Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Литература родного края

Разделы: Внеклассная работа


Стратегическая цель: развитие интереса к чтению, любознательности, артистических способностей.

Задачи:

  • расширить представление учащихся о литературе родного края,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать ключевые и предметные компетенции.

Форма: урок-путешествие.

№ пп Комментарий хода урока Развитие личностных качеств и психических процессов Развитие компетентности
1 Оргмомент.

Приветствие + эмоциональный настрой. Посмотрели на гостей. На улице весна, солнышко улыбается. Нарисуем свое настроение. Наш урок - в лучах солнца.

(если у человека хороший, добрый настрой, то успех обеспечен, поэтому я желаю вам добра, успеха, активной мыследеятельности).

Положительный эмоциональный настрой  
2 Какова же тема нашего урока внеклассного чтения? Попробуем отгадать.

Она состоит из 3-х слов. Отгадываем с конца.

- подберите рифму:

Вы приехали к нам
Из далекого ::.. (края)
Самый дальний у нас
Уголок Карагая.

- школьный предмет гуманитарного цикла (или искусство слова) (литература)

Итак, что получилось?

Литература родного края.

Ребята! Давайте отправимся в литературное путешествие по родному краю!

Чтоб веселее было идти, споем дружно песню:

Если с другом вышел в путь - 2 р.
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть - 2 р.,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Аудиальный, визуальный каналы восприятия, самостоятель-ность мышления и эрудиция  
  Какие слова в теме являются главными, ключевыми?

Родной край. Что значит для вас родной край?

Назовите с лова, которые прямо или косвенно связаны с темой урока.

Литература, писатель, поэт, проза, рассказ, повесть, поэзия и др.

Родина, Россия, Отечество, Отчизна, страна, земля, держава, край.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.

Р О С С И Я

Урал - Пермь, Прикамье - Карагай - Юрич

Как дуб начинается с жёлудя, река - с родника, так человек - с любви к месту "где посчастливилось родиться".

  • Для меня Родина - это:
  • Когда я думаю о Родине :

Моё Прикамье, светлое, родное,
Любовь моя, мой благодатный кров.
Пусть не обходит слава стороною
Дела моих уральцев-земляков.
Они все могут: взращивать и строить
И песню вдохновенную сложить.
Товарищи, друзья, творцы, герои,
В поэзии самой привыкли жить.
(Б.Ширшов)

Стихи свои

Россия - Родина моя,
А Юрич - край родной.
Учусь, живу счастливо я,
Горжусь своей страной.
(Сёма Уфимцев)

Тебя сегодня многие не знают,
Родной и милый сердцу уголок.
Наш Юрич за границей Карагая
Забыт людьми, далёк и одинок.
Зелёный Юрич, верим, что однажды
Признанье, восхищенье многих граждан
Звездой над краем дорогим взойдет.
(Ж.В.Подюкова)

Многие талантливые люди - выходцы из деревни. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным человеком. Но главное - быть добрым, порядочным человеком, любящим свою Родину, родной край, знающим свою историю. Всё начинается с любви.

Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).

Ассоциативное мышление, краткость, точность речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическое мышление, визуальный канал

Эмоционально-чувственная сфера и аналитическое мышление

 

 

 

 

Компетентность решение проблем

  Этимология

Юрич (Юр - голова, изголовье - коми-перм. Наречье)

(Юр - возвышенность - Архангельск.наречие)

Карагай из тюркского (сосна), (темный лес)

Пермь (от финск. Пэраме - дальняя земля, окраина мира, от финно-угорского Перя - богатырь)

Урал (из башк. Урал - богатырь)

Кама - река народа коми, из удм. Кам - длина)

Аудиальный, визуальный каналы восприятия, Информационная компетентность
3 Ребята, сформулируем цель урока и проблемный вопрос Самостоятельность мышления, точность и аргументирован-ность речи  

 

Компетентность решения проблем

  Все отправляются путешествовать с какой-то целью, например, отдохнуть, поправить здоровье и т.д. а мы с вами?
  • Какова цель нашего урока ?
  • Подумайте и грамотно сформулируйте! (узнать о писателях и поэтах нашего Прикамья, познакомиться с наиболее значительными произведениями писателей-земляков).
  • А зачем нам необходимо знакомиться с писателями Пермской области, читать их произведения? (расширить кругозор, пробудить интерес, т.к. мы мало, недостаточно знаем о них). В конце урока ещё раз обратимся к этому вопросу.
  • Как мы можем выразить писателям свою любовь и уважение? С помощью чего? Каким образом? (словом, цветами, знанием их произведений, биограф.

