"Биссектриса, медиана и высота треугольника"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные – повторение, обобщение и проверка знаний по теме: “ Медиана, биссектриса и высота треугольника ”; выработка основных навыков.
  • Развивающие – развить внимание учащихся, усидчивость, настойчивость, логическое мышление, математическую речь.
  • Воспитательные - посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручке, самостоятельность.

Задачи урока:

  • Формировать навыки в построении медианы, биссектрисы и высоты треугольника с помощью масштабной линейки, транспортира и чертежного треугольника.
  • проверить умение учащихся решать задачи на доказательство равенства треугольников.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:  урок с компьютерной поддержкой.

Оборудование:

  • Доска и мел.
  • Компьютер и проектор.
  • Бумажный вариант всех заданий.
  • Транспортир, масштабная линейка, чертёжный треугольник.

Ход урока

"Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным". Б.Паскаль

Презентация 1 (слайд 1)

  1. Организационный момент (4 минуты)
  • приветствие;
  • отметка отсутствующих;
  • с помощью учащихся сообщение темы урока

(Слайд 2- 5)

  1. Повторение изученного материала (15 минут)
  1. Актуализация опорных знаний (8 минут)

Цель: проверить уровень усвоения учащимися теоретического материала.

  • Какую фигуру называют треугольником?
  • Какие виды треугольника мы уже знаем?
  • Что такое периметр треугольника?
  • Какая точка называется серединой отрезка?
  • Дать определение медианы треугольника?
  • Какие построения необходимо выполнить? (Слайд 7)
  • Дать определение биссектрисы треугольника?
  • Какие построения необходимо выполнить? (Слайд 8)
  • Дать определение высоты треугольника?
  • Какие построения необходимо выполнить? (Слайд 9)
  • Сколько существует медиан, биссектрис и высот в треугольнике?
  • Где находится их точка пересечения?
  1. Сообщение учащегося о биссектрисе, медиане и высоте треугольника. (Слайд 6)

После того, как учащиеся вспомнили определения биссектрисы, медианы и высоты треугольника, учитель через проектор демонстрирует на примерах построение биссектрисы, высоты и медианы треугольника. (Слайд 10 – 15)

Учащимся предлагается построить по вариантам биссектрису, и медиану треугольников. (На заранее приготовленных листочках, не в клетку). Построение берётся выборочно у 10 учащихся класса.

  • 1 вариант: Построить медиану остроугольного треугольника.
  • 2 вариант: Построить медиану тупоугольного треугольника.
  • 3 вариант: Построить медиану прямоугольного треугольника.
  • 4 вариант: Построить биссектрису остроугольного треугольника.
  • 5 вариант: Построить биссектрису тупоугольного треугольника.
  • 6 вариант: Построить биссектрису прямоугольного треугольника.

В это же время у доски 3 учащимися выполняется построение высоты в прямоугольном треугольнике, остроугольном треугольнике, тупоугольном треугольнике.

  1. Физ. минутка (2 минуты)
  2. Самостоятельная работа (7 минут)

Цель: проверить умение учащихся применять теоретический материал на практике.

1 вариант.

  1. Чем является линия AR , BL , CF на рисунках?

  1. Верны ли утверждения? (В случае “нет” запишите верный ответ)
Утверждение “да”, “нет”, “ не знаю”, верный ответ
1. Точка пересечения биссектрис любого треугольника находится внутри треугольника.  
2. Все высоты треугольника пересекаются в двух точках.  
3. Точка пересечения медиан тупоугольного треугольника находится вне треугольника.  
  1. Среди треугольников изображенных на рисунке:

  • Найдите треугольники, в которых проведены высоты:________________
  • Найдите треугольники, в которых проведены медианы:_______________
  1. Назовите верное высказывание:

А) Биссектрисой треугольника называется ……………

  • луч, делящий угол на две равные части;
  • отрезок, делящий его угол на две равные части;
  • отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой пересечения противоположной стороны;
  • отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

Б) Высотой треугольника называется………

  • перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону;
  • перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне;
  • отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;
  • отрезок, делящий угол на две равные стороны.

