Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование основ правовых знаний у учащихся школы 1-й ступени и их влияние на межличностные отношения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Социальная педагогика


Условия возникновения

В Законе РФ “Об образовании” подчёркнуто, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Уже с ранних школьных лет у учащихся следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру и гражданские качества, поскольку в жизни им встретится немало ситуаций, когда личное правосознание станет показателем и гражданской позиции и нравственной зрелости.

Но часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. В микрорайоне, в котором находится школа № 9, много неблагополучных семей, семей с низким уровнем развития и достатка. Детям из этих семей, во-первых, не оказывается достаточного внимания; во-вторых, родители не способны осуществлять полноценный воспитательный процесс. Кроме того, по отношению к этим детям часто происходит нарушение правовых норм. В дальнейшем, именно эти дети склонны к правонарушения. Поэтому в школе, в которой работает автор, ведётся работа по формированию основ правовых знаний, которые предполагают умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Участниками данного процесса являются педагоги, дети и их родители.

Актуальность и перспективность.

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом.

В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.

В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.

Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.

Поэтому необходимо изучать права человека с самого раннего школьного возраста.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Отсюда возникает актуальность и практическая значимость опыта работы автора в этой области.

Педагогическая идея

В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главное - это личность, права человека, его самоуважение.

В процессе проведения соответствующей работы учителем дети должны овладеть основами правовых знаний. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл:

- чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации;

- сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения;

- накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших;

- формировать задатки самоконтроля в поведении;

- обучение учащихся умению общаться друг с другом;

- знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.

В младших классах формирование основ правовых знаний, воспитание толерантности, только начинается. Данный процесс будет продолжаться весь период обучения в школе. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, будут являться основой для изучения такого предмета, как “Обществознание”.

Теоретическая база опыта.

Учение - не единственная сфера духовной жизни младших школьников. В.А.Сухомлинский отмечал: “ В воспитании всё главное – и урок, и развитие разнообразных интересов вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе”.

Внеучебная деятельность создаёт условия для включения детей в различные виды деятельности, помогает в развитии многообразных интересов. Дети получают большую и разнообразную информацию, учатся трудиться вместе с другими, овладевают навыками коллективизма, нравственного поведения, учатся объективной самооценке; познают себя через других людей, наблюдая и анализируя их отношение к себе.

В школе, где работает автор, ведётся работа по формированию основ правовых знаний, правовой культуры, направленная на:

- ознакомление с правами и обязанностями ребёнка;

- формирование толерантного отношения к окружающим;

- формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, умения находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Материалы программы факультативного курса “Ваши права” Е.Шабельника и Е.Каширцевой подготовлены на основе пособия “Ваши права” и адаптированы к условиям адаптивной школы. (Приложение 1)

В основе данной программы лежит изучение статей Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что “ образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам”.

В статье 14 основных положений Закона РФ “Об образовании” подчёркнуто, что содержание образования должно быть ориентировано на “ обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства”.

Новизна опыта.

Руководствуясь нормативным документом: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15.01. 2003 г. “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”, для решения правовых задач в учебный план внедрён факультативный курс “Ваши права” Е. Шабельника. Программа данного курса адаптирована автором к условиям адаптивной школы. (Приложение 1) Разработан диагностический инструментарий для определения уровня правовых знаний. (Приложение 2)

Используя наработанный материал, разработала методические рекомендации по формированию толерантного отношения к окружающим. (Приложение 3)

Технология

Вся работа направлена на изучение основ правовых знаний, формирование межличностных отношений учащихся и состоит в том , что на базе школы, в которой работает автор, введён курс “Ваши права”.

Главной целью работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, граждански активного, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права.

Из этой цели следуют задачи:

- воспитание личности, осознающей достоинство человека;

- воспитание толерантности;

- воспитание гуманного человека;

- формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками;

В основу отбора содержания занятий легли принципы:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

- практическая направленность;

- использование игровой деятельности;

- использование наглядности.

Этапы работы:

1. Диагностический.

А) Диагностика межличностных отношений, которая включает методику социометрии и позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений.

Методика: социометрия

Автор: Дж.Морено

Б) Исследование межличностных отношений между детьми и родителями.

Методика: анкетирование.

Методика: “Неоконченные предложения”.

Автор: Д.Сакс.

В) Определение уровня правовых знаний.

Методика: тестирование (Приложение 9)

Г) Определение уровня тревожности.

Методика “Шкала тревожности”

Автор: Кондаш.

2. Содержательная часть.

А) Проведение занятий по программе “Ваши права”.

Общее число занятий: 32.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Б) Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, ОБЖ..

В) Внеклассные мероприятия.

3. Контрольно-диагностический этап.

А) Вторичная диагностика межличностных отношений.

Б) Определение уровня правовых знаний.

Методика: тестирование.

В) Уровень тревожности.

4. Работа с родителями.

Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Проведение родительских собраний.

Проведение спортивно-оздоровительных, развлекательных мероприятий совместно с детьми.

Организация встреч родителей с работниками ДКМ.

Результативность.

Проведённые комплексные занятия повысили уровень правовых знаний учащихся школы 1 ступени (Приложение 4).

Улучшили межличностные отношения в коллективе (Приложение 5) и отношения с родителями (Приложение 6).

В результате проведённой работы уменьшился уровень тревожности детей (Приложение 7).

Это показали диагностические исследования, проведённые в мае 2007 г.

Адресная направленность.

В настоящее время гражданско-правовое воспитание становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом. Поэтому необходимо изучать права ребёнка с самого раннего возраста.

Данный опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям ГПД и воспитателям дошкольных детских учреждений (Приложение 8)