Конспект учебного занятия "Сказка об Иване Царевиче и Василисе Премудрой" для обучения детей дошкольного возраста работе на компьютере

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками


Город: Магнитогорск.
Учреждение: МОУДОД Правобережный центр дополнительного образования детей.
Должность: Педагог дополнительного образования.
Возраст обучаемых: дошкольники 5-6 лет.
Тема учебного занятия: «Сказка об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной».
Методическая тема: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на занятиях «Компьютерная азбука».
Продолжительность учебного занятия: 30 мин.
Тип учебного занятия: урок-сказка.
Цель: Формирование творческой активности и компетентности у дошкольников в процессе освоения компьютерных программ.
Задачи:

  • Научить разделять множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством
  • Развитие логического мышления, мелкой моторики руки, внимания, памяти, точности движений руки при работе с мышкой.
  • Воспитание бережного отношения к природе, взаимопонимания, взаимопомощи, умения через игру отличать плохое и хорошее.

Оборудование: 12 компьютеров, мультимедийный проектор.

Дидактический материал:

  • презентация к уроку «Сказка об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной»;
  • пособие для дошкольников Горячев А.В., Ключ Н.В. «Всё по полочкам»;
  • игровая программа «Баба Яга учится читать», творческая студия «Com.media»;
  • практическое задание «Дорисуй предметы»;

Наглядный материал:

  • плакат «Инструменты графического редактора «Paint»;
  • рисунки с изображением инструментов «Эллипс», «Прямоугольник», «Линия», «Распылитель»;
  • игрушки (заяц, утка, яйцо, игла).

Раздаточный материал:

  • карта-схема «Алгоритм выполнения задания «Помоги Ивану Царевичу спасти Василису Прекрасную»;
  • набор картинок «Сказка об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной»;
  • набор картинок «Птицы»;

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап учебного занятия Время Задачи Компетенции Методы и приемы Формы организации работы Используемые ЦОР
Знания Умения и навыки
I. Оргмомент

1 мин.

Подготовить учащихся к работе на занятии

    Психологический настрой Фронтальная работа

Мультимедиа-презентация «Сказка об Иване Царевиче»

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

– Ребята! Здравствуйте! Вы знаете сказку об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной? Сегодня на занятии мы с вами вспомним эту сказку. Откройте тетради на стр.19 и посмотрите на картинку. (Пособие для дошкольников Горячев А.В., Ключ Н.В., «Всё по полочкам») Включаются в работу на занятии и выполняютинструкции педагога.

Приложение 1, Слайд 1

II. Изучение нового материала 20 мин. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание информации. Повторить понятие «множества». Научить разделять множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством Живые и неживые предметы, обыкновенные и сказочные предметы Разделять множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством, анализировать, делать выводы, находить части целого Словесные: беседа,
рассказ,
Наглядные: демонстрация;
Практические:
работа с карточками,
выполнение задания на компьютере,
работа в учебных тетрадях.
Фронтальная
Индивидуальная работа
Мультимедиа-презентация «Сказка об Иване Царевиче»

Приложение 1

CD «Баба Яга учится читать»;

Деятельность учителя Деятельность ученика
Жили были Иван Царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды похитил злой Кащей Василису. Думал, думал Иван Царевич как спасти Василису и решил пойти и спросить у Бабы Яги. Баба Яга подумала-подумала и говорит: «Расскажу я тебе, Иван Царевич, где царство Кащеево, но открой мне все ставни в избушке»

– Ребята! Помогите Ивану Царевичу открыть ставни в избушке так, что бы получилась буква.

– Спасибо, ребята, за помощь Ивану Царевичу!
Открыл Иван Царевич все ставни, за это Баба Яга рассказала ему, где смерть Кащея хранится: в лесу стоит дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, а на конце иглы смерть Кащея, кто иглу ту сломает, тот и победит Кащея Бессмертного. (Рассказ сопровождается демонстрацией игрушек зайца, утки, яйца, иглы)

– А сейчас, ребята, возьмите карточки, которые есть у каждого из вас и разложите их в том порядке, который описала Баба Яга, чтоб помочь Ивану Царевичу.

Слушают, запоминают задание

Приложение 1, Слайд 2

Выполняют задание на компьютере (3 мин) (CD «Баба Яга учится читать»)

Приложение 1, Слайд 3

Слушают, запоминают

Приложение 1, Слайд 4

Выполняют задание с карточками.

– А теперь прверьте, правильно ли вы выполнили задание. (правильный порядок на слайде № 5)
Давайте посмотрим на оставшиеся картинки. Каким общим словом можно назвать предметы, изображенные на оставшихся картинках?
– Правильно, сказочные, так как они встречаются только в сказках.
– А как можно назвать предметы другой группы?
– Правильно, обыкновенные, потому, что они встречаются в повседневной жизни.

