Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 4-м классе "Определение типа склонения имен существительных в начальной форме"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:
1) создать условия для:
- уточнения знаний о типах склонения существительных;
- развития умений определять тип склонений существительных в начальной форме по роду и окончанию;
2) содействовать развитию:
- зрительной памяти и орфографической зоркости учащихся;
- мышления, речи, памяти, внимания;
- умений анализировать, сравнивать;
- умений работать с учебником, дополнительной литературой;
3) содействовать:
- воспитанию интереса к предмету, активности, взаимопомощи.

Оборудование:
Карточки со словарными словами, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, таблицы, схемы "Три типа склонения имен существительных", "Как определить склонение имени существительного"; сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3. Орфографические словари. Толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок. (дети говорят хором)

2. Каллиграфическая минутка.
- О какой букве идет речь?
Эта буква обозначает в слове "береза" – согласный, парный звонкий, мягкий звук.
- Какой это звук? [б']
- Какой буквой обозначается этот звук на письме? Напишите эту букву.
- Прочитайте слова: багаж, богатство, береза. Запишите.
- Найдите лишнее слово (багаж – по количеству слогов, береза – все согласные звонкие, береза – существительное 1 склонения).

3. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня нам на уроке предстоит научиться без ошибок определять тип склонения имен существительных и ответить на вопросы, которые приготовил для вас Почемучка (учебник, с. 78). Прочитайте их:
- Какие существительные женского рода относятся к 1 склонению, а какие – к третьему?
- Какие существительные мужского рода относятся к первому склонению, а какие – ко второму?
Это – задача нашего урока.

4. Проверка домашнего задания (упр.168, с.78). (Используются карточки со словарными словами)
- Какие существительные 1 склонения вы выписали из словаря?
- Какие существительные 2 склонения вы нашли в словаре?
- Нашли ли вы в словаре существительные 3 склонения? (тетрадь)

5. Работа по таблице, составленной на предыдущем уроке. Уточнение знаний учащихся о типах склонений.

1-е
склонение

2-е
склонение

3-е
склонение

Имена существительные
женского рода
и
мужского рода
с окончаниями - а, - я.

Имена существительные
мужского рода
с нулевым окончанием
и
среднего рода
с окончаниями - о, - е.

Имена существительные
женского рода
с мягким знаком на конце

- Существительные какого рода встречаются только во 2 склонении? (Среднего, они бывают только во 2 склонении)
- Можно ошибиться в определении типа склонения существительных среднего рода? (Нет, они относятся только ко 2 склонению)
- Что скажете о существительных женского рода? (Они относятся и к 1, и к 3 склонению)
- О существительных мужского рода? (Бывают и 1, и 2 склонения)
- Что же нужно знать, чтобы не смешивать тип склонения имени существительного мужского и женского рода? (Какие существительные, к какому склонению относятся)
- Как определяется тип склонения существительных в именительном падеже? (По роду и окончанию)
- Повторим по таблице «Как определить склонение имени существительного»
1) определить род имени существительного
2) выделить окончание имени существительного
3) по роду и окончанию определить склонение имени существительного
- Вспомним, как определяем род имени существительного?
(Стихотворение хором)

Женский род отвечу я
И скажу: "Она, моя!"
И отвечу: "Род мужской",
И скажу: "Он, мой!"
Средний род: "Оно, мое!"
Это правило твое!

6. Упражнение в определении склонения существительных в начальной форме.
1) Диктант с использованием сигнальных карточек (1 ученик работает у доски).
- Я диктую слова, вы записываете их в 3 столбика по склонениям, карточкой подавая сигнал о типе склонений существительного.
Газета, директор, инженер, корабль, железо, деревня, декабрь, календарь, жилище, погода, ладонь, тетрадь, метель.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
2) Самостоятельная работа. Напишите существительные в 3 столбика по склонениям: суббота, аллея, билет, яблоко, смелость, словарь, малина, медаль, честь.
Проверка:
- Прочитайте существительные, которые относятся к 1 склонению.
- Ко 2 склонению.
- К 3 склонению.

