Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно–двигательного аппарата

Разделы: Работа с дошкольниками


По статистическим данным в нашей стране показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.
Известно, что возраст от рождения до 7 лет является благоприятным для психологической и педагогической коррекции. Это так называемые сензетивные периоды, на которые опираются специалисты: медики, психологи, педагоги для более эффективного воздействия на ребенка. Так возраст с 3-7 лет является наиболее благоприятным для роста и физического развития, коррекции движений крупных и мелких, пальцевой моторики, а также речи. Задача педагогов-дошкольников: дать простор развитию нервно-психических процессов и качеств личности ребенка.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая и двигательная активность тонкой моторики рук.
Одной из интереснейших форм работы логопеда с дошкольниками в этом направлении является кружковая работа по развитию ручной умелости. Детей и логопеда в этой совместной деятельности привлекает еще и то, что учитель-логопед выступает в новом качестве, казалось бы не присущем ему - решает задачи изодеятельности и конструирования. Но это только так кажется на первый взгляд. Очень тонко, ненавязчиво, в интересной, занимательной форме общается логопед с детьми, рука в руку, опираясь на ведущую деятельность ребенка - экспериментирование и игру. При этом решает свои речевые задачи:
- развивает словарный запас ребенка, грамматический строй, связную речь, автоматизирует поставленные звуки в речи детей.
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.

Кружковая работа в системе коррекции и развития тонкой моторики и подготовки руки к письму

I Блок: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Развитие пространственных отношений, речевое сопровождение.

Пути и методы реализации

1. Упражнения с различными предметами и игрушками (сенсомоторные зоны).
2. Пальчиковая гимнастика, словесные игры, считалки,
3. Специальные упражнения для рук, кинезиологические.
4. Игры с песком и водой.
5. Изодеятельностъ (рисование, раскрашивание карандашом, штриховка
мелом, карандашом, пальцем), лепка, конструирование,
6. Работа с ножницами, бумагой: оригами, ручной труд, кружковая работа.
7. Выкладывание ритмических рисунков по образцу, на слух.
8. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
9. Театры (пальчиковый, кукольный, игрушек, плоскостной).
10. Элементы логоритмики (музыкальные занятия),
11. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
12. ЛФК, массаж, физиолечения, плавание, физкультурные занятия.

II Блок: Развитие согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов» мускульной и тактильной памяти.

 Пути и методы реализации

1. Рисование по обводке, раскрашивание и штриховка.
2. Аппликация, конструирование, кружок «Умелые руки»,
3. Игры-путешествия по лабиринтам (речевое сопровождение)
4. Рисование вольдорфских форм.
5. Рисование и дорисовывание.
6. Ощупывание, узнавание предметов, букв и изготовление их из различных
материалов,
7. Графические диктанты.
8. Словесные подвижные игры.
9. ЛФК, массаж, плавание, физкультурные и музыкальные занятия.

III Блок: Формирование слухового восприятия, речевого чутья.

 Пути и методы реализации

1. Упражнения на узнавание неречевых звуков.
2. Развитие музыкального слуха (музыкальные занятия).
3. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
4. Различение слов, близких по звуковому составу.
5. Упражнения на дифференциацию фонем.
6. Упражнения на дифференциацию слогов.
7. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.

IV Блок; Формирование гигиенических навыков письма, соблюдение охранительно-педагогического режима.

 Пути и методы реализации

1. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию
осанки. Словесная регулировка.
2. Использование меток на пальце и карандаше.
3. Правильный образец педагога.
4. Правильный подбор мебели, освещения.
5. Гимнастика для глаз, использование методики Базарного.
6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Перспективное планирование и особенности проведения занятий.

Перспективный план работы включает знакомство детей с образцами поделок, природным, бросовым, подручным материалом, бумагой, пластилином, фольгой, нитками и выполнение из них аппликаций в виде панно, поделок: закладок, игрушек, украшений, макетов и других интересных вещей для себя, для куклы, для мамы, бабушки, папы, для друзей.
Материал, с которым предстоит работать, нужно рассмотреть, пощупать, понюхать, попробовать на прочность, гибкость, т. е. задействовать все анализаторы, необходимо дать возможность детям пофантазировать: «на что похоже? Что бы ты хотел сконструировать, слепить, вырезать?» Вот эффектная рамка обрамляет открытку. Из чего она? Оказывается такие красивые рамки можно сделать самим из гороха и крошки. А вот этот старичок - лесовичок из шишек с яркой шляпкой, как у мухомора, напомнит детям об ушедшем лете. Обыкновенные ракушки превратились в плавающих рыбок, а манка украсила серебристым нарядом новогоднюю елку. Разве не захочется детям сделать это своими руками?!
Занятия в кружке «Умелые руки» лучше всего начинать с пальчиковой разминки или упражнений для рук с речевым сопровождением:

Ну-ка, пальцы, за работу!
Покажи свою охоту
Резать, клеить и плести,
Рук умелей не найти!