– А теперь разделите картинки на группы: одушевленные и неодушевленные предметы. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (правильный порядок на слайде № 7, 8)

– Узнал Иван Царевич как победить Кащея Бессмертного и пошёл искать дуб, о котором рассказывала Баба Яга. Долго ли, коротко ли ходил Иван Царевич по лесу, но нашел он этот дуб, а дуб-то был волшебный, и попросил он Ивана Царевича помочь избавиться от жуков, которые сидели на его ветках.
Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу избавиться от жуков. Для этого нужно найти жуков с одинаковыми буквами под крыльями.

– Молодцы, ребята, все справились с заданием.

– Помог Иван Царевич дубу, в благодарность дуб опустил ветки и открыл сундук, а из сундука выскочил заяц. И тоже со своей просьбой: «Помоги Иван Царевич до морковки добраться».
– Ребята, вам нужно в рабочих тетрадях нарисовать зайчику путь до морковки, но постарайтесь, чтоб ваша линия не касалась краев дорожки.

Приложение 1, Слайд 5

Приложение 1, Слайд 6

– Сказочные.

– Обыкновенные.

Выполняют задание с карточками.

Приложение 1, Слайды 7, 8

Работа за компьютерами.

Выполняют задание на компьютере (3 мин.) (CD «Баба Яга учится читать»)

Выполняют задание в рабочих тетрадях

(Пособие для дошкольников Горячев А.В., Ключ Н.В., «Всё по полочкам», стр. 18)

  Молодцы, помогли зайчику. В благодарность заяц отдал Ивану Царевичу утку. Утка предложила выполнить следующее задание.
Посмотрите на картинки на доске и определите, кто лишний на этих картинках? (на картинках изображены утка, лебедь, журавль, гусь, бабочка).
– Отгадал Иван Царевич загадку утки, и утка отдала ему яйцо. Разбил Иван Царевич яйцо, достал иглу, разломал её и пошёл в замок Кащея спасать Василису Прекрасную, но не тут-то было. Спрятана Василиса за тремя дверями с тремя пудовыми замками. Давайте снова поможем Ивану Царевичу.
– Откройте рабочие тетради на странице 20. Нарисуйте один предмет из множества предметов, находящихся в сундуке. Это поможет открыть двери, за которыми спрятана Василиса Прекрасная.

– Молодцы, ребята!

– На картинках лишняя бабочка, потому что все остальные птицы, а бабочка – насекомое.

Выполняют задание в тетрадях

(Пособие для дошкольников Горячев А.В., Ключ Н.В., «Всё по полочкам», стр. 20)

III. Практическая работа на компьютере 8 мин

Научить пользоваться инструментом «распылитель». Научить пользоваться картой-схемой при выполнении задания.
Развивать логическое мышление, мелкую моторику руки, внимание, память, точность движений руки при работе с мышкой.

Инструменты графического редактора

Использование инструмента «распылитель»
Выполнение задания по карте-схеме

Словесные: объяснение, Практические: выполнение практического задания, работа с картой-схемой.

Индивидуальная, фронтальная

Практическое задание, выполненное в графическом редакторе «Paint»

«Дорисуй предметы»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Ребята, давайте вспомним, что помогло Ивану Царевичу справиться с Кащеем Бессмертным и спасти Василису Прекрасную.

– Молодцы, хорошо все запомнили.
– А теперь давайте выполним практическое задание на компьютере. С помощью инструментов графического редактора, которые вы уже знаете, надо дорисовать на картинке всех, кто помогал Ивану Царевичу.
Посмотрите в карты-схемы, которые есть у каждого из вас, и расскажите какой предмет, с помощью какого инструмента вы будете рисовать. (Дети называют, а педагог показывает значки этих инструментов на плакате «Инструменты графического редактора «Paint»)
А теперь внимание, сегодня вы научитесь использовать новый инструмент, который называется «распылитель» (педагог показывает картинку с изображением инструмента и значок на плакате «Инструменты графического редактора «Paint»). С помощью «распылителя» вы сможете разбрызгивать краску на рисунке. При помощи этого инструмента вам нужно будет дорисовать листву у дуба. Все понятно?
– Приступаем к выполнению задания

.

– Баба Яга рассказала, где находится смерть Кащея Бессмертного.
Дуб помог Ивану Царевичу достать сундук. Из сундука выпрыгнул заяц, заяц отдал утку, утка отдала яйцо, а в яйце находилась игла, на конце которой смерть Кащея.

– Яйцо при помощи инструмента «эллипс», игла – «линия», сундук – «прямоугольник», заяц, утка – «эллипс».

– Да.
Практическое задание «Дорисуй предметы»

до:

после:

IV. Подведение итога занятия

1 мин.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели занятия.

 

Делать выводы
Отвечать на вопросы

Проверка знаний: опрос.

Фронтальная

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наше путешествие подходит к концу.
Что нового узнали на занятии?
– С каким новым инструментом познакомились?
– Молодцы! Вы дружно работали на занятии и помогли Ивану Царевичу спасти Василису Прекрасную. Спасибо!
– Героев «Сказки об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной»

– Инструмент «распылитель»