Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок–детектив "Следствие ведут знатоки…" (повторение и обобщение знаний по теме "Фонетика" в 5-м классе)

Разделы: Внеклассная работа


Место урока в учебном плане: данный урок является уроком повторения и обобщения по теме "Фонетика" в 5 классе, но элементы его могут быть использованы в любом классе средней школы в качестве урока повторения темы "Фонетика" в начале или конце учебного года

Цель:

  • Систематизировать знания о звуковой системе русского языка.
  • Закрепить навык характеристики звуков.
  • Повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове.
  • Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.

Оборудование:

Ход урока

I. Оргмомент

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!

Цель нашего сегодняшнего урока - повторить все изученные сведения о звуковой (фонетической) системе русского языка, обобщить свои знания и закрепить их.

Основную работу сегодня будете выполнять вы. Начнем мы с повторения теории, потом поиграем.

II. Повторение

Работа с набором интерактивных плакатов по теме "Фонетика" (Приложение 1)

Примечание: учитель сам выбирает форму данной работы в зависимости от уровня подготовки класса.

III. Упражнения-расследование

О чем нам говорит данное стихотворение:

Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы - звуки речи,
Произносят и слышат нас.

Лингвистическая сказка:

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!"

Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

- Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны.

И что же из этого получилось?

(слайд № 2 Приложения 2)

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

Что произошло? Почему получилась такая путаница?

(слайд №3) Разбивка на команды.

(слайд №4) Задание №1

Кто больше составит за определенное время слов из данных букв:

М, З, К, Г, И, С, В,Т, А, Х, О, Р, Ь, У, Л

(слайд №5) Задание №2 (заготовки для задания в приложении 3)

(слайд №6 - 11) Задание №3

Вставьте в слово пропущенную букву и дайте характеристику звуку, который она обозначает:

:оска, с:акан, ко:ка, ра:ка, :есенка, ру:кА

(слайд № 12) Задание № 4

Подберите такое слово к названному учителем, чтобы оно начиналось на парный по мягкости согласный тому звуку, с которого начинается названное слово:

Пр: мох - мех, ток - тир

  • Доска -
  • Стол -
  • Ноты -
  • Кот -
  • Поле -
  • Хлеб -
  • Враг -
  • Больница -

(слайд № 13 - 16) Задание № 5

Найдите звук, соответствующий определенной характеристике:

  • всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
  • всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
  • всегда глухой: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
  • всегда звонкий: Д, Й, Ц, Ж, Г, В

(слайд № 17 - 19) Задание № 6

Найти слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука (раздаточный материал в приложении № 3)

(слайд № 20) Задание № 7

Объяснить, совпадает ли количество букв и звуков в данных словах. Если не совпадает, то объяснить почему:

Подъем, счастье, яма, солнце, жёлтый, лодырь, улыбается, класс, мяч, премьера.

(слайд № 21) Вывод: Вот мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь.

Ель, топор и руки -
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные -
Гласные, согласные.
Гласные звуки - презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс: - змеиный слышен свист.
Шшш: - шумит опавший лист.
Жжж: - шмели в саду жужжат.
рр: - моторы тарахтят.
В общем тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог,
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание: придумать свою лингвистическую сказку про звуки и буквы.

Использованная литература.

  1. Е.Г.Бурлакова, И.Н. Прокопенко "Занимательная грамматика", Донецк, 1998.
  2. И.Р.Калмыкова "Таинственный мир звуков", Ярославль, 1998.
  3. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая "Секреты орфографии", Москва, "Просвещение", 1991.