Урок внеклассного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Лев и мышь"

Разделы: Литература


Цели:

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;

Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

Ход урока

Орг. момент.

1. Разминка (на доске или на экране)

Прочитайте и повторите чистоговорки

Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Со-со-со- у машины колесо.
Ос- ос-ос на поляне много ос.

Разучивание скороговорки.

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала-
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.

Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

Лев Львиный привязали
Мышь добрый перегрызла
Охотник сильный поймали

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого "Лев и мышь"

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал "Азбуку" и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

Словарная работа

Басня - это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; " Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю ". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: " Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро".

Л. Н. Толстой.

Вопрос по содержанию

- Как маленькая мышь помогла огромному льву?

Игра " Буксир"

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается - учащиеся продолжают чтение.

4. Физкультминутка.

Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть который час,
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Раздался огромный звон,
Разбежались мышки вон.

5. "Жужжащее" чтение

6. Работа по содержанию текста.

Восстановление последовательности событий:

Охотники поймали льва.

Лев поймал мышь.

Мышь спасла льва.

Мышь обещает сделать добро льву.

Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

"Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро"

А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: "Друзья познаются в беде"? Почему?

7. Графический диктант " Лев"

8. Творческое задание.

- Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул осмелев,
Да боюсь, проснется лев.
Ю. Голубь

10. Итог урока.

Выставка графических рисунков учащихся.

Презентация

Список литературы

  1. Галкина Г.Г. "Пальцы помогают говорить".Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство "Гном и Д", 2006
  2. Осипова А. А. " Диагностика и коррекция внимания" М., Творческий центр " Сфера" 2002
  3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство "Учитель", 2007
  4. Рыбина А. Ф. " Коррекция звукопроизношения у детей" Волгоград, Издательство "Учитель"
  5. Семенака С. И. "Учимся сочувствовать, сопереживать" М., Издательство "Аркти" 2003
  6. Хохрина В. Т. "Дидактические основы урока во вспомогательной школе". Иркутск, 1997
  7. Черемошкина Л. В. "Развитие памяти детей". Ярославль "Академия развития", 1997
  8. Юрова Е. В. " 259 упражнений для развития устной речи", М., Издательство АСТ "Астрель" 2001