Методика проведения ритмики и коррекционной гимнастики с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы не будем оригинальными, если скажем, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватной физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий по ритмике и коррекционной гимнастики, когда их основой является принцип общего воздействия на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса. Методика физического воспитания с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития детей отличается от традиционной методики спецификой проведения занятий, отбором средств, методов и форм организации педагогического процесса, которые обусловлены особенностям физического развития детей, не посещающих дошкольные учреждения. Так же как и в традиционной методике физического воспитания основополагающим и являются: физическое воспитание, физическая подготовленность, физические упражнения, ритмика и коррекционная гимнастика, двигательная активность. Остановимся на понятии ритмика и коррекционная гимнастика. В педагогике под словом ритмика (от греческого rhythmikos – равномерный, размерный) подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. В основе ритмики лежит понятие ритмического чувства, свойственное почти каждому человеку. Исходным здесь является ритм трудовых движений, вызываемый логикой трудового процесса, впоследствии из трудового ритма постепенно развился ритм художественный: музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д. В ритмике музыка и движения неразрывно связаны, так как ритм – это временная характеристика музыкального произведения, одно из выразительных музыкальных средств, которое создает иллюзию развития и движения. С давних пор ритмику используют как лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов. Ритмика – одно из самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируется память и внимание, нормализируются эмоционально-волевые процессы. В школе раннего развития по развитию движений под музыку строится по двум направлениям: гимнастика под музыку, с достаточно большой энергоемкостью и большой физической нагрузкой, и танцевальная гимнастика, которая требует выразительности, пластичности и гибкости. Несколько условно их можно назвать ритмической гимнастикой и ритмопластикой. Для реализации оздоровительных задач целесообразнее практиковать ритмическую гимнастику, то есть упражнения с высокой двигательной активностью, цель которых многократное повторение элементов, позволяющее выработать тот или иной навык. Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурой единицей ритмики является композиция, то есть слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение, которое состоит из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. В подготовительной части широко используются различные виды ходьбы, упражнения на перестроения и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Максимальные нагрузки приходятся на “прыжковую часть”, в которой используются беговые, маховые упражнения и различные по сложности координации комбинации движений. Заключительная часть составлена из упражнений на релаксацию и восстановление дыхания. Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы четко дифференцированы, темп и метр хорошо различимы. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песни, несложные по мелодии и оркестровке (например, песни из мультфильмов). Движения каждого комплекса с помощью пластических средств подчинены созданию образа того или иного персонажа, например Антошки, куклы Неваляшки или Чебурашки. В каждый комплекс может входит пять-шесть отдельных песен-композиций, исполняемых непрерывно на протяжении 12 минут. Все комплексы связаны сюжетом и единым по стилю, оркестровке музыкальным материалом. Перед разучиванием каждого комплекса детям рассказывается “сказка”, объединяющая все композиции в сюжет, который позволяет организовать музыкальный материал (сделать его “программным”). Такой прием облегчает детям запоминание и реализацию последовательности движений. При разучивании движений, как и в других видах спорта, в ритмической гимнастике применяются два метода: целостный и расчлененный. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные упражнения разучиваются отдельно, без музыки, поэлементно. Каждое упражнение имеет свое название-позу, которое придумывают сами дети, исходя из сюжета сказки, что позволяет сделать исполнение более выразительным и облегчает его запоминание. Одним из основных условий выполнения этой гимнастики, в отличие от традиционной, является одновременное выполнение комплексов педагогом и детьми. Педагог, таким образом, не только демонстрирует образец исполнения, показывает пример артистичности и эмоциональности, но и способствует непрерывной организации движений. У всех детей разный темперамент, разная степень переключаемости, разный уровень памяти, поэтому показ воспитателя является в первую очередь подсказкой и залогом одновременного и синхронного исполнения движений, ребенок в этом случае концентрирует внимание не на запоминание композиции, а на эмоциональности, выразительности, качестве исполнения. Все движения должны исполняться в левую и в правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движений. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой, а потом противоположной. Простые по координации движения показывать “зеркально”, а сложные – стоя спиной к детям. Упражнения должны быть разнообразными. Это связанно, в частности, с тем, что в отличие от взрослых дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же комплексов. Повышенные нагрузки и однообразие вызывают у них негативную реакцию, в результате которой они отказываются выполнять задания. Наиболее целесообразна смена комплексов через шесть-восемь занятий. Таким образом, при структурном сходстве движений, обеспечивающем достижение необходимого тренирующего эффекта, различия в музыкальном и содержательном материале позволяют избегать монотонии, помогают поддерживать интерес к занятиям на оптимальном уровне. При проведении ритмики следует учитывать, что при экстенсивных нагрузках (умеренные циклические упражнения, частота пульса до 150 ударов в минуту) тренировочный процесс происходит в аэробных условиях. При этом успешно восполняются энергетические ресурсы в мышцах и быстрого утомления не наступает. Но при такой интенсивности физических нагрузок воздействие достигает только при длительных тренировках, и используются они в основном для поддержания уже достигнутого уровня тренированности. Возможность применения физических нагрузок аэробной направленности в подготовке детей дошкольного возраста выявлена в педагогическом эксперименте В. Г. Фроловой (1977) и гигиенически обоснованна О. В. Силиной (1982). Если подобные тренировки прекращаются, то ребенок быстро теряет достигнутый уровень тренированности. Современная теория физического воспитания предлагает периодически использовать для детей так называемый смешанный тип тренировочной нагрузки, когда уровень частоты сердечных сокращений может достигать 170 ударов в минуту и происходит активация не только аэробного (кислородного), но и анаэробного (бескислородного) процесса энергообразования. Подобная направленность тренировочного процесса позволяет совершенствовать возможности системы дыхания и кровообращения, способствует развитию адаптации и улучшает энергообразование. Необходимо помнить, что на занятиях ритмикой должен осуществляться строгий контроль за самочувствием детей с учетом критериев, изложенных ранее. Зная и учитывая изложенные выше “тонкости”, в дальнейшем каждый педагог может с успехом творить и создавать новые ритмические комплексы, придумывая все более сложные движения и создавая все более утонченные пластические образы, не забывая при этом о допустимой двигательной нагрузке и моторной плотности комплекса в целом. Итак, в качестве примера предлагается комплекс гимнастики.

Приложение 1