и т .д.

- Молодцы!

И эпиграф нашего урока - "Цветы - любимому писателю".

Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры.

И сегодня наши сердца согреются любовью. Свою любовь, слова признательности и благодарности мы отдаём нашим пермским писателям.

Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Человек, любящий цветы, общающийся с ними, поэт душой. Так что мы с вами превращаемся в поэтов, добрых волшебников.

Меня радует, что, готовясь к сегодняшней встрече- уроку-путешествию- вы, ребята, многое сделали сами, самостоятельно, вы были исследователями, следопытами (сами искали материалы о писателях в книгах, газетах, готовили выступление), репортёрами (ходили к ветеранам ВОВ), юными корреспондентами и писателями (задавали вопросы родным, писали сочинения "Мои родные на войне"), учили и читали выразительно стихи, как настоящие актёры, сочиняли. Работали в парах, и группами, и индивидуально. Молодцы! (Учиться - учить будем сами себя!)

Итак, прочитайте или расскажите, пожалуйста, свои посвящения любимым писателям родного края, поделитесь результатами своих изысканий.

- Задание остальным учащимся: внимательно слушать, слышать понимать; задавать вопросы товарищам, оценивать ответы товарищей и самих себя.

Главное - мыслить.

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,но, ради бога, размышляйте и, хотя криво, да сами. (Готхольд Лессинг - немецкий драматург (1729-1781)

 

 

 

Рефлексивное мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-чувственная сфера

 

 

4 Приуральская наша губерния не скудна была талантами (Мих.Осоргин)    
  Писатели и поэты Прикамья! Давайте посмотрим в их умные, добрые, доверчивые прекрасные глаза. Подружимся с ними, их произведениями и сами станем чуточку умнее, добрее, мудрее, красивее.

Итак, куда же мы отправимся? Отгадаем!

   
  1. Веселая география.

Какой северный город Пермской области начинается на букву К и кончается буквой К? (Красновишерск)

А что за талантливый человек жил в этом месте - на уральском севере - чем прославился мы узнаем из исследования ::.. учеников.

(Весною пробуждается жизнь и приходит любовь. Тюльпаны - вестники весны. Вот почему именно этими цветами мы решили выразить свою любовь к Зырянову Ивану Васильевичу. Он очень любил свою родную землю, родное Прикамье, родину - уральский север - дер. Романиха Красновишерского района Пермской области. Иван Васильевич Зырянов (10 сентября 1928 - 30 июня 1982 ) известен как собиратель уральского фольклора, песен, частушек, сказок, шуток, небылиц, скоморошин в Прикамье. Издал несколько интересных фольклорных сборников. Преподавал в Пермском пединституте, учил нашу учительницу.

Когда я был маленький, очень любил смотреть небольшую книгу "Скоморошины". Это красочная, ярко иллюстрированная книга. Мне очень нравилось читать шутки, прибаутки, небылицы, скоморошины.

Скоморошины - это шуточные, юмористические песни о веселых происшествиях или о действиях и поступках порочных людей.

Мы с Петей прочитали скоморошину из этой книги "Здорово, сват!" № 41.

Инсценирование (запис. В г.Нытва в 1971 г. от Александры Петровны Вотиновой в 9 лет)

- Здорово, сват!

-А?

-Да, говорю, здорово, сват!

-Да козу ходил продавать.

-Ну, как сватья поживает?

-3 рубля давали, да дешево показалось - не отдал.

-А как живет сват Ванюха?

-А?

-Да,говорю, как живет сват Ванюха?

-А?

-А, табачку понюхать? Недавно нюхал.

-Ты,что, сват, уж шибко бородой оброс?

-Табачок-от брось?

-Нет, сват, уж 40 лет нюхаю - привык.

-А что, сват, сына-то женил?

-Репу-то купил.целый мешок.

-А сношка-то хороша ли?

-А?

-Сношка-то хороша ли?

-Не шибко хрушка.Зима долгая - ребята съедят.

