Создание образа родного края страны на уроках географии и во внеурочной деятельности

Разделы: География


ВВЕДЕНИЕ

Многие учащиеся считают, что предмет география – это одно, а окружающий мир, страна совсем другое. Действительно, в учебнике за сухими строчками параграфов, терминов, цифр, стандартными типовыми планами характеристик объектов теряется, не возникает живого восприятия, не создается образ природы, поэтому учителю надо более образно, эмоционально преподносить “книжный” материал.

Основными направлениями системы образного подхода являются:

  1. Использование разнообразных методов, приемов, вспомогательных материалов: (краеведческий материал, слайды, фотографии, литература, видеофильмы, горные породы, рисунки детей, произведения писателей, наблюдения учащихся за природными объектами и составление на их основе сообщений).
  2. Создание зрительного образа, формирование положительного отношения к стране, к родному краю.
  3. Разнообразная внеурочная деятельность: проведение экскурсий, выполнение краеведческих, исследовательских заданий с экологическим уклоном, организация туристско-краеведческих походов.
  4. Последовательное усложнение заданий с учетом психолого-возрастных особенностей, разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

Выступление агитбригады “Юные экологи” перед учащимися.

I. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Мы во время урока в основном даем 10-15 минут на то, чтобы дети пересказали суть материала домашнего задания, 3-5 минут выполняют практические задания, 15-20 минут слушают объяснение учителя, а на дополнительные сообщения, анализ наблюдений, анализ произведений о природе мало кто уделяет время. Наше обучение как обычно не соответствует развитию детей как личности, а подавляет его, так как исключает образное мышление.

img3.jpg (138793 bytes)

По мнению французского психолога А.Валлона, образы и понятия взаимно содержат друг друга - это серия дополняющих ориентаций. Умению представлять действительность в образах способствуют:

- Произвольная регуляция восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций. Учитель с помощью искусно вызванных образов может акцентировать внимание на событиях, управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Дом, где тепло, уютно, надежно.

- Формирования внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

- Регуляция эмоциональных состояний.

Дети активны, самостоятельны, готовы к творчеству, поэтому разнообразные формы работы, поощряющие инициативу и творчество,

позволяют реализовать эти теоретические положения

По мнению Д.Б.Эльконина, подростковый возраст сенситивен к переходу в учебной деятельности на более высокий уровень. Помочь развитию познавательной деятельности, активности, выбору увлечений могут и нестандартные приемы на уроках, и домашние задания, направленные на создание образа района. Например, очень часто на уроках даю детям такие задания:

- подготовить сообщения по рассказам родителей, бабушек, дедушек о районах, где они родились, работали или об изменениях в природе села и прилегающей к селу зоне;

- сочинять стихи о природе или явлениях в природе;

- нарисовать рисунки по конкретной теме с последующим комментарием;

-составлять кроссворды, макеты, фотографировать красивые, интересные места.

Самыми желанными уроками для детей были и остаются экскурсии и походы. При изучении темы “Горные породы, слагающие земную кору” мы совершаем заочную “экскурсию в палеонтологический музей” по коллекциям полезных ископаемых, где ученики воочию видят осадочного происхождения органические породы. Осенью и весной совершаем экскурсии в природу с целью фенологических наблюдений и изучением растительного, животного мира (если посчастливится их увидеть).

Также с желающими учащимися ведем исследовательскую работу. Например, в 2007-2008учебном году работали с Салтыковой Татьяной и Ядне Нядмой по теме “ Духовная культура народов Севера. Шаманство”; в 2008-2009 учебном году с учителем химии Степановой Ниной Брониславовной и с ученицами Неркагы Татьяной и Лонгортовой Кирой провели исследование воды реки Кутопьюган и начинаем работать с Тибичи Дарьей и Ядне Нядмой по теме “Оленеводство в Надымском районе”

Обязательным условием в конце всех этих мероприятий является выступление среди своих одноклассников своими сообщениями, выставкой фотографий, впечатлениями и зарисовками, где дети могут проявить себя, раскрыться.

