Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Организация внеклассной деятельности школьников посредством их участия в предметных неделях по русскому языку и литературе

Разделы: Внеклассная работа


I. Предметные недели в школе

Без сомнения, для любого учителя внеклассная работа по предмету - это любимейшая составная педагогической деятельности. Помимо того, что это замечательная возможность расширения и углубления знаний по предметам, развитие любознательности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний, внеурочная работа - это всегда эмоциональный подъем, оживление, радость познания.

Предметные недели вбирают в себя различные формы работы. Они, как известно, привлекают школьников своей познавательной стороной и эмоциональной насыщенностью. Однако, чтобы Недели стали подлинным праздником и достигли поставленных целей, не достаточно занять шесть дней мероприятиями по русскому языку и литературе. Спланировать и провести подобные шестидневки гораздо легче, чем праздник, который бы имел свой девиз, свою тему.

Опыт показывает значительно большую эффективность тематических недель, так в этом случае появляется возможность сконцентрировать материал одной темы и реализовать его в разнообразных формах внеклассной работы.

Недели русского языка и литературы - это праздники тематические, в их организации неоценимую помощь оказывает школьная библиотека. План Недели сообщается всем заранее. В зависимости от избранной темы намечаются разнообразные мероприятия (обязательно с учетом пожеланий детей, активных членов факультативов, прошлогодних победителей олимпиад и конкурсов) и утверждаются на методическом объединении словесников. Заключительным этапом праздника является, как правило, литературно-музыкальный вечер, который подводит итоги работы.

Итак, тематические Недели русского языка и литературы - мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету. Опыт их организации в нашей школе такой:

  • "Созвучье слов живых:" (неделя поэзии), 2003 год;
  • "Словари - наши друзья и помощники" (неделя лексикографии), 2004 год;
  • "К истокам слова" (неделя этимологии), 2005 год;
  • "Театр уж полон:" (неделя театра), 2006 год.
  • "Секреты орфографии", 2007 год;
  • "Тепло родного очага" (неделя литературы, посвященная Году семьи), 2008 год.

II. Внеурочная деятельность по предметам

1. Неделя лексикографии

В 2003-2004 учебном году тема Недели русского языка и литературы в нашей школе "Словари - наши друзья и помощники" была определена не случайно. Результаты одноименной исследовательской работы Зацепиной Ольги выявили ряд проблем в использовании словарей и справочников учащимися 6, 8, 10, 11 классов. Потому при подготовке предметной недели были поставлены следующие цели и задачи:

  • развитие интереса к родному языку и воспитание потребности его изучать;
  • расширение и углубление запаса знаний учащихся по одному из важнейших разделов лингвистики;
  • развитие любознательности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

Для реализации запланированного было решено остановиться на таких формах работы: беседа, урок - практикум, лингвистическая игра, выпуск газет и изготовление несуществующих словарей, олимпиада, знакомство со словарями, заключительное занятие.

Беседа об ученых - лексикографах была подготовлена учащимися 10 класса. Старшеклассники выступили перед детьми 6, 8, 10 классов, сообщили об основных фактах жизни и деятельности великих лингвистов - С.И. Ожегове, Д.Н. Ушакове. В заключение была получена обратная информация от слушателей: "Знаете ли вы, что:" (6 класс), ответы на поставленные вопросы (10 класс), мини - изложение (8 класс). История жизни ученых, познавательные сведения о словарях были с интересом восприняты учащимися.

На уроках - практикумах "Компас в мире слов" были тщательно изучены предисловия к 4 словарям: орфографическому, фразеологическому, синонимов и антонимов. С помощью упражнений была организована практическая часть занятий, в общей сложности учащиеся выполнили 54 задания, которые развивают умения и навыки рационального использования словарей.

Лингвистическая игра "Лексика", помимо образовательных целей, имела и развивающие: учить детей работать в микрогруппе. С помощью вопросов и заданий проверены знания по темам: "Устаревшие слова", "Неологизмы", "Фразеологизмы" и др.