-Ты, сват, совсем стал глух?-Нет, сын приехал на двух, а я на одной : стар стал - сил нету.

-Да ты,сват, совсем не чуешь?

-А?

-Да,говорю., совсем ты не чуешь?

-А?

-Нет,сват, хоть поздно, да домой поеду, не ночую.

-Ну, сват, наговорились.Прощай!

-А?

-Да,говорю,прощай!

-Чо,заезжай?

-Ладно,ладно!Сейчас оба с сыном заедем!

Спасибо!

Ваши впечатления об исследовании Пети и Семы.

-Отметим в карте нашей напротив Красновишерска:

И.В.Зырянов - фольклорист-ученый

Вопросы корреспондентов:

Где можно узнать о собирателях фольклора?

(в книге - хрестоматии "Родное Прикамье" 5-6 кл. стр 7-9

в сборнике "Писатели Пермской области" - стр.74-75

в книге "Меткое слово" Песни, сказки.)

Что вы можете рассказать об Иване Васильевиче Зырянове?

Слова учителя:

Ученый со всесоюзным именем, неутомимый исследователь, побывал в самых отдаленных уголках Прикамья. Отдавал душу и сердце своей работе. Необыкновенно добрый, внимательный, заботливый. Очень скромный и обаятельный. Общительный, интересный рассказчик. Люди щедро открывали ему свои таланты: пели частушки, рассказывали сказки скоморошины. Я горжусь своим учителем, всегда буду помнить его, нашу фольклорную экспедицию.

(сейчас в пединституте работает Подюков Иван Алексеевич, родом он из Юрича, и в наше село не раз приезжали студенты, записывали у бабушек разные истории про домовых и проч. Даже по телевизору показывали Борисову Таисью Федоровну).

Солнышко - отметить взаимооценку, самооценку,что понравилось после 1-го этапа путешествия.

Эрудиция, смекалка

 

 

 

Познавательный интерес, внимание, связная речь

 

 

Эмоционально-чувственная сфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие, артистические способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговое мышление

 

 

 

Смысловая память, умение слушать и слышать

Эмоционально-чувственная сфера

 

 

 

 

 

 

Рефлексивное мышление

 

 

 

 

Речевая, читательская компетентность,

 

Информационная компетентность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критичность мышления

 

 

5 Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,
Цветочки мы идем искать.
Луг окинем зорким взглядом,
Цветочки где-то с нами рядом.
Мы отвесим им поклон
Тихо сядем и сорвем.
В букет красивый соберем,
Писателям его преподнесем.
Путешествие продолжим,
На всю жизнь его запомним.

Положительные эмоции

Релаксация

 
6. Путешествие продолжается. Теперь все наши выступления, все исследования будут связаны с великой датой, которая отмечается в нашей стране - в мае. Что это за дата?

(9 мая - День Победы в В.О.B.)

   
  Писатели и поэты Прикамья - фронтовики
  • Астафьев В.П. (род.1924)
  • Баяндин А.
  • Букин Н.И. (р.1916)
  • Вавилин Мих.Дм. (1921-1992)
  • Занадворов В.Л. (1914-1942)
  • Воробьев В.И. (1916-1992)
  • Домовитов Н.Ф. (р.1918)
  • Караваев Ст.Ив. (1908-1974)
  • Макаров А.
  • Мамонтов К.Я. (р.1918)
  • Минин Иван Алексеевич (1926-1990)
  • Попов Ник.Вас. (1902-1975)
  • Ромашов Андр.Павл. (1926-1995)
  • Селянкин О.К. (1917-1995)
  • Ширшов Б.В. (1923-1975)
  • Пермские поэты, погибшие на войне: Владислав Занадворов, А.Бычков, И.Гагарин.
Аудиальный и визуальный каналы, познавательный интерес Информационная компетентность
7 А прибываем мы в город : Нам предстоит разгадать его название. Посмотрите внимательно на ребус и замените 2-ую букву в этом слове на букву У. Вы получите название города. ( Недавно мы с вами читали рассказ Н.С.Лескова "Человек на часах". Главный герой рассказа - солдат Измайловского полка по фамилии Постников, стоя на часах, зимой 1839 г. услыхал, что в полынье Невы тонет человек и отчаянно просит о помощи) Аудиальный и визуальный каналы восприятия, внимание, связная речь Коммуникация
  ч а с о в о й    
  Верно, город Чусовой. Отмечаем на карте город Чусовой.