Следует объяснить детям, что понадобится для изготовления поделки: клей, ножницы, проволока, ткань и так далее. Отметить, чтобы поделка получилась красивой - нужно стараться и быть аккуратным. При неудачах и затруднениях подбадривать ребенка похвалой, шутками, стихами, пословицами и поговорками, ведь в кружок «Умелые руки» подбираются дети с проблемами в развитии мелкой моторики.
Занятия в кружке целесообразно проводить 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Обычно большой интерес к деятельности кружка проявляют родители. Каждый хочет, чтобы его ребенок посещал занятия кружка, И не удивительно, ведь родители наглядно видят результаты труда своих детей - поделки. Вместе радуются, удивляются. Родители рассказывают, что придя домой дети изготавливают поделки в другом варианте.
Наши маленькие кружковцы принимают участие в новогодних выставках и выставках детского творчества в детском саду. Методическая работа кружка «Умелые руки» была представлена на родительских собраниях и практических конференциях детского сада № 2 «Сказка».

Примерный перспективный план работы кружка «Умелые руки». Средний возраст.

Тема

Цели и задачи Примечание

I. Объемная аппликация

 «Кудрявый барашек»
«Мимоза»

« Зонтик»

«Улитка»
Цель: Ознакомление с техникой выполнения объемного изображения. Задачи: Знакомство со свойствами бумаги. Развитие мелкой моторики и зрительно- моторной координации, словаря по теме.

 Цель: ознакомление с техникой вырезывания из бумаги. Задачи: развитие словаря и связной речи.

Цель: Ознакомление с техникой скручивания жгутиков и спиралей из гофрированной бумаги Закрепление аккуратного наклеивания Развитие словаря

1 занятие: Изготовление фона - аппликация или рисование.
2 занятие: работа с салфетками или тонкой цветной бумагой, Чтение стихотворения
«Барашек наш», проговаривание

 Чтение и проговаривание загадок о зонтике, дожде.

  Речевое сопровождение работы -приговорка «Улитка». Мотивация - загадка

II Игрушки из бумаги

 Оригами- «Птичка» «Стаканчик» «Лодочка»

Цель: Учить сгибанию квадрата в разных направлениях, совмещению углов и сторон, разглажива­нию линий сгибов. Развитие связной речи

Составление сказок - оригами в процессе работы с листом бумаги.

III Природный и подручный материал

«Елка нарядилась» «Черепашка»

«Панно «Аквариум»

«Орнамент на кругу»

«Украшение из гороха» «Стаканчик»

Цель: ознакомление с техни­кой использования нетрадици­онного материала. Работа над выразительностью речи.

Цель: умение изготовлять и лепить из соленого теста.

Цель: совершенствование умения работать с мелкими предметами ритмического выкладывания орнамента на плоскости.

 Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, эстетического восприятия

Загадки о елке. Стихи о елке, Новом годе Загадки, стихи о черепахе.

Загадки, стихи «Аквариум», «Рыбки».

Использование семян, косточек, цветной крошки.

Беседа об использовании поделок (украшение быта, подарок, ...)

Примерный перспективный план работы кружка «Умелые руки». Старший возраст.

Тема

Цели и задачи

Примечание

I. Объемная аппликация

«Осенняя ветка» «Тюльпан»

«Что нам осень принесла?» (коллективная аппликация)

 Цель: развитие чувства композиции, техники вырезывания и склеивания деталей и аккуратности.

Цель: вырезывание объемных овощей из бумаги, сложенной гармошкой, красиво разме- щать на плоскости. Общение в совместной деятельности.

Речевое сопровождение работы - стихи. Мотивация - стихи. Физминутка: пальчиковая игра «Наши алые цветки».

Речевое сопровождение работы - стихи «Осень», «Урожай».

II. Плетение из бумаги «Закладка» «Сумочка» «Коврик»

 Цель: ознакомление с техникой плетения из бумаги по образцу. Задача: развитие эстетического вкуса, бережного обращения с книгами. Задание на дом: сделай закладки для членов семьи. Сумочку и коврик для куклы.

Беседа об аккуратном обращении с книгами. Обыгрывание поделок с куклами и мебелью для кукол,

III. Игрушки из бумаги:
Елочные украшения- «Фонарики» «Цепочка» «Сеточка» «Солнышко» «Маска»

Оригами- «Птичка» «Стаканчик» «Лодочка»

 Цель: закрепление техники работы с ножницами, умение резать по прямой и по контуру.
Задача: Работа над выразительностью речи

 Цель: Учить сгибанию квадрата в разных направлениях, совмещению углов и сторон, разглажива­нию линий сгибов. Развитие связной речи

  Украшение елки. Стихи о елке, Новом годе.

 Составление сказок - оригами в процессе работы с листом бумаги.

IV. Природный и подручный материал

«Старячок-лесовичок»

«Медальончик »

«Украшение из гороха»
«Рамка для картины»

«Шкатулка»

Цель: составление компози­ции из различного природного материала. Развитие творчес­кого воображения и связной

речи. круп, макаронных изделий. Цель: совершенствование умения работать с мелкими предметами ритмического выкладывания орнамента на плоскости.

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, эстетического восприятия.
Цель: умение резать картой по выкройке, сшивать части, иглой, нитками

Сочетание аппликации с шишками, веточками, пластилином. Придуманная сказка «Еловая шишка», «Старичок-лесовичок».

 Использование семян, косточек, цветной крошки.

Беседа об использовании поделок (украшение быта, подарок, ...)

Подарок маме к 8 Марта

V. Игрушка - самоделка «Ветрячок»

Цель: ознакомление с технологией изготовления ветрянка. Развивать эстетический вкус.

Отметить пользу ветрячка (в игре, в быту, на занятии).

Приложение