2 вариант.

  1. Верны ли утверждения? (В случае “нет” запишите верный ответ)
Утверждение “да”, “нет”, “ не знаю”, верный ответ
1. В любом треугольнике можно провести три медианы.  
2. Точка пересечения высот любого треугольника лежит внутри треугольника.  
3. Все биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.  
  1. Чем является линия AR , BL , АF на рисунках?

  1. Среди треугольников изображенных на рисунке:

  • Найдите треугольники, в которых проведены медианы:_______________
  • Найдите треугольники, в которых проведены биссектрисы:___________
  1. Выберите один из верных ответов вместо пропуска.

А) Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется___________________ треугольника.

  • биссектриса;
  • медиана;
  • высота;
  • нет верного ответа.

Б) Медианой треугольника называется……….

  • перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону4
  • отрезок биссектрисы угла треугольника, делящий его на две равные части;
  • отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;
  • отрезок, делящий его на две равные части.
  1. Закрепление материала (10 минут)

Цель: закрепить сформированные навыки, полученные на уроке при решении задач.

Задача: Дан равнобедренный треугольник АВС, ВN – медиана, < АВN=35°. Найдите < NВС.

Задача: В равнобедренном треугольнике KLM с основанием KM проведены биссектрисы углов при основании KN и MP , которые пересекаются в точке О. Докажите, что треугольник КОМ равнобедренный.

  1. Подведение итогов урока (1 минута)
  2. Задание на дом (1 минута)

§ 17, № 106 (задание по учебнику Л.С. Атанасян и др. 12 изд.-М.: Просвещение, 2002 год.

Презентация 1

Презентация 2

Эффекты анимации в данной презентации настроены не для автоматического показа, а для управления вручную учителем в соответствии с ходом урока.

Эффекты анимации текстовых и иллюстративных фрагментов слайдов расположены последовательно, в соответствии с текстом , воспроизводимым учителем или учащимися, поэтому необходимо нажимать кнопку навигации один раз в соответствии с надписью СЛАЙД № … в конспекте урока.

Среди задач, которые в своё время были поставлены перед школьным предметом “ математика ”, есть общепедагогическая составляющая – учителем математики и его кабинет должен стать проводником новых компьютерных технологий обучения в своей школе.

Многие наши проекты и замыслы могут осуществляться особенно теперь с появлением новой мультимедийной техники. Сейчас разработано много профессиональных CD курсов по разным предметам и направлениям. В кабинете математики создана мультимедиотека, которая постоянно пополняется и используется учителями при проведении уроков, подготовки презентаций. Но при использовании готовых программ возникают проблемы: материала много, но что взять конкретно на этот урок? Часто материал подходит только для обобщения или повторения пройденного. Поэтому появилась потребность сделать что-то своё, нужное для определённого класса, чтобы потом это можно было доработать, дополнить.

Цель урока геометрии: развивать внимание, усидчивость, логическое мышление. Но для успешного урока, по мнению психологов, нужно, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации. Нестандартные способы организации уроков пробуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации, на мой взгляд может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей , побуждают к обмену впечатлениями – общению. Так как мультимедийные презентации – это яркие, зримые образы.

На уроках геометрии изучаются форму, размеры, взаимное расположение предметов.

Используя материалы школьной мультимедиотеки, ресурсы ИНТЕРНЕТ, я разработала урок по теме: “ Медиана, биссектриса и высота треугольника”. При разработке данного урока я учитывала в первую очередь, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной деятельности. Весь урок строится на основе презентации, поэтому я последовательно выделила этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ.

Что даёт учителю математики использование информационно-коммуникационных технологий?

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить ,рассуждать.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, ЧТО В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЬ ПОВЫШАЕТ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ОДНОВРЕМЕННО С УЧЕНИКАМИ).