- Знаете ли вы, ребята, что-либо об этом городе, с именем какого писателя он связан?

Город Чусовой Пермской области связан с именем Астафьева Виктора Петровича. В г. Чусовой писатель приехал в 1945 г. - это родина его жены. Родился и вырос писатель в Сибири, под Красноярском. В.П. Астафьев- известный профессиональный писатель, автор книг для детей и взрослых.

Имя В.П.Астафьева стало символом современной гражданственности. Его называют Певцом Земли Русской.(1924-2001)

Поделятся результатами своей исследовательской работы :::. учащиеся.

У меня в руках розы. Выбор их неслучаен.я приношу их своему любимому писателю. Кому из нас не знакомо имя Виктора Петровича Астафьева? Все читали хотя бы одно из его произведений. С его жизнью и творчеством мы познакомились в прошлом году - на уроках литературы, внеклассного чтения. Мне очень полюбился этот писатель и его книги: "Васюткино озеро", "Белогрудка", "зачем я убил коростеля" и др.

В 1942 г. Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. Ему было 18 лет. Всю войну прошел солдатом, был тяжело ранен. За мужество и отвагу награжден орденами и медалями.

Память войны - это непреходящая боль.

Столько лет прошло после войны - 55 - а Астафьев пишет: "Не умолкает во мне война".

Проходят десятилетия, а не утихает, а растет внутренняя потребность осмыслить происшедшее с общечеловеческих позиций.

"С годами о войне писать стало труднее"

Память войны - это непреходящая боль.

Отрывок из книги красной "Родное Прикамье"-стр.61- "И прахом своим"

"Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда,наверное, не покинут тех,кто прошел войну,когда снова и снова передо мной встают те,кто пали на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизнь-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке,которая растет в лесу на пне.

Ученик рассказывает:

- Я добавлю: мне близок писатель Астафьев тем, что он очень любит природу, лес, животных. Он очень добрый. Я тоже люблю природу. И когда я читаю его произведения, я чувствую большую радость, думаю, какой я, хочется стать лучше.

Поэтому я в подарок преподнес бы Виктору П.Астафьеву еловую ветку с шишками. - как символ добра и справедливости.

Еще я преклоняюсь перед ним как перед писателем - героем,который прошел всю войну. Я думаю, что я тоже буду смелым, когда пойду в армию.

Спасибо!

- Ребята, понравилось ли вам выступление товарищей?

- Отметим на нашей географической карте - Астафьев - прозаик.

Корреспонденты:

- Где можно прочитать об Астафьеве? ("Родное Прикамье", стр.80

- Будем ли мы изучать Астафьева в этом году? ("Конь с розовой гривой") - о деревенском детстве.

Ребята, говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Хотите увидеть писателя Астафьева?

Давайте посмотрим неск.минут кадры из фильма Никиты Михалкова об Астафьеве.

На солнышке отметить, взаимооценка, самооценка, что понравилось? (фильм).

 

 

Умение слушать и слышать, эффективное внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-чувственная сфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визуальный канал

 

 

Способность к обработке информации

  В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. (А.Блок)

Догадайтесь, куда мы с вами теперь отправляемся. (показ видов г.Перми)

Г.Пермь - областной центр.

Отметим на карте в тетр.

- Имена каких поэтов-фронтовиков связаны с этим городом?

Расскажут нам о результатах своих изысканий ::::ученицы.

   
  По-моему, нет человека,который был бы равнодушен к поэзии пермского поэта Николая Федоровича Домовитова. Он написал почти 30 книг. Мы от своей группы преподносим ему подснежники - в знак уважения, благодарности и любви. Николай Федорович выстоял под всеми ударами судьбы и не сломался. Он - оптимист. С него можно брать пример!

Почему мы дарим подснежники? Поэтому что подснежник - цветок надежды. Одна легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая ее утешить, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.