Выпуск стенных газет "Моя семья и словари" и изготовление несуществующих словарей - самые яркие, с точки зрения детей, мероприятия Недели, поскольку в оформлении наглядности принимали участие дети с родителями вместе. В созданных газетах сообщалось о количестве словарей в семьях, о тех, кто ими пользуется больше всего, содержались интересные истории, занимательные вопросы. Многие газеты были красочно оформлены. Создание несуществующих словарей - методическая находка: дети собрали слова по темам "Спорт", "Рукоделие", "Космос", "Главные слова" и мн. др., что помогло расширить словарный запас, поработать с первоисточниками, запомнить написание трудных слов.

Олимпиада по лексикографии состояла из 2 частей: проверки теоретических знаний и блиц - вопросов. Задания оказались интересными и посильными, почти на все вопросы даны ответы.

Всего в мероприятиях было задействовано 47 человек, в общей сложности каждый ученик выполнил порядка полусотни заданий по лексикологии.

За активное участие в Неделе русского языка и литературы было награждено тридцать девять человек, особо отмечены семьи, которые были особо активны в мероприятиях.

2. Неделя этимологии, 2004-2005 учебный год

По сложившейся традиции предметная неделя русского языка и литературы была снова тематической. Причиной обращения к разделу науки о языке этимологии явилось то, что в прошлом учебном году ученики показали невысокий уровень знаний по этой теме.

Потому одной из главных целей проведения Недели стало: расширение и углубление знаний учащихся, формирование основ лингвистической компетенции. Достижению этой цели способствовали следующие мероприятия: презентация лингвистических газет, защита этимологических исследований, интеллектуальные игры "Почему мы так говорим?", блиц-турнир, этимологическая олимпиада. В ходе их подготовки и проведения учащимися была изучена обширная литература по вопросу, книги Н.М. Шанского, В.В. Волиной, Ю.В. Откупщикова, Э.А. Вартаняна и др. С помощью научно - популярной литературы ребята объяснили многие лингвистические термины, получили толкование разных по сфере употребления групп слов, было воссоздано родословное древо языков индоевропейской группы, ученики имели возможность познакомиться с жизнью и деятельностью ученых - лингвистов, создателей этимологических словарей М. Фасмером и Н.М. Шанским.

Вторая не менее важная цель заключалась в выявлении и поддержке лингвистически одаренных детей, а также поддержка и воспитание веры в свои силы слабоуспевающих учащихся по русскому языку и литературе.

Выполнению ее способствовало то, что к решению лингвистических задач было привлечено свыше пятидесяти учащихся 5, 7, 9 классов. Традиционно девятиклассники были активны и ответственны. Отрадно видеть, что пришедшие недавно в среднюю школу пятиклассники тоже показали свою заинтересованность мероприятиями Недели. В седьмом классе на сей раз наблюдалось резкое разделение на тех, кто принимал участие во всех коллективных делах и кто не прилагал особых усилий.

О том, что Неделя этимологии способствовала развитию важных психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости - говорят факты. По результатам набранных баллов особо выделились 11 человек, которые были награждены Почетными грамотами, 17 человек тоже набрали достаточно большое количество очков, им была объявлена благодарность, дополнительно за личные достижения были отмечены 11 учеников.

Обратная связь показала, что содержание дополнительной литературы изучено, наглядно - иллюстративный материал собран, учащимся мероприятия запомнились, а знания расширились.

