Урок "У войны не женское лицо" (литература в 9-м классе, сдвоенный урок)

Разделы: Литература


Эпиграфы:

Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя. (А.Т.Твардовский)

Цели урока:

обучающая:

  • познакомить учащихся с поэзией Великой Отечественной войны;
  • показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
  • формировать умения самостоятельной работы с текстом;

развивающая:

  • обогащать словарный запас, работать над коммуникативными свойствами речи (экспрессивностью, эмоциональностью);
  • стимулировать самостоятельное мышление учащихся;
  • развивать умением выделять главное, переносить полученные знания в новую ситуацию;
  • развивать исследовательские умения и навыки учащихся;
  • развивать логическую речь учащихся.

воспитывающая:

  • на примере жизни и творчества участников войны воспитывать любовь к родному краю;
  • формировать глубоко патриотичное отношение к Родине, уважение к женщинам и людям старшего поколения;
  • расширять представления учащихся о войне и героизме женщин, роли их на войне;
  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, фотографии женщин – участниц войны, иллюстрации, фотографии (коллаж), доклады (сообщения) учащихся, воспоминания “Женщины в годы Великой Отечественной войны”.

ПЛАН УРОКА

№ п/п

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

1

Оргмомент Приветствие

2

Организация групповой деятелньости Формы: беседа, устные выступления учащихся (доклады, сообщения, ответы на вопросы, выразительное чтение, чтение наизусть).

Виды читательской деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Виды речевой деятельности: монолог, диалог, выразительное чтение

3

Подведение итогов Рефлексия

4

Этап информирования о домашнем задании и инструкции по его выполнению  

Подготовка к уроку

Работа по группам:

1-я группа – литературоведы: составление и оформление докладов (сообщений) о творчестве поэтов во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время;

2-я группы – фотокорреспонденты-оформители: подбор фотографий, иллюстраций картин, рисунков, оформление фотоколлажа вместе с преподавателем;

3-я группа – историки-архивисты: работа с документальной литературой о войне (воспоминания о женщинах-участницах войны);

4-я группа – литераторы: подбор стихотворений о женщинах на войне, чтение стихов наизусть.

Функции преподавателя:

  • распределение учащихся по группам при сборе материалов и подготовке урока;
  • организация частично-поисковой работы учащихся по теме урока;
  • оформление доски и кабинета;
  • подбор репродукций картин по теме урока, фотографий женщин на войне, оказание помощи в подготовке фотоколлажа из портретов и фотографий;
  • подбор записей песен и музыки военных лет;
  • подбор высказываний поэтов о войне;
  • оформление выставки книг по теме.

ХОД УРОКА

(Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача “Священная война”, затем громче…После припева музыка смолкает.)

Слово учителя.

Среди весны, когда поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и погибших. И в первую очередь – тех, кому природой назначено продолжать жизнь.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. А ведь женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей женской психологии…она труднее переносила “мужской” быт войны.

Женщинам, участницам Великой Отечественной войны, посвящается этот урок.

(Читает мальчик)

Верю в добрых сердец бессмертие,
В солнце мира и тишины.
Милосердие! Милосердие!
Это слово старше войны.

В человечества годы ранние
Неизвестная медсестра
Над охотниками израненными
Хлопотала возле костра.

Милосердие! Слово вещее,
Ты и нам сияло во мгле, -
Наклонялись над нами женщины
Под огнем на ничьей земле.

И когда все войны забудутся,
Все оружие на слом пойдет,
Все надежды людские сбудутся, -
Милосердие не умрет.

В гимнастерке ль, в платье залатанном,
С горькой складочкою у рта,
Как нужна ты нам в веке атомном,
Терпеливая доброта!  (Вадим Шефнер)

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово “милосердие”. Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – МАТЬ. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы.

Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер растить детей, беречь домашний очаг и – ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Женщины утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками – они были солдатами. Женщина не только спасала, перевязывала раненых, но и изготавливала снаряды, вместо коня тянула за собой плуг, бомбила, подрывала мосты, брала языка, ходила в разведку.

Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, дом, детей. Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую.

Слово тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц…Их стихи знали, ждали…На фронт идет 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.

Учащаяся. Стихотворение Юлии Друниной:

Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.

Я пришла из школы
В блиндажа сырые.
От Прекрасной Дамы –
В “мать” и “перемать”.
Потому что имя
Ближе, чем
“Россия”
Не могла сыскать. (1942)

(Читает мальчик)

Когда и кто назвал тебя сестрою?
Не раз я задавал себе вопрос.
Наверное, все было в гуле боя,
И раненый то слово произнес.
Наверное, его ты выносила
Из огненного пекла на руках,
И он шепнул:
- Се-стра…
Теряя силы, забился с этим словом на губах.
А ты ползла, царапала колени,
Дышала часто, было тяжело.
За жизнь его боролась в исступленье,
Назло врагу, и всем смертям назло!