Я прочитала о судьбе этого замечательного человека в газете "Звезда". Автор статьи "Неостывающая память" Михаил Смородинов, тоже пермский поэт. Михаил Смородинов задал такой вопрос Н.Ф.Домовитову: "Было ли тебе, человеку мужественному, когда-нибудь страшно? Всё-таки 4 медали о чём-то говорят! Домовитов ответил: "Трижды в жизни, и всё от одиночества, от беспомощности; 1-ый раз в 41-ом, когда полз по лесу раненый, к своим, и стонать боялся: а вдруг немцы на голос придут? 2-й раз - когда меня осенью 1943 г. ранило, и прямо из госпиталя забрали с простреленными ногами - сразу затолкали в карцер в следственную тюрьму, где можно было только стоять, и зимой 1943 г осудили на 10 лет. А 3-й раз - уже после ЗОНЫ, в Донбассе.

В шахте случился обвал, и нас с Юрой Огоньком завалило в уступе,на глубине 1200 метров. Трое суток, как в могиле. Мы уж и не думали,что горноспасатели нас откопают.

Болью и горечью звучат слова Домовитова в конце статьи: "Думаю, фронтовики меня поддержат,не за такую Россию проливали мы кровь, не за такую разоренную, нищую, где смертность превышает рождаемость - в мирное время. Но я все же - оптимист. А подснежгник - цветок надежды.

Ребята, друзья мои! А вы верите в Россию? Ведь вам дальше жить. С чего начать7

С себя. Главное - делать людям добро, каждый день. Хоть маленькое, но добро. (А.Лиханов)

ВСЕЛЕННАЯ ДЕРЖИТСЯ НА СОЗИДАНИИ, НА ДОБРЕ.

МОЯ ФУНКЦИЯ - СОЗИДАТЬ, А ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ.

Сердце колотит в ребро,
Кружит цветочная вьюга,
Делайте людям добро и берегите друг друга
(Л.Щипихина)

(гостей всегда хозяева по-доброму встречают. Давайте и мы с вами подарим гостям маленькие цветики-семицветики - на память о нашем уроке-путешествии).

Юрический шлем привет
Всем гостям мы нашим.
Знаем, что в районе нет
Филологов умней и краше.

(вручение презентов)

Спасибо исслдеователям!

  • Что особенно запомнилось вам из рассказа девочек?
  • Отметим в карте: Домовитов -поэт-оптимист

Вопросы корреспондентов:

- Какой цветок еще можно было бы подарить поэту Домовитову (читаем его стих. "Незабудки"

(Мы глаза не смыкаем четвертые сутки,
А рядом с окопом цветут незабудки.
Солдат седоусый промолвил: Цветочки
Точь-в-точь как глаза моей маленькой дочки).

- Что еще м.добавить к выступлению?

Николай Федорович Домовитов принадлежит к поколению, которое моя любимая поэтесса Юлия Друнина назвала . из 100 бойцов, вступивших в сражения в 41-м, вернулись после победы только 3.

Я только раз видал рукопашный
Раз на войне и тысячу во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Всю жизнь Юлия Владимировна была верна теме подвига и любви.

(Ухожу, нету сил, лищь издали (все ж крещенная!)

Помолюсь. За таких вот, как вы, за избранных удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны,
Потому выбираю смерть,
Как летит под откос Россия
Не могу, не хочу смотреть.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они.
(С.Щипачев)

Память, память! С тревогой твоею буду жить до последнего дня.

То что я рассказать не успею,

Не расскажет никто за меня.

Как вы понимаете эти слова? ( Война -непроходящая боль. Надо успеть рассказать нам, кто не знает войны, обо всем, что связано со словом - война).

Что принес фашизм. Что нам расскажут стихи поэта?

(звучат стихи Домовитова)

   
  Моему любимому писателю я хочу преподнести алые маки. Недавно я прочитала легенду Е.Носова, в которой он говорит, что у маков короткая жизнь, зато яркая, без оглядки, в полную силу прожита - и у людей так бывает. Думаю, вы догадались, что мои маки - Владиславу Леонидовичу Занадворову (1914-1942). Короткая у него жизнь - 28 лет - зато без оглядки - в полную силу прожита. Родился В.Л.Занадворов в Перми. В 1940 г. получил диплом инженера-геолога. Рано начал писать стихи. В годы войны был призван в армию и отправлен на Сталинградский фронт, где и погиб 28 ноября 1942 г.

Прочитать о нем можно в книге "Поэт Владислав Занадворов", "Родное Прикамье".

"Память" (1942)

Когда и в жилах стынет кровь,
Я грелся памятью одной.
Твоя незримая любовь
Всегда была со мной.

