Рейтинг@Mail.ru

"240 часов в виртуальном мире"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Программа туристско-оздоровительного городка “САМАЛ - 2008”

Есть только один путь постижения – действовать! (Паоло Коэльо “Алхимик”).

В течение 20 лет Карагандинский Дворец детей и юношества, Детский Туристско – Экскурсионный Центр “Самал” занимается организацией отдыха и оздоровления детей города в кемпинговом туристско – оздоровительном городке “Самал”.

Для нас всегда на первом месте ребёнок с его проблемами, идеями, особенностями и трудностями. В городке поставлена цель: в отрыве от привычной среды произвести коррекцию системы ценностей подростка в сторону более адекватной и более гуманной. Мы стремимся, чтобы отдых в городке был умным, добрым и полезным.

Идеи и мысли нового лета аккумулируются на выездном сборе инструкторов “Проектирование”. В переводе с латинского “Проект” – буквально “брошенный вперед”, а в словарях – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Мы точно знаем: как придумаем, так и будем жить. “Очень важно, что мы вместе придумываем идею городка. Когда дети вживаются в идею городка, они забывают о тех проблемах, которые остались у них там, в большом городе. И эту идею каждый год мы, инструктора, придумываем сами”. Сергей Д., инструктор с пятилетним стажем.

Каждая группа защищает свои замыслы, мысли и идеи, отвечает на вопросы. Затем “собираем” одну идею, все вместе её дорабатываем, согласовываем, домысливаем. “Вот и подошло к концу наше долгожданное и интригующее проектирование. Можно с полной уверенностью сказать, что оно прошло на “ура”. Море эмоций и их невозможно изложить на листке бумаги. Очень радует, что новички так замечательно влились в нашу команду. Мы выбрали самый лучший, самый оригинальный проект. Мы думаем, что это понравится детям. Спасибо всем за эту встречу”. Валя, старший инструктор.

Вот что получилось в этом году.

Важнейшей задачей нашего времени является утверждение здорового образа жизни.

Согласно родительским анкетам, 2/3 детей, отдыхающих у нас, требуют особого внимания, поскольку имеют различные заболевания или предрасположенность к ним. Отправляя детей к нам, родители надеются, что наша оздоровительная программа поможет их детям окрепнуть и оздоровиться. В Программу будут включены туристические и спортивные соревнования, утренние пробежки и музыкально - танцевальные разминки, программы Спортландии.

За основу проживания в городке “Самал” взята основная деятельность детей – туризм. Городок и впредь останется кемпинговым, походы останутся в программе городка.

 

 Подростки стремятся превратить будни в праздник, а мы стараемся удовлетворить их потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации. Поэтому одна из отличительных черт нашего городка - игровая основа. Мы были хоббитами и играли по Толкиену, были Воинами света и искали способ спасения Земли, группы формировались по знакам Зодиака и мы пытались понять, в чём смысл жизни. В прошлом году мы “проплыли” “За 10 дней вокруг света”. В этом году игровой основой программы станет сюжетно-ролевая игра “240 часов в виртуальном мире”.

Подросткам необходим дух соревновательности - мы предусмотрим механизм конкуренции групп, честного соперничества игроков и команд, награждения отличившихся.

Подростки очень высоко ценят общение, испытывают острую потребность в дружеских взаимоотношениях. Значит, в работе Городка значимое направление – коммуникативное, сохранится через создание особой атмосферы доброго, уважительного отношения друг к другу, внимательного восприятия взрослыми проблем детей, создание условий, способствующих раскрытию всех скрытых возможностей детей. Подростки принимают и усваивают те ценностные ориентации, которые связывают с реальными судьбами референтных для них людей. Для ребят нашего городка такими людьми являются инструктора. Подростки в инструкторе видят человека, умеющего не только вязать узлы, ставить палатку, ориентироваться на местности, петь песни под гитару, ходить в походы, но и умеющего вести ребят за собой, организовать игру, научить дружбе и сплоченности. Инструктора - молоды (15-22 года), по возрасту они близки к ребятам, им ещё понятны их проблемы, они их видят “изнутри”, но уже могут дать совет, и, главное, личный пример инструкторов в походе, в непривычной, но притягивающей жизни городка “Самал”. Значит, принцип “молодые воспитывают молодых” (“равный - равному”) сохранится и впредь.