Учащаяся. Из воспоминаний Анны Ивановны Беляй, санинструктора сорок восьмой армии: “Бомбежка. Все бросились в укрытие. И я бегу. Слышу чей-то стон: “Помогите…”, но бегу…через несколько минут до меня что-то доходит, я чувствую на плече санитарную сумку. Куда девался страх? Бегу назад: стонет раненый солдат. Бросаюсь к нему перевязывать. Затем второй, третий, четвертый…”

(Читает мальчик)

Сто раненых она спасла одна
И вынесла из жизненного шквала,
Водою напоила их она,
И раны их сама перевязала.
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не позабыла о его винтовке.
Все тонуло в грохоте и дыме,
И стонала, дыбилась земля.
Умирали мальчики седые,
Стекленела в их глазах заря.
- Помоги, сестрица…
- Что, хороший?
Потерпи, сейчас перевяжу…
И ползла…
С такой нелегкой ношей
К дальнему оврагу, к блиндажу.
Только б выжить ей под небом рваным,
Устоять бы под огнем свинца,
Сердцем гневным прикрывая раны
Ставшего беспомощным бойца.

Учащаяся. Военная статистика свидетельствует, что стоит за таким обыкновенным словом – “работа санинструктора”: раненых, контуженных, обожженных было множество, но из ста раненых бойцов семьдесят возвращались в строй. На фронте в годы Великой Отечественной войны санинструкторами служили и наши землячки Мария Никитична Цуканова и Клавдия Иннокентьевна Корчикова.

Мария Никитична Цуканова родилась в 1924 г. в поселке Орджоникидзевском. После окончания школы хотела выбрать учительский путь. Но с началом войны стала телефонисткой и помощницей в местном госпитале. Затем работала на одном из заводов в Иркутске, там же закончила курсы медицинских сестер. Военкомат направил ее во Владивосток. Три года она прослужила санинструктором в отдельном батальоне морской пехоты.

Маша Цуканова погибла в жестоком бою за освобождение г.Сейсин, у берегов далекой Северной Кореи. Враг яростно атаковал порт, стремясь отрезать советских десантников от кораблей. Под ураганным огнем старший матрос санинструктор Мария Цуканова перевязывала и выносила с поля боя раненых. Сто тридцать воинов сумела укрыть девушка от врагов в безопасном месте. Ни пулеметные очереди врага, ни разрывы снарядов не могли остановить ее. Ночью, после трудного боя Маша следила за ушедшими в разведку матросом Плотниковым и сержантом Божко. Опасен был их маршрут, и поэтому девушка не спускала глаз с разведчиков. Вдруг раздался взрыв, послышались крики. Маша поняла: Плотников и Божко попали на мину. Не теряя ни минуты, поползла Цуканова к разведчикам. А, перевязав, она осталась с ними. Противник открыл сильный огонь. Девушку ранило в руку. Преодолевая боль, она тянула раненого одной рукой. Совсем близко разорвался снаряд, и Машу опять ранило. Она потеряла сознание и попала в руки врага. Зверским пыткам подвергли девушку японцы. Они исполосовали ее ножами, выкололи глаза, но ничего не добились от нее.

Так погибла за Родину эта бесстрашная девушка из Хакасии. Ей был всего 21 год. С воинскими почестями, под салют автоматов похоронили Машеньку матросы на вершине того холма, в бою за который отдала свою жизнь матрос санинструктор Цуканова. За совершенный подвиг Марии Никитичне Цукановой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель. Женщины-медики спасли жизнь и возвратили в строй миллионы раненых воинов. В 955 стрелковом полку Пирятинской дивизии воевали медицинские сестры, жительницы Хакасии, Шабардина Анастасия Артемьевна, Крылаева Лидия Даниловна.

Екатерина Федоровна Перекрещенко родилась в Минусинске в 1920 г. Закончив краевую школу пионервожатых, она становится старшей вожатой школы № 10 г.Абакана. Когда началась война, Катя работала в горкоме комсомола и заочно училась в учительском институте. Но все мысли – о фронте. Закончив красноярские курсы медсестер, она ушла на фронт.

Смелость и героизм Е.Ф.Перекрещенко восхищали товарищей по оужию. Шесть раз была ранена медицинская сестра и каждый раз возвращалась в строй. 17 января 1944 г. Екатерина Федоровна вместе с бойцами своей части пошла в разведку, попала на мину, ей оторвало ногу. По пути в санчасть она умерла от большой потери крови.

