Решение задач в 3 действия

Разделы: Начальная школа


Тема: «Решение задач в 3 действия»

Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом составных задач на нахождение суммы двух произведений; закреплять умения решать задачи изученных видов; закреплять изученные случаи умножения и деления с числами 0 и 1;
  • совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать; развивать познавательную активности учащихся, развивать математическую речь; тренировать и концентрировать внимание и его распределение;
  • воспитывать самостоятельность, тактичное отношение при работе в паре и группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Урок посвятим решению задач.
Решая задачи, о многом можно узнать.
Задачи учат нас рассуждать,
Анализировать, наблюдать, вычислять.

III. Индивидуальная работа учащихся (работа с «Палитрой» и с многоразовыми карточками)

Цель: проверить знаний усвоения табличных случаев умножения и деления.

Взаимопроверка

IV. Устный счёт

Мы начинаем нашу работу
Как всегда с устного счёта.

1) Счёт «цепочкой» (Приложение 1)

63 : 7 · 2 – 6 : 3 · 8 : 4 = 8
80 – 40 : 8 · 4 – 2 : 2 · 8 = 72

2) Повторение правил приёмов умножения и деления с числами 0 и 1(фронтальная работа)

а · 1 = а  Если любое натуральное число умножить на 1, то получается это же число.
а · 0 = 0  Если любое натуральное число умножить на 0, то получается нуль.
а : а = 1  При делении числа на то же самое число, получается 1.
а : 1 = а  При делении натурального числа на 1, получается это же самое число.
0 : а = 0  При делении нуля на любое натуральное число, получается 0.
а : 0 =   запомни! Делить на нуль нельзя!

3) Закрепление задач изученных видов.

Тест (работа с цифровым табло)

  1. В книге поместили 24 стихотворения и 8 рассказов. Во сколько раз в книге стихотворений больше, чем рассказов? (В 3 раза)
  2. В книге поместили 24 стихотворения и 8 рассказов. На сколько в этой книге стихотворений больше, чем рассказов? (На 16 стихотворений больше)
  3. На первой полке было 27 книг, на второй полке – в 3 раза меньше, чем на первой. Сколько книг на второй полке? (24 книги)
  4. На первой полке было 27 книг, на второй полке – в 3 раза меньше, чем на первой. Сколько книг на двух полках? (36 книг)
  5. На первой полке было 9 книг, на второй полке – в 4 раза больше, чем на первой. Сколько книг на второй полке? (36 книг)
  6. На первой полке было 9 книг, на второй полке – в 4 раза больше, чем на первой. Сколько книг на двух полках? (45 книг)

V. Актуализация знаний

1) Работа в тетради «Составь задачу по схеме и запиши её решение»(письмо с проговариванием)

  • 9 · 5 = 45  В одной корзине 9 кг яблок. Сколько кг яблок в 5 корзинах?
  • 45 : 9 = 5   45 кг яблок разложили поровну в корзины, по 9 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
  • 45 : 5 = 9   45 кг яблок разложили поровну в 5 корзин. Сколько кг яблок в одной корзине?

2) Самостоятельная работа. Решение задач на нахождение произведений по вариантам

1 вариант. В магазин привезли 6 ящиков яблок, по 9 кг в каждом. Сколько килограммов яблок привезли в магазин?  9 · 6 = 54 (кг) – яблок

2 вариант. В магазин привезли 3 ящика груш, по 7 кг в каждом. Сколько килограммов груш привезли в магазин?  7 · 3 = 21 (кг) – груш

3) Введение в тему

– Прочитайте только условие первой задачи
– Теперь условие второй задачи
– Какой вопрос можно задать, объединив два условия этих задач в одну?
– Какой образовался вид задачи? (Составная задача на нахождение суммы двух произведений)

VI. Работа над новой темой

В магазин привезли 6 ящиков яблок, по 9 кг в каждом, и 3 ящика груш, по 7 кг в каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?

  • Составление схемы задачи
  • Разбор задачи от вопроса к данным
  • План решения задачи

– Какой вид задачи?

VII. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

VIII. Зарядка для глаз «Лови снежинку»

IX. Продолжение работы над новым материалом

За один день фермер собрал 8 корзин огурцов, по 6 кг в каждой, и 3 корзины помидоров, по 5 кг в каждой. Сколько всего кг овощей собрал фермер в этот день?

Назови вид этой задачи?  (Составная задача на нахождение суммы двух произведений)

– Каким числовым выражением мы узнаем вес огурцов? (6 · 8)
– Каким числовым выражением мы узнаем вес помидоров? (5 · 3)
– А каким числовым выражением можно узнать вес всех этих овощей? (6 · 8 + 5 · 3)
– А как можно изменить вопрос задачи, чтобы она решалась так?  (6 · 8 - 5 · 3)

X. Работа в группах

1 группа:  Соотнесите выражения и схемы задач.

2 группа:  Соотнесите схемы задач и текст.

3 группа:  Начертите схему задачи и запишите числовое выражение.

4 группа:  Составьте задачу по числовому выражению.

5 группа:  Работа на компьютере «Решение задач. 1 вариант» (Приложение 2)

6 группа:  Работа на компьютере «Решение задач. 2 вариант» (Приложение 2)

XI. Проверка работ групп

  • Соотнести выражения и схемы задач
  • Соотнести схемы задач и текст
  • Начертить схему задачи и записать числовое выражение
  • Составление задачи по числовому выражению

XII. Итог урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Отметьте на своей карточке результат вашей работы:

  • Урок для меня прошёл с пользой. Я научился решать составные задачи и могу помочь другим (красный кружок).
  • Научился решать составные задачи, но мне ещё нужна помощь (зелёный кружок).
  • Мне было трудно на уроке (синий кружок).