Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условиях детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. И уже для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника. Около 70% детей имеют различные виды нарушения осанки. Которые ведут к развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. У 23% детей встречается деформация опорно-двигательного аппарата - наиболее распространенной является плоскостопие и косолапость.

ОСАНКА - привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.

Формирование осанки у человека начинается с первых дней жизни. По мере развития движений у ребенка образуется четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника; шейный и поясничный - выпуклостью вперед - лордоз (если смотреть на позвоночник сбоку), грудной и крестцовый - выпуклостью назад - кифоз. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп. Начинает определяться и закрепляться осанка. Таким образом, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие и детская косолапость.

ПЛОСКОСТОПИЕ - это деформация стопы, в результате которой снижается ее свод.

КОСОЛАПОСТЬ - характеризуется приведением, супинацией и подошвенным сгибанием стопы. При этом ноги ребёнка принимают "О" - образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву односторонняя и неполноценная.

С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей, причем большой процент детей уже имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в период дошкольного возраста. Статистика детских поликлиник показывает, что родители обращаются к врачам по поводу патологии опорно-двигательного аппарата у детей в 4 - 5 раз меньше, чем в действительности она существует.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, плоскостопия, косолапости, тем больше вероятности того, что у ребенка не возникнет проблем со здоровьем. Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, я разработала систему игр и упражнений. Работу провожу со всеми детьми, начиная со второй младшей группы. Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия включаю во все части физкультурного занятия, в комплексы утренней гимнастики. Воспитатели используют эти упражнения и игры при проведении физкультминуток, гимнастики после сна с закаливающими процедурами, на прогулке.

Практически на каждом занятии использую нестандартное оборудование разработанное кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры спортивных дисциплин Удмурдского государственного университета В.Зелениным, описание которого представлено в приложении №1.

Свою работу веду в тесном контакте с воспитателями, родителями, медицинскими работниками и инструкторами по физкультуре и спорту дошкольных учреждений. Я провожу беседы, консультации, открытые занятия, даю рекомендации по проведению занятий по лечебной гимнастике в домашних условиях. С родителями провожу индивидуальные консультации с практическим показом специальных упражнений.

Установили день открытых дверей, в который родители могут ознакомиться с состоянием работы по физическому воспитанию в нашем детском саду.

С детьми, которые уже имеют функциональные отклонения, я занимаюсь индивидуально.

Систематические занятия с детьми по такой методике дали положительные результаты, которые приведены в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ВЫПУСКНИКОВ

ДЕТСКОГО САДА № 28 "ЛЕСНАЯ СКАЗКА" г. Елабуга

Состояние опорно-двигательного аппарата 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ        
Значительные отклонения (сколиоз) 9% 9% 7% 7%
Незначительные отклонения 70% 49% 41% 24%
Норма 21% 42% 52% 69%
ИЗМЕНЕНИЕ СВОДА СТОПЫ        
Плоскостопие 30% 14% 11% 9%
Уплощение 23% 19% 14% 11%
Норма 47% 67% 75% 80%

Из приведенной выше таблицы видно что, начиная с 2006 по 2008 годы, у выпускников нашего детского сада постепенно нормализуется состояние опорно-двигательного аппарата. В 2008 году по сравнению с 2005 годом на 2% уменьшилось детей со сколиозом, на 46 % стало меньше детей с незначительными нарушениями осанки. Улучшилось состояние свода стопы: на 21% стало реже встречаться плоскостопие, уплощение стопы на 12%.

Представляю примерный план - конспект физкультурного занятия по профилактике нарушений осанки и плоскостопия для детей средней группы.

Примерные планы - конспекты физкультурных занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия для детей старшей и подготовительной групп представлены в приложении №2.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ: Формирование навыка правильной осанки и укрепления свода стопы, используя подвижные игры и игровые упражнения.

Задачи:

  1. Развивать чувство равновесия и координацию движения детей.
  2. Закреплять навык ходьбы с правильной осанкой.
  3. Способствовать развитию силы мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.
  4. Воспитывать умения самостоятельно выполнять физические упражнения.

Пособия и инвентарь: кольца по кол-ву детей, массажеры на полгруппы, массажная дорожка, мелкие камушки, ортопедические стельки на полгруппы, 1 обруч, 2 гимнастические скамейки.

Части и содержание занятия Дозировка Темп Организационно-методические указания
  Вводная часть 3мин.    
1 Вход в зал, построение, приветствие. 20 сек. Средн. В шеренгу
2 Ходьба на носках, руки вверх 20 сек. Средн. Взять кольца
3 "Ходим в шляпах" ходьба с кольцом на голове 20 сек. Средн. Голову держать прямо, кольцо не ронять
4 Ходьба на пятках, кольцо за спиной 25 сек. Средн. Вперед не наклоняться
5 "Ходим в шляпах" 15 сек. Средн. Спина прямая
6 Ходьба на носках в полуприседе, кольцо за спиной 20 сек. Средн. Пятки отрывать от пола
7 Ходьба приставным шагом правым и левым боком, кольцо за спиной 30 сек. Средн. Сохранять правильную осанку
8 Ходьба, перестроение в круг 30 сек.   Разомкнуться
  Основная часть 12 мин.    
1 Общеразвивающие упражнения с кольцом 4 мин.    
1 "Смотрим вверх, вниз". И. п. - о.с., 1 - наклон головы вперед; 2 - и.п., 3- то же назад; 4 - и. п. 4 раза Средн. Туловище не наклонять
2 "Сдуваем комариков с плеча"

И. п. - о. с. 1 - поворот головы вправо - выдох; 2 - и.п. - вдох; 3-4 то же влево

4 раза Средн. Правильно выполнять выдох
3 "Снимаем шляпу" И. п. - о.с., руками держать кольцо на голове; 1 -3 встать на носки, кольцо вверх - вдох; 4 - и. п. - выдох 4 раза Средн. Подниматься выше на носках, потянуться
4 И. п. - узкая стойка, ноги врозь, кольцо за головой. 1 - наклон вправо - вдох; 2 -и.п.- выдох; 3-4 - то же влево.