 Итак, содержанием программы лета - 2008 будет Игра “240 часов в виртуальном мире”. 240 часов – это 10 суток, которые проживают дети в городке. Виртуальный мир, потому что жизнь в городке – это другой, отличный от привычного, условный мир со своими особенностями, правилами и ритмом. Старшие инструктора – Хранители стихий, младшие инструктора – Мастера игры.

Все команды проходят испытания на трёх площадках: Олимпийская деревня -спортивные соревнования, задания, связанные с историей Олимпийских игр, встреча с Музами - творческие задания и конкурсы, поединок с Охотниками за Разумом - интеллектуально-познавательные задания.

Испытания проходят всей командой. По итогам выполненных заданий, команды поднимаются или опускаются на уровни. 1-й уровеньПокажи себя. 2-й уровень – Сделай выбор. 3-й уровень – Ни шагу назад. 4-й уровень – Второе дыхание. 5-й уровень – Всё или ничего. От уровня к уровню задания усложняются.

Проигравшая команда на каждом испытании получает по две Чёрной метке (два “потерянных игрока”). Цель игры: дойти до пятого уровня, сохранив всех игроков. Важно, что тут не будет одной выигравшей команды. Победить могут все 6 команд! Отыграть Чёрные метки можно, выиграв на поединке у Мастера игры.

Розы команда получает в качестве награды за победу в вечерней программе. Каждый вечер разыгрываются 3 Розы. Они вручаются по решению жюри одной, двум или трём командам. 3 Розы можно обменять, чтобы подняться на один уровень.

 

Сохранится такой алгоритм смены:

Первый этап. Организационный период.

Цель этапа: адаптация детей к условиям и особенностям жизни в городке, группе, к природно-климатическим условиям высокогорья. Осознание необходимости выполнения правил городка, режима дня, санитарно-гигиенических норм.

Первый день. Заезд. Формирование групп, знакомство с инструкторами, расселение по кемпингам в программе “Здравствуйте!” Дети поднимаются на центральную площадь, где их встречает организатор и ведущая программ - Покровительница всех Стихий. Она приглашает на площадь Мастеров игры и Покровительниц стихий (инструкторов групп), говорит о них, какие они. Каждая группа выходит со своими штандартами и словами.

Дети подходят к своим инструкторам, и начинается “великое расселение” по кемпингам.

Через 30 минут - Кругосветка. Группы проходят по схеме территорию городка, инструктора (по ходу) – объясняют, где, что расположено на территории, знакомят со службами и руководителями.

Во время похода-прогулки “Расскажи мне о себе” дети знакомятся друг с другом и инструкторами на своём костровом месте. Игр на знакомство у инструкторов много.

Игра - тренинг “Мы - команда”. Условия игры делают её сугубо командной: физическая сила, ловкость, сноровка отдельного человека - весомый вклад в общую победу, но не могут её гарантировать. Здесь более важными окажутся качества человека: способность повести за собой, вовлечь команду в игру, сделать так, чтобы победа команды стала общей целью для всех участников. Игра позволяет инструктору быстро сплотить команду, увидеть каждого, создать мотивацию для объединения команды.

Программа “Если хочешь быть здоров – будь им” даёт детям и инструкторам представление о собственных физических возможностях и особенностях. Её мы повторим в десятый день, сравним результаты и сделаем вывод: произошло ли оздоровление детей в городке на самом деле.

На вечерней программе “Мы рады предложить вам это и немножко больше” группы показывают легенды, связанные с названием своей группы, рассказывают о себе, показывают свои таланты, участвуют в конкурсах.

В конце программы - торжественное и душевное вручение инструкторами отличившимся ребятам аксельбанты. Инструктора и награждённые дети исполняют Ритуальный танец.

Второй день.

8.30Пробуждение небес (подъём)

8.45 Время проснувшихся стихий (выход инструкторов)

Доброе утро! Проснулся “Самал”
Всех на разминку дружно собрал.
Мир виртуальный зовёт нас с собой.
Этого дня ты станешь герой.
Доброе утро! Хорошего дня! -
Мы пожелаем сегодня друзьям.
Уровни вместе мы дружно пройдём,
Розы в команды мы принесём!

9.00 - Время бегущих облаков (Музыкальная разминка. Пробежка.)

9.15Время утренней трапезы (завтрак)

9.30Время утренней росы (утренние гигиенических требования, уборка кемпингов)

10.00 -Время активных действий и размышлений (выход в походы; выезды на экскурсии; программы; мастерские).

Прогулка - поход “Экологическая тропа” - Каждая группа проходит по маршруту, выполняет задания на этапах, знакомится с уникальной природой ГНПП. Всё, что узнают ребята на этапах, будет им необходимо в походе. Это примерные этапы и задания.