(Читает девочка)

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Учитель. В нашей республике и за ее пределами широко известны имена военного хирурга Калининой Надежды Алексеевны, младшего военного врача Шихардиной Евгении Павловны, санинструктора санитарной роты 955 стрелкового полка Пирятинской дивизии Шабардиной Анастасии Артемьевны, медсестры этой же дивизии Крылаевой Лидии Даниловны, гвардии старшины медицинской службы, фельдшера 7-го механизированного дивизиона, 1-го гвардейского танкового полка Нагорной Тамары Дмитриевны, хирургической сестры полевого хирургического госпиталя Кузьменко Евдокии Климентьевны, санинструкторов Корчиковой Клавдии Иннокентьевны (1-я гвардейская Армия, 309 стрелковая Пирятинская дивизия, 259 стрелковый полк), Тихоновой Варвары Николаевны (274 Ярцевская дивизия, 265 полк, разведрота), Кривенко Нины Михайловны (санитарка в эвакогоспитале).

Учащаяся. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков, и летчицы, и командиры пулеметной роты, и санинструкторы, и зенитчицы.

(Читает девочка)

Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот день…
На батарее были сплошь девчонки,
А старшей было 18 лет…
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслоняясь рукой,
Скомандовала тонко:
Батаре-я!
(Ой, мамочка! Ой, родная!..)
Огонь!!!

(Читает мальчик)

Бой медленною кровью истекал,
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам!
И падали,
И поднимались снова!

Учитель. Связистами воевали Байкалова Анна Савельевна, Воронина Анна Алексеевна, Сперанская Елена Акимовна.

(Читает девочка)

Она одна во тьме неведомой,
Она отстреливалась до конца.
Когда закричали, когда застрочили,
Уже в лицо ей картавя, сипя,
Она, как в спецшколе ее учили,
Пулю в рацию,
Пулю в себя!..

Учащаяся.

Зенитчицы, сестры,
Радистки, врачи
В сраженьях ковали
К победе ключи.
Исполнили долг боевой до конца
Девчата отважные, чудо-сердца!

Учитель. В годы Великой Отечественной войны из Хакасии 43 женщины воевали в качестве медиков, 26 – связистами, 10 – стрелками, 9 – прожектористами, 2 – снайперами, 2 – военными поварами, 1 – политруком. Женщины Хакасии – участницы Великой Отечественной войны – внесли весомый вклад в дело Победы над фашисткой Германией и империалистической Японией.

Учитель. Наступая на Советский Союз, фашисты рассчитывали, что с началом войны в нашей стране начнется межнациональная рознь. Но этого не произошло. И женщина-белоруска, спасая солдата-грузина от фашистского патруля, называла его своим родным братом. Русская медсестра Галина дает кровь, чтобы не умер солдат-хакас.

Кругом грохочет бой.
Во мгле
Солдат-хакас приник к земле…
Горит трава в седой степи.
“Боец! Ты ранен? Потерпи.
Я жизнь в тебя сейчас вдохну
И рану накрепко стяну…”
Лежит, молчит солдат-хакас,
Своих не открывая глаз,
Опять летит и воет мина.
Но Галя –
Русская сестра –
К нему склоняется, добра,
Как мать, спасающая сына.
И сердце воина сильней
В груди простреленной забилось.
Глаза, сверкнув из-под бровей,
Легко и широко открылись.
Казалось, боль почти прошла.
Спросил хакас черноголовый:
“Сестра! Как ты меня нашла,
Чтоб жизнь ко мне вернулась снова?”
“В сибирском я жила краю,
А родилась на Украине,
Погиб любимый мой в бою.
И за него я мщу отныне.
Врагу я мщу за свой народ, -
И, дочь простого садовода,
С бойцами я иду вперед.
Чтобы помочь им в дни похода”.
Хакас без сил к земле приник,
Но Галя, приподняв солдата,
Со смертью споря каждый миг,
Идет, шатаясь, до санбата…
На койке мечется хакас.
И говорит хирург усталый:
“Мне кровь нужна. Не через час –
Сейчас!
Во чтобы то ни стало!”
Галина кровь дает бойцу
И видит, видит, как в тумане,
Что по солдатскому лицу
Вновь заходил былой румянец! (Н.Г.Доможаков)

Учащаяся. Огонь для войны во время войны в основном готовили женщины. Снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело их чутких, милых рук. Но и не только это…

Они запряглись вместо лошадей в телеги, сани, тянули за собой плуги. Они были на полях и фермах, чтобы накормить фронт, страну.

Учащаяся. Стихотворение Михаила Исаковского:

Русской женщине

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фонт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое…

Учащаяся. В Белоруси в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч женщин-патриоток. Подполье и партизанство были необычными формами войны. Они требовали от людей особых качеств. У них не было тыла. Всякая ошибка ежеминутно могла стоить жизни. И жертв эта борьба требовала особых, немыслимых. Особенно тяжким испытаниям подвергалась женщина, потому что она была не только партизанкой, подпольщицей, а их матерью, женой, дочерью

“Партизанка Лиза”

Белая березонька у хаты
Наклоняла ветви до земли.
Мимо хаты пьяные солдаты
В город Пено девушку вели.

