Из опыта работы педагога–психолога "Таинственный мир превращенья бумаги…"

Разделы: Школьная психологическая служба


Таинственный мир превращенья бумаги…
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Марданова Е.У.

Оригами… Для вас это слово звучит впервые? Может быть, вы уже не раз слышал его? Вы сами занимаетесь этим замечательным искусством? Оригами стоит того, чтобы о нем говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для малыша и взрослого, для мамы и папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдет в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным.. Помните, тюльпаны из тетрадного листа, самолетики, которые запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так что это такое - оригами?

Немного истории

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях, ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.

Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий-металлист Акиро Йошидзава решил посвятить себя оригами и его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать то, что сегодня называется "оригамная азбука". Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: причудливые драконы, птицы, животные, невообразимо красивые цветы, бабочки. В этом искусстве есть все, что тянет ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества, и делает этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Ни один шаг в оригами не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы.

Для психолога, которому приходится в ходе своей работы решать огромное количество проблем ребенка, оригами - неоценимый помощник – яркий, действенный и наглядный.

Целью занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

  • развивает пространственное воображение, Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной; зрительное восприятие информации, творческие способности и исследовательские навыки;
  • учит читать чертежи, Развивает способность работать руками, точность движений пальцев;
  • концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям; и последовательности действий;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей. Творческая деятельность требует вовлечения всех сторон мышления: рациональной, интуитивной, вербальной, невербальной, пространственно - образной. Как принято считать, многие достижения японцев в немалой степени связаны с их системой эстетического воспитания детей, в которой значительное внимание уделяется развитию пространственно-образных представлений. Однако в нашей системе образования большое внимание уделяется методам, основанной на левосторонней мозговой деятельности. Может быть поэтому наши ученые, инженеры, архитекторы испытывают трудности, встречаясь с задачами, требующими "пространственного видения" и пытаются их решать плоскостными методами?

Поэтому очень важной и актуальной задачей является формирование того, что можно назвать гармонически разносторонним типом мышления. И оригамная деятельность этому способствует.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывает, что это занятие:

  • развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки; вырабатывает сложную координацию движений кисти
  • повышает активность правого и левого полушарий мозга;
  • развивает интеллектуальные способности; формирует навыки исполнительского мастерства
  • активизирует творческое мышление, его концентрацию; развивает комбинированное и пространственно - ассоциативное мышление, чувство формы,
  • развивает пространственное воображение;
  • улучшает глазомер;
  • снижает тревожность;
  • стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

В настоящее время перед школой поставлена задача повышения уровня образованности учащихся, что означает достижение нового качества образования, на что и направлена программа его модернизации. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Учитывая воспитательное и психологическое значение занятий оригами, можно с уверенностью говорить о неоценимом вкладе этой работы в формировании многих ключевых компетенций.

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Для психологов – это уникальная возможность развития интеллекта ребенка, одно из направлений арт-терапии, возможность оказания психологической помощи посредством искусства .

Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что предоставляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Оригами воспринимается как захватывающая игра, но при этом в процессе складывания фигурок ребята незаметно для себя решают серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают разные виды треугольников и многогранников, изучают пропорции. Складывание разнообразных фигурок из бумаги способствует развитию наблюдательности, пространственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, целеустремленности, фантазии и аккуратности. Составляя фигурки оригами и совершенствуя таким образом мелкую моторику рук, ребята быстрее учатся писать, улучшают почерк, лучше рисуют.

Оригами развивает способность четко формулировать мысли, объясняя вслух, как получилась бумажная туфелька или сердечко.

Чистый бумажный листок.
Что в нем таится?
Лев, длинноногий журавль
Или бродяга монах.

С помощью оригами ребята учатся элементам логического и абстрактного мышления, записывая и читая схемы, и легче воспринимают математические знания.

Этот вид творчества успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга.

Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.

Занятия оригами помогают человеку в самовыражении, они приводят к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные, неуверенные в себе, находящиеся в плохом расположении духа, чувствующие неудовлетворенность жизнью полностью раскрепощаются.

Оригами доступно ребенку любой степени подготовки и независимо от физического и психического состояния. Оригами не требует никаких специальных приспособлений и оборудования, а занятия могут проходить в любой обстановке. Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни.

Как же организовать занятия?

В этом году свою группу я сформировала не совсем обычно: проводя занятия по психологии по разным направлениям как групповые, так и индивидуальные, вводила минутки оригами, где с детьми выполняла несложные фигуры. Ребята так же в кабинете психологии могли видеть ранее выполненные работы другими детьми. Постепенно выделилась группа ребят, которые просто, как и я, влюбились в оригами.