7. Работа по теме урока.
Проблемный вопрос: Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Да, существительные женского рода к 1 и 3 склонениям, существительные мужского рода к 1 и 2)
1) - Запишите существительные в столбик: площадь, кровать, нить, ель, тетрадь.
- К какому склонению относятся эти имена существительные? (К 3 склонению) Докажите. (Это существительные женского рода с мягким знаком на конце)
- Образуйте от данных существительных однокоренные существительные, но 1 склонения. Запишите.
- Прочитайте, какие существительные записали. (Площадка, кроватка, нитка, ёлка, тетрадка) Определите склонение этих существительных.
- Как вы ответите на 1 вопрос Почемучки: какие существительные женского рода относятся к 1 склонению, а какие – к третьему?
(Существительные женского рода с окончаниями - а, - я относятся к 1 склонению, с мягким знаком на конце – к 3 склонению)
2) Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных женского рода (комментирование). Запишите имена существительные в 2 столбика – по склонениям.
Ветка, ветвь, сетка, сеть, кисть, кисточка, лошадь, лошадка, мышь, мышка, ладонь, ладошка, печь, печка.
3) Игра "Не ошибись".
- Я читаю слова. Запишите только имена существительные 3 склонения.
Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль, сушь.
- Какие существительные вы записали? Почему?
- Почему не записали существительные картофель, автомобиль, день, конь, пень? (Это имена существительные мужского рода с мягким знаком на конце, относятся ко 2 склонению)
Вывод: Значит, надо быть внимательными при определении склонения существительных с мягким знаком на конце. Они могут быть женского рода – 3 скл.; мужского рода – 2 скл.
4) Упражнение в распознавании типа склонения существительных мужского рода
- Прочитайте слова: Витя, Виктор, Андрей, Андрюша, дядя, юноша, Дмитрий, Дима, герой, учитель, Иван, Ваня.
- Какого рода эти имена существительные? (Мужского рода)
- Спишите. Укажите склонение существительных. (1 ученик работает у доски)
- Ответьте на 2 вопрос  Почемучки: какие существительные мужского рода относятся к первому склонению, а какие – ко второму?
 (Существительные мужского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1 склонению, существительные мужского рода с нулевым окончанием относятся ко 2 склонению)
5) - Что можете сказать о типе склонения существительных: Витя – Виктор? (Витя – существительное 1 склонения, Виктор – существительное 2 склонения)
- Есть ли среди ваших имен такие существительные?
- Образуйте от существительных Жора, Петя, Слава, Паша, Сережа, Володя, Коля, Люба полные имена. Определите склонение.

8. Физминутка. (используется стихотворение Ю. Мориц)

Попрыгать-поиграть

Стоит в лесу избушка, (Дети смыкают руки над головой «домиком»)
А в ней живет Петрушка, (Большой палец правой руки к носу; большой палец левой руки – к мизинцу правой. Пальцы широко расставлены)
К нему идет зверюшка (Дети шагают на месте)
Попрыгать-поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)
Олени, (Дети изображают рога)
Носороги, (Кулачки к носу)
Медведи из берлоги (Дети переваливаются, изображая медведей)
Приходят друг за дружкой (Дети шагают на месте)
Попрыгать поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)
Косули и еноты, (Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти)
Ежи (Дети растопыривают пальцы, показывая иголки ежа)
И бегемоты (Округлить руки перед собой, изобразить толщину)
Идут после охоты (Шаги на месте)
Попрыгать-поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)
Малиновка,
Овсянка, (Дети машут руками, изображая крылья)
Живая обезьянка, (Изображают пляшущую обезьянку)
У всех одно и тоже –
Попрыгать-поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)

- Определите склонение имен существительных в единственном числе, которые встретились в физминутке.

9. Продолжение работы над темой.
1) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам (учащиеся 3 уровня работают в парах).

Уровень 1.

Определите и запишите склонение имен существительных:

альбом
герой
животное
картина
квартира
столица
месяц

ель
ужин
речь
календарь
дочь
дочка
завтрак


Уровень 2.

Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения. Определите склонение всех имен существительных:

мама –
папа –
дед –
вещица –

конь –
жара –
неправда –
долг –

Уровень 3.

Определите падеж и склонение существительных в единственном числе:
Кузница дятла
Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко стучит он клювом по шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз. Так и складывается под березой груда еловых шишек.
Взаимопроверка.
2) Письмо по памяти

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
(С. Есенин)
- Прочитайте. Какую картину представили себе? Какие звуки "услышали"? Какие краски использовали бы, если бы выполняли рисунок в цвете?
- Объясните смысл слов: вокруг, тишина, журчит, блеском, серебрит.
Из Толкового словаря С.И. Ожегова.
Вокруг  – в окружности, по окрестностям, кругом кого, чего-нибудь.
Тишина  – 1) отсутствие шума, безмолвие. 2) спокойствие, умиротворенное состояние.
Журчит  – 1) о воде: течением производить легкий, монотонный шум. 2) тихо звучать, журчащая речь.
Блеск  – яркий, искрящийся свет.
Серебрить  – 1) покрывать тонким слоем серебра. 2) окрашивать в серебристый цвет (серовато-белый).
- Объясните орфограммы.
- Выучите наизусть. Определите внимание на употребление слов в словосочетаниях.
- Прочитайте еще раз, проговаривая каждое слово. Запишите, проверьте.
Задания после проверки:
- К существительному тишина подберите слово, близкое по значению. (Безмолвие, спокойствие). Определите склонение.
- К глаголу серебрит подберите однокоренные слова (серебро, серебристость, серебристый). У существительных определите склонение.

10. Итог:
- По каким признакам мы определяем склонение существительных? (По роду и окончанию)
- Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям.
- В каждом столбике найди лишнее слово. Докажите.

природа
программа
тревога
правило

соловей
сосед
счастье
свобода

сирень
справедливость
совесть
ладонь
шампунь

(В 1 столбике: правило – существительное 2 склонения, во 2 столбике: свобода – существительное 1 склонения, в 3 столбике: шампунь – существительное 2 склонения)
- Для чего нужно уметь правильно определять склонение существительного?

11. Домашнее задание:
Выполнить упражнение 173 с.79 (написать слова по группам: птицы: …; рыбы: …; деревья: …; цветы: … ; указать склонение имен существительных).

Литература:
[1]. Т.Г. Рамзаева. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы.
М.: Дрофа, 2003.
[2]. Е.Е. Гугучкина. Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы». Волгоград: Учитель, 2006.
[3]. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: 2003.