В сырой тоске окопных дней
В палящем огненном аду
Я клялся памятью моей,
Что я назад приду.

Хотя б на сломанных ногах,
На четвереньках приползу
Я в окровавленных руках
Свою любовь несу.

Как бьется сердце горячо,
Летя стремительно на бой!
Я чувствую твое плечо,
Как будто ты со мной.

Пусть сомневается другой,
А я скажу в последний час,
Что в мире силы нет такой,
Чтоб разлучился нас.

Отметим в карте: Занадворов В.Л. - поэт-геолог (погиб)

Солнышко! (после 3 этапа путешествия)

   
  Мы живые, потому что они мертвые. Эта война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась нам в 20 миллионов жизней ( 26 млн. 452 тыс.)

Давайте задумаемся над этой цифрой. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 тысяч километров.

10 тысяч километров - это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке. Представьте, что вот по 54 параллели идет железная дорога и вы едете в поезде. 7 - 8 суток пришлось бы ехать, и когда бы вы ни глянули в окно, вдоль насыпи стояли бы , стояли те, которых война срезала с земли.

Большие, маленькие, средние,
В шинелях мерзлых, как вода:

Великое это дело помолчать вместе. Ведь без сопереживания нет урока литературы, нет человека.

20 миллионов человек : Хотели бы вы почтить минутой молчания каждого из них? это невозможно. Молчать бы пришлось около 38 лет.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
(Ю.Воронов)

Память! В ней никогда не должно стереться то, что принёс собой кровавый фашизм.

Память, память! С тревогой твоею
Буду жить до последнего дня.
То, что я рассказать не успею,
Не расскажет никто за меня.

Эмоционально-чувственная сфера Коммуникация
  Что рассказали ваши родные? Послушаем домашние сочинения "Мои родные на войне"

Что у нас по маршруту? Еще одна песенная пауза (песня военная0.

Эмоционально-чувственная сфера  
  Мы приближаемся к следующему пункту назначения.    
  р у г н у к    
  Какое слово странное! Совсем как иностранное! Вот вам маленькая подсказка от ученого кота - чтоб вы прочитали название города, куда мы прибываем.

Ученый-преученый кот
Читал слова наоборот.
Ничуть он не был огорчен
И хохотал до слез,
Когда, к примеру, слово сон
Вытягивалось в .. (нос)

РУГНУК - КУНГУР

Отметим на карте!

   
  Слово предоставляется ученикам ::..

Эти ромашки я дарю моему любимому поэту Константину Яковлевичу Мамонтову (2 мая 1918). Сейчас он живет в Кунгуре, а родился в с.Ашап Ординского района. Рано потерял родителей. Поэт прошел всю войну связистом, был тяжело ранен. Награжден 6 медалями и орденом Великой Отечественной войны, а всего 11 правительственных наград.

За годы войны К.Я.Мамонтовым написано много стихов, в которых он рассказывал обо всем, что его волновало. В короткие минуты отдыха он не расставался с карандашом и блокнотом.

В одном из боев 1944 г. Константин Яковлевич был тяжело ранен, а его планшет с 6 блокнотами потерян.

Прошли годы. Воин-поэт вернулся к мирной жизни, жил в Перми, водил поезда и продолжал писать стихи, часто вспоминая строки тех утерянных стихов. И только через много лет - 20 - они были найдены и сами нашли своего издателя. В 1960 г. Один из санитаров, работавших в годы войны в госпитале, передал стихи поэта в газету "Литература и жизнь", решив, что автор стихов погиб. Вскоре стихи появились в книге "Строка, оборванная пулей". После выхода в свет этого поэтического сборника стало известно, что Мамонтов жив, работает машинистом электровоза в Перми и по-прежнему пишет стихи.

(в Кунгуре семья учителей Николая Ивановича Тюрина и Зои Александровны Сусловой - усыновили беспризорного одинокого мальчишку Костю, помогла стать человеком). Поэтому Кунгур можно считать родиной Мамонтова.

Стихи начал писать с детства. Они помогали ему в годы беспризорничества, придавали силы в годы войны, поддерживают духовно и сейчас.

- Ира, где ты нашла такой интересный материал о поэте Мамонтове?