Группа может состоять из 10–12 человек, но начинать лучше с индивидуальных или парных занятий. Занятия обычно провожу 1–2 раза в неделю, лучше сдвинув парты как один большой стол. Во времени детей стараюсь не ограничивать: если работа увлекла ребят, то оторвать их от нее практически невозможно, да и меня тоже. Иногда ребята приносят готовые изделия, выполненные дома, иногда провожу только консультации- подсказки, все зависит от желания и творческого горения подопечных.

Начиная обучение, осваиваем простейшие техники, постепенно переходя к более сложным, и завершает обучение выполнение наиболее сложной задачи – создание оригами на основе фантазии ребенка.

Занятие начинаю с приветствия, которое произносится вместе с ребятами(любое приветствие из арсенала психолога).

Как правило затем делаем зарядку для рук, пальцев.

Затем играем в оригамные “повторялки”: вспоминаем складывание базовых форм. Для этого в кабинете есть заготовки- квадраты размером 30х30 см. Позже, когда дети хорошо их знают, игру меняю на оригамные “догонялки”: дети выполняют складывание базовых форм, соревнуясь.

Такой прием развивает зрительную память. Важно, что бы дети могли выполнять действия по инструкции как словесной, так и графической.

Во время занятий проводит “ немые диктанты”: один из детей получает задание освоить складывание фигуры (можно по желанию), затем на занятиях молча, без комментариев, составляет ее, так, чтобы детям было хорошо виден процесс, а ребята повторяют его действия, воспринимая их визуально.

Работы по желанию детей могут как индивидуальные, так и групповые, так как одна из актуальных задач психолога - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Совместная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках оригами ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. (Презентация)

Коллективная деятельность это продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;
  • контактная - готовность к приёму и передаче информации;
  • координационная - согласование действий и организация взаимодействия;
  • эмпатийная - восприятие и понимание друг друга;
  • развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам - требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами.

Если все выполняют одну и ту же фигуру, играем в “минуту помощи” ребята, которые отстали по каким- то причинам, могут принять помощь других. В этом случае у детей развивается ощущение, что они сами могут выступать в роли педагога. Эта игра приучает ребят к взаимопомощи и взаимовыручке, к работе в коллективе.

Что бы дети не переутомлялись, делаю подвижные минутки отдыха: такие игры знает любой психолог.

Люблю удивлять ребят чем-то необычным: провожу чаепития, используя приготовленную ими же столовыми предметами, коробочками, красиво сложенными салфетками. Занятия провожу под музыку, из Интернета скачиваю учебные фильмы по оригами.

Как выбрать модель?

Это может быть определенная тема, например, “ Новый год у ворот”, “День влюбленных”, где мы не только изготавливаем модели, но и знакомимся с историей данного события.

Некоторые отдают предпочтение определенной теме: цветы, животные, насекомые и т.д. Выполнив несколько моделей, организовываем выставки как индивидуальные, так и групповые, это большой импульс к их дальнейшей работе. А то, что работа оказалась на выставке, вселяет уверенность в своих силах и в своих безграничных возможностях.

Предлагаю сложить фигурку, рассказывая сказку или притчу. (“Лисичка”, “Шапка капитана”, “ Журавлик”). Приложение № 1

Особенно любима детьми работа по созданию трюков, забав, фокусов, которые затем они с удовольствием демонстрируют своим друзьям.

В практику своей работы по психологии занятии оригами я стала применять недавно, но мои наблюдения за детьми убеждают, что я на правильном пути . Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие уроки! Это и математика, и основы геометрии, и технология, и литературное чтение, и история, и естествознание, и спортивные состязания…Это решение многих проблем, а “ каждая проблема – это ступень лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, и если они будут на месте. Пусть лестница удобна и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь будет интересен. Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик”. “Оригами объединяет в себе игру ума, точность руки остроту взгляда, это “ праздник, который всегда с тобой”.

Занятия оригами дают большой импульс душевного подъема не только моим ученикам, но и мне. Все проблемы, терзающие душу, тревоги, страхи и переживания уходят на задний план, когда ты увлечен поделкой очередного чуда. А какой восторг испытываешь, когда получилось что- необыкновенное. Мои друзья, дети тоже “заразились” болезнью с удивительным названием ОРИГАМИ, один раз в неделю мы бросаем все дела, собираемся вместе и творим, творим, творим…Мы счастливы!!!.