками правильной , точечной или прямоугольной формы.)

- Чей автопортрет можно услышать? ( Российского композитора Родиона Щедрина. “Автопортрет”– это концерт для оркестра.)

- Каким словом, в буквальном переводе означающем “цыганщина”, называют среду музыкантов, актёров, художников, писателей? (Богема.)

- Какие “картинки” можно не только увидеть, но и услышать? ( Нарисовал их в 19 веке молодой, талантливый архитектор Виктор Александрович Гартман, а звучать заставил Модест Петрович Мусоргский - гениальный русский композитор, автор фортепианной сюиты “Картинки с выставки”.)

3 конкурс - “Атрибуты”.

Любой праздник, фестиваль, конкурс имеет свою символику, гимн, атрибуты. В число атрибутов входят значки, памятные медали, сувениры, флаги и шарфы с символикой фестиваля и даже шляпы.

Главным атрибутом нашего фестиваля будет – шляпа! Вам предстоит оформить шляпу (выдаётся готовая основа шляпы), которая бы могла рассказать о вас как можно больше: откуда вы приехали, какова флора и фауна ваших мест, какие эксклюзивные предметы есть в ваших краях или может что-то другое. Проявите вашу фантазию.

Участники вытаскивают карточку с названием страны (Грузия, Китай, Италия, Россия), которой должна соответствовать шляпа.

Звучит песня “Упала шляпа”, команды украшают головной убор.

Для того чтобы остальные участники догадались из какой страны приехала ваша делегация, вам предстоит исполнить песню на народный мотив.

4 конкурс - “ Колорист”

Найдите каждому понятию или предмету свой цвет – тот , который уже нашёл народ и вставил в поговорки. Например: лиса - рыжая, волк - серый.

- Тоска….(зелёная – ужасная тоска).

- Лихорадка…(золотая – ажиотаж, связанный с добычей золота)

- Чулок…(синий - женщина, погруженная в умственные занятия, книги, лишенная женственности).

- Чума… (коричневая – фашизм).

- Мечты…(розовые – представляют все в приятном виде, отсекают плохое).

- Кровь…(голубая – дворянское происхождение).

- Девица …(красная - красивая).

- Мухи …(белые - снег).

- Неблагодарность… (чёрная).

- Дыра…(чёрная – не дающий излучений космический объект, обладающий мощным полем тяготения).

- Рынок …(чёрный - незаконные коммерческие операции, спекулятивная торговля).

- Ящик… (чёрный - прибор самописец в авиации).

- Кость… (белая - дворяне).

- Список… (черный - список чего-либо запретного).

- Руки… (золотые - умелые руки мастера).

- Магия… (белая, черная, красная - поиски философского камня).

- Середина… (золотая – образ действий, при котором избегают крайностей, риска, смелых решений).

- Зависть… (черная – глубокая и злобная, белая - самокритичная, незлобивая).

5 конкурс – “Конкурс капитанов”.

Каждому из капитанов предстоит изобразить при помощи пантомимы понятие или вид деятельности связанный с ИЗО или музыкой. Капитанам даётся задание ( изобразить музыку, живопись, художника или композитора), а участникам команд предлагается отгадать, что это было. Пока капитаны готовятся, участники команд , при помощи подручных средств, должны показать в жизни сюжет известной картины ( например- “Алёнушка” и “Богатыри” Васнецова), а соперники угадать название картины.

6 конкурс – “Музыкальный”.

1 тур. Человек часть природы, наполненной бесконечным разнообразием звуков. Каждый звук, будь то гул землетрясений или завывание бури, тихий шелест листьев или пение птиц вызывают у нас множество эмоций.

При помощи звуков природы изобразите: тревогу, радость, печаль, любовь. Те же понятия изобразить, имитируя музыку.

2 тур. “Какого цвета музыка”?

Великий Микеланджело сказал: “Хорошая живопись – это музыка, это мелодия”. Какие общие термины есть у музыки и живописи? ( тональность, колорит, красочность и музыкальность произведений).

Беспредметно изобразить фрагмент музыки.( “На заре ты её не буди” А. Варламова, “Богатырская” симфония Бородина).

7. Подведение итогов.

На нашем фестивале мы попытались найти связь между музыкой и живописью. Такая связь существует, разумеется, между всеми искусствами. И это естественно, ведь искусство не возникает на пустом месте, не только из воображения творца. Оно рождается из одного источника и вырастает на одной почве – это жизнь. Это реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому мы и находим много общего между различными видами искусств. Хотя в каждом из них это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному действует на нас.

Приложения