( в книге "Родное Прикамье")

Напишем - Мамонтов - поэт-связист

Корреспонденты:

- Что объединяет стихи Н.Ф.Домовитова и К.Я Мамотнова?

(тема войны, тема подвига, тема трудных военных тяжелых будней, любовь к родине, вера в прекрасное будущее, тема памяти)

Солнышко!

Аудиальный, визуальный каналы восприятия, точность речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговое общение, умение аргументировать, обобщать, рассуждать. Самостоятельность мышления, чувство патриотизма

Рефлексивное мышление

 

 

 

 

 

Работа с информацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникация

  Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде - раз !
А над нами весело
Шелестит трава,
Опускаем руки мы
По команде - два!

Положительные эмоции  
  Теперь мы с вами окажемся на родине еще одного пермского поэта, который в годы войны служил на Северном флоте.

Прочитайте по 1-м буквам название населенного пункта. (Задание в виде ребуса. Нарисованы: ель, ложка, очки, веник, окно) Прочитаем ЕЛОВО. Отметьте, пожалуйста, село на нашей карте

   
  Поделится с нами результатами своего исследования ::(.ученики)

В прошлом году в нашей школе на празднике 23 февраля прозвучала песня "Прощайте, скалистые горы" в исполнении учителей и родителей. Мне песня очень понравилась, и я заинтересовалась, кто автор данного текста. Стала искать, спрашивать. Оказалось, наш пермский поэт Николай Иванович Букин (р.1916). я полюбила его стихи. Родился он в селе Дубрава Еловского района пермской области. Стихи начал писать в 1940 г.

В годы В.О.войны служил на Северном флоте. Главными героями его произведений были русские солдаты, матросы. которые приближали Победу. Вот почему я преподнесла гладиолус как символ воинского мужества и отваги.

Сейчас Николай Иванович Букин автор несколько поэтических сборников. Полковник в отставке, живет в Москве.

Прочитать о нем можно в хрестоматии "Родное Прикамье" стр. 184-185.

Композитор Е.Жарковский написал музыку на слова Н.И.Букина, а прозвучит она в исполнении Н.Кондратюка.

Прослушайте, пожалуйста, песню. Какие чувства вызывает у вас эта песня ?

В тетради пишем: Н.И.Букин - поэт-Северный флот.

Солнышко!

   
  Сегодня на уроке мы сами добывали знания, учились слушать, слышать, понимать.

Конфуций - китайский философ говорил: "Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?"

Повторение - мать учения.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

(В.Степанов).

   
  Отгадаем кроссворд (В электронных таблицах или распечатанный)

Что напоминает эта фигура? :

(Мне парус

Паруса повыше подними,
Не боясь, подставь их ветру жгучему.
В этой сложной жизни курс держи
В самое прекрасное и лучшее)

Писать стихи начал в 1940 г. Служил на Северном флоте, был корреспондентом, потом редактором фронтовой газеты, полковник, живет в Москве. (Букин)

Собиратель песен, скоморошин, небылиц, частушек Прикамья. (Зырянов)

Его имя стало символом современной гражданственности. 18 лет ушел на фронт. В прошлом году отмеч.юбилей этого человека. "Не умолкает во мне война!(Астафьев).

Имя его в переводе с др. греч. означ. Победитель народов. И действительно, он победил всё, выстоял под всеми ударами судьбы и вышел победителем. (Николай)

В какой последовательности мы путешествовали?

Языковое чутье. Кому, по-вашему, принадлежат эти строки?

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.
(Н.И.Букин)

Мы любим Родину до боли
И, уходя, оставим ей:
Кто - светлый дом,
Кто - явор в поле,
Кто - песню в памяти людей.
(Домовитов Н.Ф.)

- здорово, брат!
- здорово!
- откуда, брат?
- из города Ростова,
От барина Толстого.
По четвергам 7 лет
На масленый пост ходил
: поди ты к богу в рай,
От меня отстань!
(Зырянов И.В.)