Родник. Рассказ о проблемах, связанных с загрязнением воды. Вопросы. Задание: очистить родник. Итог: оценка Руководителя, как потрудилась команда и баллы за ответы на вопросы.

Пить - на здоровье! Вопросы: как нужно, что пить в походе. Практическое занятие: очистить воду в походе. Итог: оценка Руководителя, как потрудилась команда и баллы за ответы на вопросы.

Осторожно: опасно! Ядовитые растения: вороний глаз, ягоды жимолости, бузины, крушины, ландыша, лютик едкий, белена, аканит, купена - показываем растение и рассказываем. Клещи. Как избежать укуса клеща и что делать, если вы обнаружили, что уже укушены клещом. Практическое занятие. Итог: баллы за ответы на вопросы.

Не беспокой! Змеи. Самые опасные грибы. Практическое занятие. Итог: баллы за ответы на вопросы.

Наш лес. – о пользе, красоте леса, чего нельзя делать в лесу. Задание: огородить муравейник; Итог: оценка Руководителя, как потрудилась команда и баллы за ответы.

Чудо лесное. Задание: сделать поделку из природного материала. Флористика. Коллаж. Нарисовать пейзаж. Викторина по картинам художников И.Шишкина, И.Левитана, Ф.Васильева, А.Куинджи, В.Поленова. Итог: оценка Руководителя, как потрудилась команда. Выставка творческих работ. Баллы за ответы на вопросы викторины.

Зелёная аптека. Рассказываем о лекарственных растениях. Учим использовать растения во благо. Итог: оценка, как потрудилась команда и баллы за ответы на вопросы.

14.00Время обеденной трапезы (обед)

15.00 – 17.00Время страстей (игры 1-5 уровней)

В программе “Познай тайну кода Игры” - На площадь выходят: Богиня Афина, Мудро-сть, Разум рассказывают детям, как будут проходить игры у “Охотников за Разумом”.

Музы: Крето, Талия, Клио, Каллиопа, Эвтерпа расскажут о площадке “В гостях у Муз”.

Олимпийские Боги рассказывают и показывают, когда и как возникли Олимпийские игры. Рассказывают, как будут проходить соревнования в Олимпийской деревне.

После этого все группы уходят на Игры первого уровня “Покажи себя”.

На каждой Площадке играют по 2 команды. По итогам игр заполняется таблица:

  Хронос Аквамарин ВДВ SPARK SPACE LIVE
Олимпийская деревня + 0 0 + + 0
Охотники за Разумом 0 + + + 0 0
В гостях у Муз + 0 0 0 + +
Очки. 2 1 1 2 2 1
Перешла на 2 уровень Осталась на 1

уровне

Осталась на 1

уровне

Перешла на 2 уровень Перешла на 2 уровень Осталась на 1

Уровне

  2 метки 4 метки 4 метки 2 метки 2 метки 4 метки

+ победа; 0 - поражение; За каждый проигрыш команда получает 2 чёрных метки.

17.00 – 17.30Время Чайной церемонии (полдник)

18.00 – 19.00Время созерцания (турниры с Мастерами игры)

Турниры с Мастерами Игры.

Азалья. Сегодня во время состязаний, команды могли показать себя в полном блеске. Сноровка, смелость, сплочённость помогли командам преодолеть все препятствия и подняться на второй уровень. Команды …..переходят на второй уровень. Возьмите в знак своих побед вымпела. Вручают вымпела. Вымпела прикрепят к информационным окнам.

Увы, победа сопутствовала не всем командам. Кому-то не хватило сплочённости, взаимовыручки, стремления к победе, а может быть, просто удачи. Команды…..остаются на первом уровне.

Есть в командах и Чёрные метки, которые нужно отыграть, победив Мастеров игры. Каждая команда выставляет на поединок столько игроков, сколько у них чёрных меток. Кто будет играть против Мастеров игры, решают сами команды.

Текст вызова. (Читает кто-то из детей):

Мастера Игры, мы вызываем вас на честный поединок и желаем испытать вашу мудрость и вашу силу! Клянёмся светом солнца, неуловимостью ветра, твёрдостью камня, посто-янством Земли быть твёрдыми в своих убеждениях и обдуманно давать ответы, потому что никто не станет сильным, не будучи терпеливым. И пусть наш спор решит судьба!

Каждый по очереди называет имена Мастеров игры, с которыми будут сражаться.