А у меня есть сообщение.

Даже самые слабые по успеваемости ученики с удовольствием выполняют любые задания и открывают для себя целый мир нового, интересного, прекрасного вокруг себя, чему потом долго радуются и вспоминают при любом случае со словами “А помнишь, мы там видели…”

А в старшем возрасте появляется потребность в самоутверждении, формируются собственные взгляды в высказывании своих точек зрения, поэтому здесь уже можно начать формирование отношения к стране, к родному краю через дискуссии, диспуты, круглые столы для переговоров, где анализируются информация СМИ, периодической печати и исследовательская деятельность самих учеников.

Например, задания по исследованию загрязнения природных объектов, социальные наблюдения, но эту работу выбирают не все, а те, кто склонен к исследованию. В конечном итоге, такие мероприятия помогают раскрыть образ страны, нравственно формируют учащихся, вырабатывают гражданскую позицию. Школьники знакомятся с народами, их обычаями, традициями, верованиями, проблемами страны и обсуждают пути их решения. Например, диспуты “Кому дорога Россия?”, “Судьба малых рек”, “Памятники природы и их судьба сегодня”. Образный подход активизирует мышление, формирует положительное отношение к стране. Например, одна из участниц экскурсии по странам Западной Европы сказала, что у нас места красивее, народ добрее, а мы просто не умеем беречь и показывать своё богатство, что надо научиться этому, воспитывать гордость за прекрасную нашу природу. 

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Формами реализации образного подхода в преподавании могут быть:

  1. Работа с иллюстративным материалом, собранным в походах и на экскурсиях. Это показ с целью мотивации (форм рельефа, реки, озера, пейзажи, природные зоны, памятники природы, исторические места). Они дают положительный эмоциональный настрой, образное впечатление (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), тогда рассказ учителем текста ложится на подготовленную почву и запоминается надолго.
    • Формирование понятий причинно-следственных связей (схема круговорота воды в природе и неиссякаемость пресных вод, зависимость характера рек объясняется показом фотографий горных рек и равнинных рек). Дети, посмотрев внимательно иллюстрации, фотографии сами начинают устанавливать причинно-следственные связи, иногда дают даже определения. Видя перед собой объекты рассуждения, ребята глубже вникают в поставленные вопросы и, конечно, у них возникает масса вопросов, на которые совместно находим ответы. И когда обобщаешь изученную тему при затруднениях в ответе, стоит только сказать: “Вспомните, вы это видели…”, “А помните мы рассматривали …”и всё сразу же встает на свои места.
    • Формирование комплексного образа территории (желательно иметь полный комплект слайдов, видео, фотографий, произведения русских, ненецких и др. писателей, где ярко подмечены особенность территории, подборка статей и заметок по всем направлениям жизни и деятельности, проблемам данной местности). Здесь уместны опережающие задания отдельным учащимся, и они становятся полноправными соучастниками урока. Иллюстраций, конечно, и в учебниках и в учебниках много, но если учитель и ученик сами были участниками событий и сами сделали фото-, видеосъемки – это воспринимается куда эмоциональнее и с более живым интересом, имеет колоссальный успех для запоминания и вызывает снова много вопросов: “А как вы туда забрались?”, “Лето, а вы почему в куртке и шапке?” (фотографии Чукотки), “А как вы поднялись на Эйфелеву башню?

    Во Франции

У берегов Чукотки

Показывая фотографии, отснятые во время очистки берегов озера в городе Надым, рассказываю, что это была акция, где работали безвозмездно горожане-энтузиасты, кому не безразлична судьба озера. Были вопросы: “А сколько платят?” Пришлось объяснять, что энтузиасты – это люди, которые могут работать бесплатно, для души. Так и рождаются наши мини диспуты и дискуссии.