За боем бой, за схваткой схватка
Идет военная страда.
Россию сделала солдаткой
К нам вдруг пришедшая беда.
Нам тяжело. А ей-то - вдвое:
Дом сирота без мужика.
Везде одна: в лесу, и в поле,
И на заводе у станка.
Гудит спина. Не руки - плети.
Приляжет - думы. Не до сна.
Ведь где-то там - родные дети,
Будь трижды проклята война!
Скорей бы, что ли, супостата
Одолевали и - домой:
Крепись, Россия-мать! Солдаты
Вернут потерянный покой.
(1942)
(К.Мамонтов)

   
  Хорошо обладать природным дарованием,
Но упражнения, друзья, дают больше, чем природные дарования". (Конфуций)

Вот и мы с вами попробуем поупражняться в сочинительстве. Это очень трудная работа! Вы уже знаете об этом. Пробовали сочинять. (можете в прозе, можете стихами) Работаем в группе или самостоятельно. Приложение №1

Тема: Литература родного края.

Спасибо Писателям Прикамья. Мое отношение.

Писатели Прикамья,
Певцы земли родной.
Вам - наше восхищенье
И наш поклон земной.
Гордимся вами очень,
Герои-пермяки,
Астафьев, Домовитов
И все фронтовики.
Знакомство состоялось
И рады мы теперь
Встречаться с вами снова,
В мир книг открыта дверь.

 

 

Творческие способности, самостоятельность мышления, положительные эмоции

 

 

 

Эмоционально-чувственная сфера

 

 

Самоорганизация

 

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.

Итак, для чего? Зачем нам нужно изучать литературу родного края, читать произведения пермских авторов?

  • чтобы знать историю, любить свой родной край, знать своих героев, талантливых людей земли Пермской
  • чтобы расширить свой кругозор, быть умным, образованным
  • чтобы помнить свои уральские корни, свою родословную, не быть Иванами, не помнящими родства, помнить и чтить героев В.О.в.
  • чтобы познать самого себя, стать лучше, добрее, чище душой.

Ответить можно, используя высказывания разных писателей:

П.Павленко "Вовремя прочтенная книга-огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит и лучший друг и наставник."

Я.Судрабкалы "Прочитав хорошую книгу, человек чувствует себя сильным, мудрым, порядочным"

Ф.Гладков ":Все самое лучшее, самое мудрое и чудесное несет в себе книга.

М.Шолохов "Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку".

"Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник.

М.Горький "Всем лучшим во мне я обязан книгам. "Цель литературы - помочь человеку познать самого себя.

Итоги.

Ребята! Сегодня вы с большой любовью говорили о "своих" писателях и поэтах. Их, конечно, больше. Просто рамки 1-2 уроков тесны для того, чтобы сполна выразить нашу признательность всем.

Мне бы хотелось, чтобы слова о любви вы подкрепили делами - хорошим знанием их произведений, чтобы вы всегда помнили своих духовных учителей - писателей и поэтов - и всегда с любовью читали их, учили наизусть понравившиеся строки, постигали и совершенствовали азбуку прозы и поэзии.

Пусть книга всегла побуждает вас к серьезной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее! В этом ее непреходящее значение. Помните об этом, ребята!

Наше путешествие подходит к концу.

  • Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
  • Понравилось ли вам наше литературное путешествие?

А теперь заполним наше солнышко.

- Каково ваше настроение?

Домашнее задание - по выбору учащихся.

Кроссворд, стихотворение, сочинение "мое впечатление об уроке-путешествии".

Я благодарю вас за хорошую работу! Молодцы!

Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней.
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.
И как бы ни был путь мой труден
Надежда помогает мне
Я счастлив думать, как о чуде,
О завтрашнем, о школьном дне.
Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца
Нельзя иначе: я - учитель
И мне доверены сердца.
И.Дружинин

 

 

 

 

 

 

Рефлексивное

 

 

 

 

 

Умение анализировать, аргументировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критическое мышление

Рефлексивное мышление

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-чувственная сфера

 

Презентация.

Литература.

  1. Родное Прикамья, хрестоматия по литературному краеведению, V-VI кл., XII-IX кл. (автор -составитель Красноперов Д.А.)
  2. Писатели Пермской области. Составитель А.Д.Крашенинников (библ.справ.)
  3. Писатели Пермской области. Составитель В.А.Богомолов
  4. Произведения пермских писателей в нач.школе. Пермь, 1993 г. Составители: О.П.Суркова, Н.П.Петрова, (тексты и методич.рекомендации для учит.нач.шк.). 142 стр., ПОИПКРО
  5. Журнал "Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР", 1988/1 стр.19-23
  6. Материалы Карагайской районной библиотеки. Газеты