Интегрированный урок по математике с элементами краеведения по теме "Действия с натуральными числами" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Анонс урока: учебно-поисковая деятельность с элементами краеведения.

Активные формы: мотивация на каждом этапе, проблемные ситуации, исследование, исторические справки.

Формы учебной работы: фронтальная, групповая, ролевая, индивидуальная.

Цель: обобщение и закрепление навыков арифметических действий с натуральными числами, выработка умений переводить практические задачи на язык математики.

Задачи:

  • Углубление навыков и умений решения текстовых задач арифметическим способом, знакомство с историческим материалом.
  • Воспитание исследовательских умений и навыков, выработки умения публично выступать, отстаивать свои позиции, эмоционально - ценностного отношения школьников к процессу изучения математики, потребности в творческой самореализации, самообразовании, самосовершенствовании, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, логического и наглядно-образного мышления учащихся и формированию адекватной самооценки, умений самостоятельно работать, говорить, слушать, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.
  • Повышение интереса школьников к математике, истории родного края, расширение их кругозора, патриотического воспитания, бережного отношения к историческим памятникам города Волгограда.

Имитационная модель: создаются творческие группы. Каждый раздел темы проекта разрабатывается, изучается и исследуется с разных позиций конкретной группой отдельно, готовят отчет – выступление к уроку. Оформление выступлений плакатами, рисунками, сопровождение выступлений показом слайдов, презентации по данной теме.

Задача групп: ознакомить присутствующих с результатом краеведческой работы, с историческим материалом по одному из разделов, предложить решить текстовые задачи, сопровождая свое выступление чтением стихов, иногда музыкальным сопровождением, демонстрируя показ фотографий, картин, рисунков по конкретному разделу темы: «Страницы истории Сталинградской битвы».

Мое авторство заключается в замысле, содержательном и процессуальном аспектах урока, разработке задач с использованием краеведческого материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест таким образом, чтобы учащиеся видели записи на доске.

II. Актуализация знаний, умений, навыков, учащихся. Подготовка к восприятию материала.

Раскрытие замыслаурока.

1. Пять учеников, по желанию, выполняют домашнее задание на доске. Пока они готовятся, остальные ученики вспоминают, какую тему изучали («Действия с натуральными числами»), какие числа рассматривали (Натуральные числа), знакомятся с изречениями великих людей: «Только мысль бессмертна, от человека к человеку идущая, только слово извечно, от потомков к потомкам идущее… Ч. Айтматов

2. С целью подготовки к восприятию материала, открытия замысла урока, проверяется практическая часть домашнего задания (стр. 81 № 4(в), 5, 6 (а-в), 8 (а,б), 11 ( а,б,е). Математика. 5. Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.- М.: Просвещение, 2008).

С помощью ключа-буквограда определяется, какое слово зашифровано.

Буквоград-шифровка

18

14

12

4

52

193

7839

256

6400

34

С

Т

А

Л

И

Н

Г

Р

А

Д

Ответ: слово «Сталинград».

3. Звучит стихотворение «Сталинград».

4. Учитель.

Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история.

Сегодня у нас необычный урок, он посвящен истории родного края. Вы познакомитесь лишь с отдельными страницами, фрагментами, эпизодами истории, так как обо всем, что произошло, на одном уроке не рассказать.

Надеюсь, что обращение к родной истории не только побудит вас глубже и подробнее изучить прошлое Отчизны, заняться исследовательской работой, но и заставит внимательнее и бережнее относится к тому, что вас окружает.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий, вам помогут и задачи, «фабулы» которых связаны с историей нашего города, ее архитектурными и культурными памятниками. При составлении задач использованы краеведческие материалы, сведения, почерпнутые из трудов историков, военачальников, документов архивов.

И чем больше возникнет у вас вопросов в этом путешествии по страницам прошлого, чем целеустремленнее вы будете искать ответы на них в книгах и исторических документах, тем ближе и понятнее станет для вас подвиг советского народа и его Вооруженных Сил под Сталинградом, спасших человечество от фашистских варваров 66 лет тому назад.

Таким образом, цель нашего интегрированного урока - обобщение и закрепление навыков арифметических действий с натуральными числами, выработка умений переводить практические задачи на язык математики. Итак, в добрый путь, как говаривали в старину!

