Рейтинг@Mail.ru

Урок математики в 4-м классе по теме "Движение вдогонку" (по программе "Школа-2000")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Подвести детей к выводу о зависимости между расстоянием, скоростью и временем движения вдогонку. Отразить эту зависимость в формулах.
  • Проверить сформированность навыка работы с формулами движения навстречу и в противоположных направлениях.
  • Развивать вычислительные навыки, речь учащихся, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование:

  • Учебник, линейка, карандаш.
  • Опорные схемы, раздаточный материал, предметные картинки, эталон, схемы к задачам.

I. Организация к уроку.

- Над какой темой мы сейчас работаем?

(Одновременное движение по числовому лучу)

- Хотели бы вы снова отправиться в путешествие по числовому лучу?

- Тогда прочитайте все вместе девиз:

Смело иди вперед,
Не стой на месте.
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!

- Я желаю каждому из вас удачи, и вы улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II. Актуализация знаний.

1). Индивидуальная работа.

3 человека решают задачу на карточках: (Приложение 1)

Мальчик и девочка едут на велосипедах навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 480 м. Мальчик движется со скоростью 10 м/с, а девочка - 6м/с. Через какое время они встретятся? Сколько метров проедет каждый из них?

2). Фронтальная работа. "Блиц-турнир"

(У каждого ребёнка лист с заданием - Приложение 2)

  1. Разность чисел 86 и 16 увеличить в 8 раз.
  2. Произведение 90 и 5 уменьшить на 370.
  3. От суммы чисел 550 и 350 найти девятую часть.
  4. Разность чисел 640 и 510 умножить на частное чисел 36 и 6.
  5. Третья часть неизвестного числа равна 15. Чему равно число?
  6. (940-310):7=
  7. Самолёт пролетел 240 км, что составило 12% всего намеченного пути. Сколько километров должен пролететь самолёт?
  8. Пассажир был в пути 2суток и 6 часов. Сколько всего часов он был в пути?

45, 54, 80, 90, 100, 560, 780, 2000.

Д В И Ж Е Н И Е

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Расскажите всё о числе 2000.

- Придумайте правильную дробь со знаменателем 100. Как сказать по-другому?

- Запишите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово. Движение.

- С какими видами движения вы знакомы?

- Какие формулы здесь лишние? Почему? Уберите их.

- Что объединяет эти формулы?

P=(a+b)·2 V=s:t Vсбл.=V1+V2 V=a·b·c S=V·t C=a·n Vуд.= V1+V2 t=S:V

-Что такое скорость? Как найти скорость?

- Соотнести скорость с объектами.

(1 человек работает у доски)

- Как узнать S?

- Как найти время t?

-Что такое V сближения? Удаления?

III. Постановка учебной задачи.

- А теперь я предлагаю вам решить несколько задач.

(Дети решают задачи на листах - Приложение 3)

1. Два объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут находиться друг от друга через 1 ч?

2. Два объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут находиться друг от друга через 1 ч?

3. Из пунктов А и В, удалённых друг от друга на 200км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 10 км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч. Чему будет равно расстояние через 2ч? 

-Почему не получилось решить задачу?

- В каком направлении движутся объекты в задаче 1? В противоположных.

- А в задаче 2? Навстречу друг другу.

- Как движутся объекты в задаче 3? В одном направлении.

- Догонит ли автобус велосипедиста? Догонит, т.к. Vавтобуса больше Vвелосипедиста.

- Как могут называться такие задачи? Ответы детей.

- Какую цель мы поставим себе на этот урок? Составить формулу и научиться решать задачи нового вида.

- А моя цель?

IV. "Открытие нового знания"

- Давайте вернёмся к задаче, которая вызвала у вас затруднение.

Откройте учебники на с. 97, №1.

- Прочитайте ещё раз задачу.

- Какое расстояние было между автобусом и велосипедистом в самом начале? 200км

- Что будет происходить с расстоянием?

- Почему расстояние между объектами будет уменьшаться? Автобус догоняет, у него скорость больше.

- На сколько? 60-10=50км/ч - запишите в учебнике.

- Как узнали?

- Как же узнать, каким будет расстояние через 1 ч? 200-50=150км

Что будет происходить дальше? Потом они сблизятся на 50км, потом ещё и т.д.

- Как же определить расстояние через 2ч? 200 - (60-10)·t

- Закончите заполнение таблицы.

-Запишите формулу зависимости расстояния между автобусом и велосипедистом в момент времени t. d =200-(60-10)·t

- Что произошло через 4 часа? Они встретились.

- Значит, расстояние в момент встречи =0. Следовательно, tвстр.=200 :(60-10)

- Обозначим первоначальное расстояние буквой S (200км), а скорости автобуса и велосипедиста (60км/ч и 10км/ч) -V1 и V2.

(Закрываем числа буквами и получаем формулы).

Вывод:

- Эти формулы можно перевести с математического языка на естественный в форме правил:

1. Чтобы найти расстояние между объектами в данный момент времени, можно из первоначального расстояния вычесть скорость сближения, умноженную на время в пути.

2. Первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженной на время до встречи.

V. Физминутка.

Гимнастика для глаз.

VI. Первичное закрепление.

1. с.98 №2.

- Прочитайте задачу. Кто сможет её прокомментировать?

- Что надо узнать в задаче? Как узнать?

Работа в парах

Проверка.

2. с.98 №3.

- Прочитайте задачу про себя.

- Обратите внимание ЧТО надо узнать!

- Кто чувствует затруднение в решении задачи, возьмите карточки-помощники.

Самостоятельная работа.

Проверка по эталону.

3. Логические задачи.

Тройка лошадей за 1ч пробежала 24км. Сколько километров пробежала каждая лошадь за 1 час? C какой скоростью ехал ямщик, управлявший этими лошадьми?

От дома до аптеки 150м. Сколько метров прошла бабушка, если она ходила в аптеку 2 раза?

Гусеница отползла от веточки на 4м, а потом в противоположном направлении 6м. На каком расстоянии от веточки оказалась гусеница?

4. Составление задач по схемам.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую цель ставили на урок?

- Научились мы решать такие задачи или надо ещё поработать?

- Оцените свою работу смайликами.

Доволен собой.

Надо постараться, и успех придёт.

VIII. Домашнее задание.

С.98 №5. Придумать свои задачи на новый вид движения.

Приложения.