Примерный объем знаний и умений детей дошкольного возраста по декоративно-прикладному творчеству

Разделы: Работа с дошкольниками


Младший дошкольный возраст

Должны знать, что отдельные игрушки, которыми они играют – называются народными, т.к. их придумал и изготовил простой народ для забав и развлечений. Дети должны уметь назвать игрушку: матрешка, свистулька, качалка? выбрать народную игрушку из нескольких игрушек.

Должны уметь выполнять несложные игровые действия, заложенные в дидактику народной игрушки: посвистеть в свистульку, разобрать и сложить матрешек, вкладыши, вытащить крючком бирюльку из бочонка и т.д.

В рисовании: передавать ритмичность в нанесении элементарных приемов кистью на лист бумаги передавая несложный геометрический узор. Учить любоваться красотой, яркостью народной игрушки, предмета.

Средний дошкольный возраст

Должны знать, что народная игрушка, предметы быта, одежды могут быть созданы народными умельцами и украшены специально подобранными узорами, которые имеют свои названия, особый колорит (цветовые решения). Должны знать назначение предметов и игрушек, понимать, что украшают предметы для того, чтобы они были красивыми и украшали нашу жизнь, вызывали чувство праздничности, радости и веселья.

Должны уметь: выполнять игровые и иные действия с игрушкой или предметом в соответствии с его назначением: с игрушкой – играть, салфетку – использовать по назначению. Уметь любоваться красотой народного творчества, ценить его самобытность.

В рисовании: передавать несложные узоры по мотивам народных росписей, имеющих геометрический характер, использовать в рисунке колорит, характерный народному орнаменту, располагать узор в линию (фронтальный), по всему фону, по углам, в центре, по краям фона.

В лепке передавать несложные образцы керамической посуды, украшений, игрушек и украшать геометрическим орнаментом путём процарапывания, налепка, штамповки.

Старший дошкольный возраст

Должны знать признаки, которыми отличаются предметы декоративно-прикладного творчества, выполненные народными умельцами, украшенные традиционным или нетрадиционным орнаментом: яркость цвета, праздничный характер росписи, предпочтительность колорита в разных росписях (например, в хохломской, это золотой, черный, красный, а в дымковской – белый фон, в городецкой – темный фон и т.д.), своеобразная композиция узора, условность и стилизованность элементов росписи, «маховый» характер письма (т.е., без предварительной прорисовки карандашом); неповторимость и уникальность узора, прикладной характер изделия (т.е. четко выраженное назначение предмета), возможность воспроизводства предмета в домашних условиях).

Должны уметь отличать несколько разных видов народного творчества друг от друга по следующим признакам: материал, из которого выполнен предмет, назначение предмета, композиционное построение узора (симметричное, асимметричное, линейное, в круге, шахматное или сетчатое, в несколько рядов и т.д.), колорит (цветовое решение узора), элементы узора, их название. Дети должны уметь любоваться предметом народного творчества, ощущать его самобытность, красочность, простоту и удобство формы, лаконичность выразительных средств. Должны понимать, что народное творчество – это искусство и его нужно беречь, сохранять и преумножать.

В рисовании передавать несложные мотивы композиций на родных росписей с геометрическим или растительным орнаментом, составлять самостоятельные декоративные композиции в соответствии с законами ритма и симметрии.

В лепке передавать несложные поделки по мотивам керамических изделий, народной резной игрушки, скульптуры. Украшать поделки различным орнаментом путем процарапывания, вдавливания, налепа, штамповки. Расписывать вылепленные поделки красками, изготовлять несложные объемные сувениры из гипса, соленого теста, глины, расписывать их.