III. Закрепление изученного материала.

«Главная крепость нашего государства – человек. Убедительное свидетельство тому – стойкость и неистребимая вера наших воинов в победу даже тогда, когда казалось, нечем было дышать, и смерть преследовала на каждом шагу. Для гитлеровских стратегов истоки такого явления остались неразгаданными». Командующий войсками 62-й Армии Чуйков В.И.

Из хронологии Сталинградской битвы

1. Выступление – отчет 1 группы. 1942 год. Оборона Сталинграда

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал летом 1942 года прорваться к Волге, захватить Сталинград, что могло обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Кроме того, это разделило бы фронт надвое и дало бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.

12 июля 1942 года немецко-фашистские войска, выйдя к большой излучине Дона, вторглись в пределы Сталинградской области. На Сталинградском направлении действовала 6-я гитлеровская армия под командованием генерала Ф. Паулюса.

Директивой Ставки Верховного Главнокомандования образован Сталинградский фронт, который получил задачу – остановить фашистов, не допустить прорыва врага к Волге.

? 1. 5000 человек ежедневно выходили на сооружение оборонительного рубежа Сталинградского обвода. Вычислите, сколько часов был их рабочий день, если он длился в 2 раза меньше, чем сутки? (Ответ: 12 часов.)

1 день(17 июля) Ожесточенными оборонительными боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла в этот день началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны – Сталинградская битва.

? 2. К началу битвы на Сталинградское направление были выдвинуты 14 немецко-
фашистских дивизий, в которых было 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий, 500 танков, 1200 самолетов. Гитлеровцам противостояли советские войска в составе 12 дивизий: около 160 тысяч воинов, 2200 орудий и минометов, до 400 танков и всего 454 самолета. Определите, на сколько превосходили силы и средства противника на Сталинградском направлении к 17 июля 1942 г?

(Ответ: личный состав на 110 тысяч; орудий и минометов на 800; танков на 100; боевых самолетов на 746.)

2 день (22 июля) В составе 6-ой армии уже было 18 хорошо укомплектованных и технически оснащенных дивизий. Немецко-фашистской армии противостояли 16 дивизий Красной Армии.

? 3. Организационное сопротивление заставило противника снизить темпы наступления в 2 раза (18-22 июля) в сутки по сравнению с 30 км (12-17 июля). Вычислите, на сколько км в сутки снизились темпы наступления противника?

(Ответ: на 15 км)

9 день (25 июля). Гитлеровское командование ввело в бой дополнительные силы, на отдельных участках противник имел преимущество в людях в 4-5 раз, в орудиях и минометах – в 9-10 раз, в танках и самолетах – абсолютное.

11 день (27 июля) Верховный Главнокомандующий издал приказ № 227 с призывом, который стал девизом воинов «Ни шагу назад!».

На 12 день Гитлер приказал: «С ходу, нанося удар, с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта».

В июльских кровопролитных боях защитники Сталинграда сражались самоотверженно, упорно сопротивляясь превосходящим войскам противника в 520-километровой полосе.

17 день (2 августа). Под сильным натиском противника наши войска оставили Котельниково.

? 4. Ширина Сталинградского фронта возросла на 280 км по сравнению с 31 июля.

Какой она стала 2 августа 1942 года? (Ответ: 800 км)

21 день (6 августа).

? 5. В этот день командир авиазвена старший лейтенант М.Д. Баранов сбил 4 самолета, что в 6 раз меньше количества фашистских истребителей и бомбардировщиков, участвующих в этом бою. За этот подвиг летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. Сколько было самолетов противника? (Ответ: 24 самолета.)

25 день (10 августа). Немецко-фашистские войска прорвали фронт и вышли к внешнему Сталинградскому рубежу обороны. Оборонительное сражение на дальних подступах к Сталинграду, продолжавшееся с 17 июля по 10 августа завершилось.

? 6. Вычислите, на сколько километров удалось продвинуться противнику за эти три недели, если темп его продвижения был 3-4 км в сутки? Ответ округлите до десятков. (Ответ: на 60 – 80 км.)