  1. Демонстрация образцов (горные породы, минералы, изделия народных промыслов, гербарии, буклеты, проспекты, книги о территории и. т. д.) и полное их описание.
  2. Краеведческая работа учащихся. Это краеведческого характера задания. Они могут быть фронтальными, групповыми, индивидуальными, различными по сложности, объему, которые позволяют воссоединять теорию с практикой: задания на лето (описание места отдыха, зарисовки природы, фотографии, изучение топонимики, экологии, сбор информации о населении…), а в сентябре создается карта “География отдыха одноклассников”. Групповые задания должны носить больше исследовательский характер. Например, 2-3 ученика могут изучить рекреационные возможности Ямала, анализируя наличие выходов горных пород, памятники природы, формы рельефа и других объектов. Могут быть и периодические задания. Например, после экскурсии дать задание описать природу местности, памятники природы и их состояние, экологическую обстановку, традиции, нравы и обычаи местных жителей. Потом, соединив эти кусочки получить полную картину территории.
  3. Использование произведений русских и местных писателей и поэтов. Например, провести урок “Тема реки в произведениях русских и местных писателей и художников”. Здесь несказанные возможности для воспитания гордости за свою Родину, создания положительных эмоций. Даже на уроке, если процитировать или прочитать отрывок из произведения и одну – две минуты прокомментировать этот отрывок с показом репродукций картин художников, мы увидим отношение поэтов и художников к родной стране. Мы увидим восхищение, любовь, грусть, переживание, боль за судьбу народа, природы в этих произведениях.
  4. Формы работы по созданию положительного отношения к стране. Материалы учебника для 9–10-х классов – самые скучные, нелюбимые учащимися: во-первых, сложные; во-вторых, статистические материалы, данные в учебнике отстают от действительности; в-третьих, у России нет экономики как таковой (заводы закрываются или раскупаются теми, у кого денег много, хотя большинство из них и представления не имеют о производстве). В такой ситуации главной задачей учителя остается формирование положительного отношения к стране через применение информации об отраслях, которые приносят доходы; по восприятию красоты ландшафтов; по ощущению принадлежности к богатейшему по ресурсам в стране; соучастие, сбор, анализ положительных данных. Для этого можно предлагать с учетом красоты ландшафтов создать бизнес план по развитию туристических фирм, маршрутов, инфраструктуры предлагаемого маршрута; элективного курса с рекламой возможности развития этой индустрии; экскурсии, походы в красивые уголки родного края с целью изучения на месте этих возможностей; выяснение экологического состояния и возможной помощи природе. Сбор и анализ положительной информации о стране по периодике, научно-популярной литературе позволяет “разбавить” сухой статистический материал учебника по той или иной теме, экономическому району. Это могут быть материалы по описанию жизни людей, приспособлению к условиям местности, обычаи и традиции, влияние цивилизации на уклад жизни. После таких обсуждений дети приходят к выводу о самобытности каждого народа о неправомерности пренебрежительного отношения к народам стоящим на более низкой ступени социально-экономического развития. Очень бурно, эмоционально проходят дискуссии об образе жизни малых народов Севера, которых  осталось мало, но они очень интересны и самобытны.

Всем селом празднуем “День рыбака”

Перед соревнованиями “Дня оленевода”

Такие уроки очень сильно влияют на мировоззрение учащихся. Положительные примеры приводят к уверенности – в этой стране стоит жить, что многие социальные, экономические и экологические проблемы решаемы, стоит только захотеть.

В селе праздник “День рыбака”. Спешит на показ “Костюмов” стар и млад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение образного подхода в обучении и воспитании учащихся огромно, хотя трудное, часто выходящее за рамки урочной деятельности, требующее больших затрат, времени, сил, денег, но результат оправдывает средства, так как мы в будущем получим неравнодушных бездушных чиновников, энтузиастов, патриотов своей Родины.

Приложение