Мастера Игры встают рядом с теми, кто их вызвал.

Сигнал к началу поединка – фанфары.

Все пары расходятся по площади. Поединки идут одновременно. После окончания всех поединков, все вновь собираются на площади.

По очереди каждая пара говорит, кто выиграл: Я, (имя) в честном поединке с Мастером игры…(выиграл или проиграл) и чёрная метка (остаётся или переходит).

В случае победы Мастера, чёрная метка вручается команде (вывешивается на информационное окно), в случае проигрыша Мастера, Чёрная метка вручается ему.

Примеры поединков Мастеров игры с отдыхающими.

  • Скрепка. На столе любое количество скрепок. Игрокам предлагается по очереди вытя-гивать по одной, две или три скрепки. Проигрывает тот, кто берёт скрепку последним.
  • Гвоздь. В кусок доски вбивается гвоздь. Участники по очереди ударяют по гвоздю молотком. Проигрывает тот, кто последним забьёт гвоздь до конца.
  • Слово. Берётся длинное слово, например, филантропия. Участникам за одну минуту предлагается составить как можно больше слов из него.
  • Крышка. Берётся крышка от банки, ставится в ведро, наполненное водой. По очереди бросают на крышку монетки. Проигрывает тот, у кого после броска крышка утонула.

И т.д. - у каждого инструктора свои “фишки”.

19.30Время вечерней трапезы (ужин)

20.30 - Время демонстраций (вечерняя программа)

Вечерняя программа – “Вся жизнь – театр, а люди с ней актёры” - Театрализованная история театра и по ходу - конкурсы:

1-й конкурс. “А знаете ли вы театр…”

Сверчок. За каждый правильный ответ команда получает букву. Надо ответить на 5 вопросов, получить 5 букв, из них сложить слово, и вы – победили!

(Складываем слова: сцена, рампа, актёр, театр, маска, софит, клоун, кукла).

2-й конкурс “Муза, приди ко мне”

Мельпомена. Каждой команде мы даём текст, где пропущены имена всех Муз, задача команды вставить их имена.

В конце Мельпомена читает правильный ответ, на её рассказ идет слайд - шоу о Музах.

3-й конкурс Пантомима.

Мельпомена. Условие: из команды приглашаем по участнику, они вытягивают карточки, где написаны пословицы. Задача участников - донести смысл пословицы до своей команды, показывая её пантомимой. Команда хором произносит пословицу.

4-ый конкурс. Скороговорки.

Мельпомена. Задача команды хором прочитать скороговорку для другой команды так, чтобы та отгадала и повторила её. Учитывается чёткость, быстрота, правильность произношения.

5-й конкурс: Чувства.

Сверчок. Команды построились в колонну. Возле каждой команды – наблюдатель из другой команды. Последнему в колонне наблюдатель показывает карточку, на которой написано какое - то чувство: восторг, презрение, нежность, ненависть, лень, зависть, страх, радость, и т.д. Он похлопает по плечу впередистоящего и мимикой, жестами передать это слово - чувство. И т.д. Первый в колонне называет это чувство и переходит в конец колонны. Наблюдатель ведёт подсчёт верных ответов.
Мельпомена. 6-й конкурс: Театральный этикет. Подводим итоги. Вручаем Розы.

22.00Время танцующих фламинго:

Время каркаде (второй ужин)

Поведение итогов дня - вручение аксельбантов; дискотека; костёр;

23.30 Время закрытия небес (подготовка ко сну)

Время чудес (вечерняя сказка “Для тех, кому не спится”)

24.00Время тишины (отбой).

Второй этап. Объединительный период.

Цель этапа: проявление самобытности, раскрытие духовно-нравственного потенциала каждого ребенка. Корректировка норм общения, поведения, отношений в городке.

Третий день.

Радиальный поход.

Презентация Мастерских развития. Команды проходят все Мастерские, где руководители рассказывают, что будут делать, и что смогут узнать ребята на занятиях. Дети будут заниматься в тех Мастерских, которые они выбрали.

Игры второго уровня “Сделай выбор”. Турниры с Мастерами Игры.

Вечерняя программа - Если вы думаете о будущем” - даст представления детям о тех требованиях, которые предъявляют человеку профессии определённого типа: "человек - человек"; “человек – техника”; “человек – знаковая система”; “человек – художественный образ”; "человек - природа"; Участвуя в конкурсах, дети могут сопоставить, насколько развиты эти способности у них.