2. Выступление – отчет 2 группы. Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграда (15.08.42 – 12.09.42гг.)

30 день (15 августа). Обстановка крайне напряженная. Соотношение сил было еще в пользу противника: в артиллерии авиации враг превосходил советские войска в 2 раза в танках в 4 раза. Руководство области приняло решение об эвакуации населения из Сталинграда и районов, прилегающих к фронту.

32 день (17 августа). 16 гвардейцев под командованием мл. лейтенанта В.Д. Кочеткова 40-й гвардейской дивизии погибли, сражаясь на плацдарме в малой излучине Дона, но не отступили. Склоны высоты 180,9, которую они защищали, были покрыты трупами фашистских солдат и офицеров, подожжено 6 танков врага.

36 день (21 августа). На город самолеты противника произвели 4 налета.

Продолжали работать предприятия, выпуская вооружение и боеприпасы, тысячи сталинградцев строили оборонительные рубежи на окраинах и ближних подступах к городу. Было оборудовано до 85 тысяч различных площадок и позиций для огневых средств. 150 тысяч рабочих Сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артиллерийским обстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, включая реактивные минометы – «катюши», снаряды и т.д.

? 7. Определите, сколько танков Т-34 дал Сталинградский тракторный завод за 20 дней августа, если в день выпускал 12 танков? (Ответ: 240 танков.)

38 день (23 августа). Сталиградская «Помпея». Немецко-фашистские войска к 16 часам вырвались к Волге у северной окраины Сталинграда, в районе Лоташинки. Сталинград стал фронтовым городом, передовой линией огня. В 16 часов 18 минут, выполняя приказ Гитлера, фашисты подвергли Сталинград массированной варварской бомбардировке: в течение дня было произведено 2 тысячи самолето-вылетов. Каждую минуту на Сталинград обрушивалось 40 бомб. Город был разрушен, он превратился в море огня.

Вот, что вспоминает об этом дне бывший в те годы председателем комитета обороны А.С. Чуянов: «Зажигательные бомбы сыпались на город в неисчислимом количестве. За считанные секунды возникли сотни пожаров. На толщу огня и дыма воспламенившихся жилых кварталов посыпались фугасные и осколочные бомбы. Гудение новых и новых армад «Хенкелей» и «Юнкерсов» теперь растворилось в грохоте взрывов и реве огня…

Кромешный ад. Дым пожарищ застилает глаза полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух. Горят жилые кварталы, рушатся как карточные, здания. А с почерневшего от дыма неба продолжают сыпаться бомбы. Все основные коммуникации города – водопровод, электросеть, телеграф, телефонные линии выведены из строя».

? 8. На 1 января 1940 года протяженность водопроводной сети составила 189 км, трамвайной – 73 км. Захватчиками были ликвидированы 128 км водопроводов и 73 км трамвайного пути. Определите, сколько км осталось целыми. (Ответ: только 61 км водопровода.)

Враг надеялся парализовать оборону города, но из этой затеи ничего не вышло.

К вечеру города фактически не стало.

? 9. Комитет обороны Сталинграда принял решение выдать населению на 5 дней продукты питания по норме: 500 г сахара на каждого ребенка, 1 кг муки и 200 г крупы на одного человека. Сколько муки и крупы в день получил, таким образом, каждый житель? Ответ: каждый житель Сталинграда в день получал 200г муки , 40г крупы, 100г сахара на каждого ребенка)

39 день (24 августа). Началась эвакуация женщин и детей из города на левый берег Волги. Немецко-фашистская авиация продолжала наносить бомбовые удары по городу.

40 день (25 августа). Сталинград объявлен на осадном положении. В тыл врага направлены первые партизанские отряды. В бою против немецко-фашистских захватчиков, прорвавшихся к поселку тракторного завода, погибла О.К. Ковалева, первая в стране женщина-сталевар. В составе истребительного батальона завода «Красный Октябрь» Ольга Ковалева с возгласом «За Родину! За Сталинград!» бросилась в атаку и увлекла за собой товарищей. Посмертно награждена орденом Ленина.

