Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

МЕНДЕЛЬ Грегор Иоган (1822 - 1884)

МЕНДЕЛЬ (1822-1884) - выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

Иоганн Мендель родился 22 июля 1822 года в австрийском г. Хайзендорфе в семье небогатого крестьянина. На средства больного отца закончить образование ему не удалось и после двух лет учебы в Институте Философии в Ольмютце Мендель решил уйти в монастырь. При обряде пострижения в монахи ему было дано имя Грегор, и в 1843 г. он стал монахом августинского монастыря в г. Брюнне Австрийской империи (ныне г. Брно, Чехословакия). Жизнь священнослужителя состоит не только из молитв, и Мендель успевал много времени посвящать учебе и науке. В 1850 году он решил сдать экзамены на диплом учителя, однако провалился, получив "два" по биологии и геологии. 1851-1853 годы Мендель провел в Университете Вены, где изучал физику, химию, зоологию, ботанику и математику. По возвращении в Брюнн отец Грегор начал все-таки преподавать в школе, хотя так никогда и не сдал экзамен на диплом учителя. В 1868 году Мендель стал аббатом.

Свои религиозные обязанности Мендель исполнял исправно, но в то же время с удовольствием преподавал физику и естественную историю в реальном училище и на крохотном участке земли (всего 7х35м) под окнами своей кельи проводил загадочные опыты над растениями. Он делал это не из гастрономических соображений, а для изучения законов наследственности. Мендель обладал двумя очень важными для ученого качествами: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. К тому же он был исключительно трудолюбив и аккуратен. Эти качества хотя и не создают сами по себе хорошего ученого, но без них даже выдающийся умственными способностями человек редко добивается больших научных успехов. Свою научную работу Мендель проводил 8 лет и за это время вырастил и детально изучил около 10 000 растений гороха, прежде чем решился опубликовать свои данные в "Известиях" местного научного общества. Это произошло 8 февраля 1865 г., но потребовалось еще 35 лет для того, чтобы ученый мир понял значение сделанного Менделем открытия. Сейчас этот день считают днем рождения современной генетики, а опытный участок, на котором работал великий Мендель, все генетики почитают святыней.

Основываясь на своих опытах Мендель создал теорию наследственности и впервые сформулировал ее основные законы. Он считал, что в клетках организмов имеются какие-то частицы, зачатки, определяющие признаки организма и передающиеся по наследству. Мендель называл их "факторами" (позднее они получили название гены). Эти "факторы" - гены поодиночке попадают в зародышевые клетки, комбинируются при оплодотворении (когда один ген будущий организм получает от отца, другой - от матери) и расходятся, когда этот организм образует зародышевые клетки.

Тщательный количественный (статистический) анализ результатов многочисленных опытов по скрещиванию привел к открытию Менделем трех законов наследственности (закон доминирования или единообразия гибридов первого поколения; закон расщепления признаков во втором поколении гибридов и закон независимого распределения и комбинирования генов).

Теория Менделя настолько опережала тогдашний уровень знаний о строении клетки и об оплодотворении, что генетикам наших дней приходится поражаться исключительной силе ума Менделя, которому удалось продвинуться столь глубоко и столь смело в совершенно неизведанную область. Не удивительно поэтому, что открытие Менделя было полностью проигнорировано его современниками. Лишь после смерти Менделя, в 1900 г. его теория была "вновь открыта" одновременно тремя ботаниками К.Э. Корренсом, Э. Чермаком и Г. Де Фризом.

После неудачной попытки продемонстрировать на ястребинке закономерности, открытые им на горохе, Мендель прекратил опыты по гибридизации растений, но продолжал другие занятия. Он увлекался пчеловодством, садоводством и метеорологией, занимался гибридизацией мышей. И в каждой из этих областей получил интересные научные данные.

Задача "Контрабандист"

В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют экономику страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем обычно - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на Родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии.

Блицтурнир

(Отвечает один ученик по желанию)

1.Что изучает генетика?

2.Что влияет на формирование фенотипа?

3.Сформулируйте 1,2,3 законы Менделя.

4.Какие гены называются аллельными?

5.Какие половые хромосомы у курицы?

6.Как называются близнецы, которые образовались из одной яйцеклетки?

7.В чем различие моно- и дигибридного скрещивания?

8.Где расположен ген ?

9.Что вы можете рассказать о Грегоре Менделе?