Болью сердце девушки томили
И огнем пытали, и водой.
Никакие муки не сломили
Верность партизанки молодой.

Были ветра горькие заплачки
В эту ночь осеннюю долги.
На путях у старой водокачки
Расстреляли девушку враги.

Мать-отчизну девушка любила,
Для нее дышала и жила,
И на свете никакая сила
Сбить ее с дороги не могла.

Солнце мая сгонит саван белый,
Зашумит весенняя трава.
Вечно в песнях молодости смелой
Будет Лиза Чайкина жива.

Учитель. В сорок первом девчонки, которые мечтали быть невестами, становились солдатами. Они убивали войну в сорок первом, сорок третьем, сорок четвертом, сорок пятом. Они хотели убить ее навсегда.

Много лет после окончания войны каждую ночь во сне фронтовички ходили в атаку, в разведку. Много лет после окончания войны матери и жены ждали своих сыновей и мужей, не вернувшихся с фронта. Они все надеялись на чудо.

Учащаяся. Стихотворение Андрея Дементьева (или песня в исполнении Софии Ротару).

Баллада о матери

Постарела мать за двадцать лет,
А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать и ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых не пришло!

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино – и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.

Перед орькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взлянуд а мать.

Мать узнала сына в тот же миг.
И понесся материнский крик:

- Алексей! Алешенька! Сынок!..-
Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась – вдруг он упадет.
Но сквозь годы мчался сын вперед.

- Алексей! – кричали земляки.
- Алексей, - просили, - добеги…

Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

Дома все ей чудилось кино.
Все ждала – вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.

Учитель. Именно во имя жизни женщина мир спасала, была дочерью, матерью, женой, сестрой и солдатом. Поклонимся низко ей до самой земли, ее великому милосердию.

А теперь я хотела бы задать вам несколько вопросов:

  1. Как вы понимаете такие слова: “Мы знаем о войне много и мы знаем о войне мало”?
  2. Узнали ли вы для себя что-то новое о войне из нашего урока?
  3. Что вам запомнилось более всего? Что отложилось в памяти?
  4. Есть ли в вашей семье женщины, прошедшие войну, участвовавшие в ней? Расскажите о них.

В заключение мне хотелось обратить ваше внимание на выставку литературы, посвященной Великой Отечественной войне. Этими книгами пользовались многие из вас, чтобы подготовиться к уроку, это ваши помощники. Вы уже обратили внимание на фотоколлаж, подготовленный нашими девушками. Он из тех фотографий и иллюстраций, которые вы нашли в ходе подготовки к уроку. Кабинет наш украшен репродукциями плакатов военного времени и картин известных художников, фотографиями женщин-участниц войны.

Учащаяся. “Люди мира! На минуту встаньте!” Эти строчки из стихотворения “Бухенвальдский набат” напоминают еще раз о том, что сегодняшним безоблачным небом, миром, счастьем, благополучием мы обязаны тем, кто не вернулся с полей той кровавой жестокой войны. Память о них в наших сердцах вечно живет!

Люди продолжают воевать до сих пор. Они сражаются за власть, за господство, до конца, наверное, не сознавая того, что делают.

Учащаяся. Эти люди считают, что война сможет решить очень многие проблемы, существующие в государстве, поможет обрести свободу и счастливую жизнь. Но разве война – это счастье?!

1-й учащийся. Счастье – это когда ты дорожишь каждой минутой своей жизни и даришь свою любовь окружающим тебя людям. Счастье – это мир без войны!

2-й учащийся. Я хочу, чтобы война никогда не повторялась.

3-й учащийся. Не хочу, чтобы погибали и страдали люди.

4-й учащийся. Я хочу учиться в школе, заниматься музыкой, танцами, спортом.

5-й учащийся. Хочу каждое утро видеть счастливую улыбку на лице мамы.

6-й учащийся. Хочу слушать пение птиц в любимой березовой роще.

7-й учащийся. Хочу смеяться, радоваться солнечному лучику, зеленой травке, чистому голубому небу.

8-й учащийся. Хочу, чтобы у меня было много друзей и чтобы все мы не боялись прихода завтрашнего дня.

9-й учащийся. Хочу, чтобы жизнь людей в моей прекрасной Хакасии была стабильной, радостной.

10-й учащийся. Памятью павших, памятью ветеранов, памятью своего сердца заклинаю: (на фоне песни, когда ученик заканчивает чтение, песня продолжает звучать).

Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!