3. "Театр уж полон:", 2005-2006 учебный год

И снова предметная неделя в школе, и снова тематическая, на сей раз она была посвящена искусству перевоплощения. Выбор был определен несколькими причинами, во-первых, предварительное анкетирование показало, что из шестидесяти учащихся 5, 6, 8 и 10 классов в театре посчастливилось побывать только четырнадцати ученикам (около двадцати четырех процентов), в общей сложности дети назвали чуть больше двух десятков известных пьес и их авторов, порядка полусотни имен артистов театра и кино, на вопрос об исключительной ситуации, если бы пришлось оставлять из шести видов искусств только один, то подавляющее количество учеников выбрали кино, а не музыку, не литературу и не театр. Получается, что эта сфера искусства для детей полностью закрыта. Во-вторых, в последнее время в печати появилось большое количество дополнительной методической литературы по данному вопросу; знакомство и изучение статей, разработок, научно - популярных материалов позволяет без труда восполнить пробел.

Вот поэтому педагогические цели недели следующие:

  • приобщение учащихся к искусству слова и перевоплощения, богатствам родного языка и литературы,
  • развитие художественного восприятия окружающего мира.

Реализации комплексной цели (обучение, воспитание, развитие) способствовала организация мероприятий и коллективных трудовых дел: соревнований, конкурсов, викторин, цикла бесед о театре, экскурсии, просмотра видеофильма, изучения театральных терминов, тематического вечера, урока - игры.

Образовательный материал о первом театре, об устройстве современного зрительного зала, о рождении русского театра, об истории Большого театра, о жизни и творчестве артистов театра и кино, в частности, Б.Ш.Окуджавы, определен оптимально.

На каждом этапе были выбраны наиболее рациональные методы (словесный и наглядный) и приемы воспитания. Подготовленный учащимися иллюстративный материал богат по содержанию, эстетично (большой частью) оформлен, грамотно выполнен. Несомненным достижением данной недели можно назвать прием инсценирования литературной сказки С. Михалкова, урок - игру, где с помощью соревнований дети обобщали изученное и одновременно вырабатывали кодекс поведения культурного зрителя.

Четкость мероприятий, оптимальный темп и ритм отслеживались, перегрузок и наложений при выполнении домашних и творческих работ не допускалось.

Гибкость и широта воспитательного маневра обеспечивались. Например, знакомство с темой "Рождение русского театра" в пятом классе прошло посредством объяснительного диктанта, в шестом классе учащиеся создали книгу - миниатюру с иллюстрациями основных этапов развития театра, восьмиклассники написали изложение, в десятом классе была проведена беседа.

Наличие элемента неожиданности, так называемой "изюминки", для учащихся восьмого и десятого классов проявилось в полной мере во время литературного вечера - портрета по творчеству Булата Окуджавы "На любовь свое сердце настрою:"

Разнообразие и творческий характер своей деятельности подчеркивают сами школьники в своих сочинениях - отзывах, несколько из них было напечатано в приложении к региональной газете "Югорское обозрение" "Вектор".

Наконец, охват учащихся - стопроцентный , 14 детей награждены грамотами, 33 - благодарностями.

Неделя русского языка и литературы "Театр уж полон:" прошла на высоком методическом уровне.

4. "Секреты орфографии"

Предметная неделя гуманитарных наук проходила с 15 по 22 января 2007 года. Число участников - 56 учащихся 6, 7, 9 и 11 классов.

В соответствии с "Положением об организации предметных недель в школе" были определены победители и призеры, их число составило 69 % от общего числа участников. Дипломами награждено 10 человек, грамотами - 9 и благодарственными письмами - 10. Самое большое количество наград получили учащиеся 6 (13) и 7 (10) классов.

За годы проведения предметных недель произошли изменения в ее содержании. Так в этом учебном году она была посвящена одному из важнейших разделов науки об языке - орфографии - и включала в себя серию мероприятий и коллективных трудовых дел, позволяющих формировать коммуникативную компетентность и творческие возможности учащихся. В силу того, что цели обучения русскому языку в школе предполагают развитие не только письменной речи, но и устной, детям было предложено участвовать в защите проектов на тему "Что надо знать и уметь, чтобы грамотно писать". Отрадно, что большая часть учащихся, участвовавших в дискуссии, показала достаточные зна