42 день (27 августа). Радио Парижа сообщало: «Внимание всего мира сейчас приковано к грандиозному сражению под Сталинградом. Радио Америки, Англии передают сообщения, что бои под Сталинградом по своим размерам превосходят все бои этой и прежних войн. Значение Сталинграда для СССР огромно. Сдать Сталинград – значит, открыть противнику сердце страны».

45 день (30 августа). Население города находится в исключительно трудном положении, жители лишились своих жилищ и ютятся в подвалах зданий землянках.

? 10. Из имевшихся в городе 87 школ уничтожены 85 зданий, из 108 детских садов 107 зданий. Совершенно уничтожены все 5 театров, 6 кинотеатров, 18 клубов, две областные, четыре районные и все заводские библиотеки, три института, 6 техникумов, 6 ремесленных училищ, 4 детских технических станций, 14 больниц, 9 поликлиник и более 200 детских яслей. Сколько школ и детских садов сохранилось? (Ответ: 2 школы и 1 детский сад)

49 день (3 сентября). Положение с городом ухудшалось.

? 11. Противник в трех верстах от Сталинграда. Сколько километров осталось до города, если в версте - 1 км 7 м? (Ответ: 3 км 21 м)
3. Выступление – отчет 3 группы.

53 день (7 сентября). Немецко-фашистские войска на участке Гумрак вышли на подступы к Волге. Началась подготовка к уличным боям.

Население Сталинграда с 23 августа второй раз получает продукты питания: 240 г муки и 40 г крупы в день, по 100 г сахара на каждого ребенка.

В городской книге ЗАГСа появилась запись: Числова Галина Ивановна родилась 7 сентября 1942 года в окопе, г. Сталинград. Таких записей много. В дни Сталинградского сражения командир отделения медсанвзвода Надя Шурина приняла 165 новорожденных.

Вражеская авиация продолжала методически разрушать Сталинград. Враг пытался сломить сопротивление наших войск, воздействовать на моральное состояние населения.

55 день (9 сентября).

? 12. Для усиления обороны Сталинграда были выведены и переданы воинским частям 52 926 человек. Остались на предприятиях – 6 432 человека, в том числе на СТЗ – третья часть, Судоверфи - в 16 раз меньше, чем осталось, Баррикадах – в 3 раза больше, чем на Судоверфи, Красном Октябре – в 2 раза меньше, чем на Баррикадах, Сталинградской ГРЭСе – 102 человека. Вычислите количество людей, которое осталось на СТЗ, Судоверфи, «Баррикадах», «Красном Октябре» и сколько подростков вывезено из осажденного города?

(Ответ: осталось на СТЗ – 2144 человека, на Судоверфи – 402 человека, на «Баррикадах» - 1206 человек, на «Красном Октябре» – 603 человека, было вывезено из осажденного города 1975 подростков.)

58 день (12 сентября). Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду, продолжавшееся с 15 августа по 12 сентября, завершилось, в результате чего был сорван план фашистского командования с ходу захватить Сталинград.

6. После того, как были заслушаны выступления - отчеты всех групп и решены задачи, предлагается заполнить таблицу - диагностику по качеству полученных знаний: система оценки «Оцени себя сам!»

7. Домашнее задание дается с комментарием, готовимся к контрольной работе: повт. п 3.1 – п.3.5, Задания для самопроверки стр. 81 № 10, 12, 14.

IV. Подведение итога урока.

Подводя итог урока, учитель благодарит учащихся всех групп за проделанную работу, подготовку и активное участие всех, отмечает наиболее сильные моменты и задает следующие вопросы:

  • Вспомните начало урока. Посмотрите, справились ли с поставленной перед собой задачей, достигли ли намеченного результата?
  • Узнали ли для себя что-нибудь нового и полезного?
  • Что, на ваш взгляд, мешало вам в работе?
  • Что помогло преодолеть эти трудности?
  • Достигли ли поставленных целей. А почему, как думаете? Каковы результаты?

Что вам больше всего запомнилось?

Тексты задач оказались сильным эмоциональным ударом для многих ребят. Причем эмоционально окрасились самые обычные вычисления. Ими вряд ли когда-нибудь заинтересовались бы учителя истории или литературы, рассказывающие о Сталинградской битве. И иногда этот сухой подсчет ранит глубже, чем самые трогательные описания.

Приложение