Четвертый деньМорское рандеву. Перед выездом на Капчагай происходит встреча с Нептуном. На Капчагае проходят конкурсы на воде: 1. Ныряние в обруч; 2. Плавание на кругах. 3. Ловля жемчуга. Достать со дна киндерсюрпризы с грузом внутри; 4. Водный оркестр. 5. Тир на воде; 6. Погоня за мячом. Два игрока из разных команд одновременно бросают мяч в воду и бросаются в воду за мячом соперник; 7. Мяч под водой. Команды передают мяч под водой друг другу до конца шеренги; 8. Водохлёбы; 9. Конкурс нательной живописи (команда раскрашивает одного из команды);

Награждение: Ракушка; чья команда наберёт больше ракушек, та получает Розу.

Вечерняя программа “Потайное дело” - программа – детектив, она предполагает проверить и дать знания по Законам, которые должны знать дети.

Третий этап. Период доверия. Период побед и свершений.

Цель этапа: корректировка межличностных и коллективных отношений.

Пятый день.

Экскурсия - поход на Тургенский водопад.

Игры третьего уровня “Ни шагу назад”. Турниры с Мастерами.

Вечерняя программа “Мисс “Самал” и король “Оранжевое лето”.

Шестой день

Радиальный поход.

Игры четвёртого уровня “Второе дыхание”. Турниры с Мастерами Игры.

Вечерняя программа “В стране летающих драконов”. Программа посвящается Китаю и XIX Олимпийским играм. Программа составлена так: сначала театрализованный показ китайского праздника, затем конкурс-игра на тему этого праздника:

Праздник фонарей - Китайская игра “Поймай за хвост дракона”;

Праздник весны – китайский Новый год по лунному календарю – Чуньцзе - Эстафета: “Бег с полосками бумаги”;

День зимнего солнцестояния “Летающий дровосек” - Эстафета “Рисовые шарики” - хуньдунь;

Праздник лодок дракона – Эстафета: “Хромоногий цыпленок на берегу”;

Праздник Кануна седмицы - Эстафета: “водяных воронов”;

“Праздник посадки риса” - Игра “Колокольчик”;

Для проведения этой программы была использована Энциклопедия из серии “Я познаю мир”. Праздники народов мира. Авт.-сост. И.Полянская, Н.Ионина; Худож. А.Снегирёв – М.:ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004.

Седьмой день

Большой поход – восхождение на пик Пионера (3165 м)

Вечерняя программа “Во имя любви”. Рассказываем о высоком чувстве, рассказываем о людях, пережившим это чувство. Читаем стихи, поём песни.

Восьмой день

Экскурсия в Алматы - “Не город, а сама мечта”.

Вечерняя программа – “Чудеса Земли”. В программе показываем фрагменты самых интересных мест мира.

Четвертый этап. Рефлексивный период.

Цель этапа: подведение итогов смены, реадаптация детей к возвращению домой.

Девятый день –

Радиальный поход.

Игры пятого уровня “Всё или ничего”. Большая Самальская игра. (БСИ)

Туристская полоса препятствия. Военизированная игра на местности “Зарница”.

Прощальный круг.

Уже дома длинными зимними вечерами, когда так неуютно завывает ветер за окном, ребята будут вспоминать Круг друзей, где каждый мог посмотреть друг другу в глаза и сказать самые нежные и сокровенные слова, вспомнят и слёзы прощания, и те слова, с которыми в последний вечер к ним обратились их инструктора.

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены
Как бы не были прекрасны они и важны.
Пусть на глазах у кого-то заблещет слеза,
Вот и закончилось все, расставаться пора.
Давайте сохраним, что в душах
приоткрылось,
Чтоб зернышки любви в росточки
превратились.
Инструктор и турист, то в той, то в этой роли
Любой из нас идет по жизни, как в походе.

Десятый день

Замыкая круг. Вручение аксельбантов. Записи друг другу пожеланий. Прощание на костровой команды.

“Тропа доверия”. Написание анкет о прожитой жизни в городке. Составление газет, пожеланий будущей смене.

Программа “Если хочешь быть здоров – будь им”.

Отъезд.

Данные периоды соответствуют логике развития коллектива в смене, реализуют динамическое развитие всех элементов комплекса.

Позиция инструктора меняется в зависимости от периодов. Но в течение всей смены на них лежит обязанность организации и обеспечения жизнедеятельности детей, осуществление отдыха и оздоровления, и формирования комфортного душевного состояния ребенка.

Вот так прошло наше лето 2008 года – “240 часов в виртуальном мире”.