Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 4-м классе "Определение типа склонения имен существительных в начальной форме"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:
1) создать условия для:
- уточнения знаний о типах склонения существительных;
- развития умений определять тип склонений существительных в начальной форме по роду и окончанию;
2) содействовать развитию:
- зрительной памяти и орфографической зоркости учащихся;
- мышления, речи, памяти, внимания;
- умений анализировать, сравнивать;
- умений работать с учебником, дополнительной литературой;
3) содействовать:
- воспитанию интереса к предмету, активности, взаимопомощи.

Оборудование:
Карточки со словарными словами, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, таблицы, схемы "Три типа склонения имен существительных", "Как определить склонение имени существительного"; сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3. Орфографические словари. Толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок. (дети говорят хором)

2. Каллиграфическая минутка.
- О какой букве идет речь?
Эта буква обозначает в слове "береза" – согласный, парный звонкий, мягкий звук.
- Какой это звук? [б']
- Какой буквой обозначается этот звук на письме? Напишите эту букву.
- Прочитайте слова: багаж, богатство, береза. Запишите.
- Найдите лишнее слово (багаж – по количеству слогов, береза – все согласные звонкие, береза – существительное 1 склонения).

3. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня нам на уроке предстоит научиться без ошибок определять тип склонения имен существительных и ответить на вопросы, которые приготовил для вас Почемучка (учебник, с. 78). Прочитайте их:
- Какие существительные женского рода относятся к 1 склонению, а какие – к третьему?
- Какие существительные мужского рода относятся к первому склонению, а какие – ко второму?
Это – задача нашего урока.

4. Проверка домашнего задания (упр.168, с.78). (Используются карточки со словарными словами)
- Какие существительные 1 склонения вы выписали из словаря?
- Какие существительные 2 склонения вы нашли в словаре?
- Нашли ли вы в словаре существительные 3 склонения? (тетрадь)

5. Работа по таблице, составленной на предыдущем уроке. Уточнение знаний учащихся о типах склонений.

1-е
склонение

2-е
склонение

3-е
склонение

Имена существительные
женского рода
и
мужского рода
с окончаниями - а, - я.

Имена существительные
мужского рода
с нулевым окончанием
и
среднего рода
с окончаниями - о, - е.

Имена существительные
женского рода
с мягким знаком на конце

- Существительные какого рода встречаются только во 2 склонении? (Среднего, они бывают только во 2 склонении)
- Можно ошибиться в определении типа склонения существительных среднего рода? (Нет, они относятся только ко 2 склонению)
- Что скажете о существительных женского рода? (Они относятся и к 1, и к 3 склонению)
- О существительных мужского рода? (Бывают и 1, и 2 склонения)
- Что же нужно знать, чтобы не смешивать тип склонения имени существительного мужского и женского рода? (Какие существительные, к какому склонению относятся)
- Как определяется тип склонения существительных в именительном падеже? (По роду и окончанию)
- Повторим по таблице «Как определить склонение имени существительного»
1) определить род имени существительного
2) выделить окончание имени существительного
3) по роду и окончанию определить склонение имени существительного
- Вспомним, как определяем род имени существительного?
(Стихотворение хором)

Женский род отвечу я
И скажу: "Она, моя!"
И отвечу: "Род мужской",
И скажу: "Он, мой!"
Средний род: "Оно, мое!"
Это правило твое!

6. Упражнение в определении склонения существительных в начальной форме.
1) Диктант с использованием сигнальных карточек (1 ученик работает у доски).
- Я диктую слова, вы записываете их в 3 столбика по склонениям, карточкой подавая сигнал о типе склонений существительного.
Газета, директор, инженер, корабль, железо, деревня, декабрь, календарь, жилище, погода, ладонь, тетрадь, метель.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
2) Самостоятельная работа. Напишите существительные в 3 столбика по склонениям: суббота, аллея, билет, яблоко, смелость, словарь, малина, медаль, честь.
Проверка:
- Прочитайте существительные, которые относятся к 1 склонению.
- Ко 2 склонению.
- К 3 склонению.

7. Работа по теме урока.
Проблемный вопрос: Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Да, существительные женского рода к 1 и 3 склонениям, существительные мужского рода к 1 и 2)
1) - Запишите существительные в столбик: площадь, кровать, нить, ель, тетрадь.
- К какому склонению относятся эти имена существительные? (К 3 склонению) Докажите. (Это существительные женского рода с мягким знаком на конце)
- Образуйте от данных существительных однокоренные существительные, но 1 склонения. Запишите.
- Прочитайте, какие существительные записали. (Площадка, кроватка, нитка, ёлка, тетрадка) Определите склонение этих существительных.
- Как вы ответите на 1 вопрос Почемучки: какие существительные женского рода относятся к 1 склонению, а какие – к третьему?
(Существительные женского рода с окончаниями - а, - я относятся к 1 склонению, с мягким знаком на конце – к 3 склонению)
2) Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных женского рода (комментирование). Запишите имена существительные в 2 столбика – по склонениям.
Ветка, ветвь, сетка, сеть, кисть, кисточка, лошадь, лошадка, мышь, мышка, ладонь, ладошка, печь, печка.
3) Игра "Не ошибись".
- Я читаю слова. Запишите только имена существительные 3 склонения.
Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль, сушь.
- Какие существительные вы записали? Почему?
- Почему не записали существи