Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме "Великая Отечественная война"

Разделы: История и обществознание


I этап урока. Введение в проблему

Учитель приветствует всех собравшихся, называет тему урока и задаёт вопрос ученикам: “Какую знаменательную дату будет отмечать вся наша страна 9 мая 2009 года”.

Учащиеся отвечают: “64-летие Победы советского народа в Великой Отечественной Войне”. Учитель читает эпиграф и даёт задание ученикам: “В конце урока определите пропущенные слова и назовите их”.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Определяются цели урока.

Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме: “Великая Отечественная Война”. Анализ и систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.

Учитель спрашивает учащихся о том, как и где они могут использовать, полученные на уроке знания. Ученики дают разные варианты ответов.

Класс делится на группы, которые получают карточки с дифференцированными заданиями по 3-м уровням.

I уровень - работа с понятиями, датами, характеристикой исторических личностей (в форме тестирования), работа по карте.

II уровень - причинно-следственные связи (работа с текстом документов).

III уровень - проблемные вопросы, дискуссия о роли личности в истории, “точка зрения” о фальсификации истории В.О.В. в западных изданиях.

На обсуждение заданий и подготовку к ответам, учитель даёт группам 15 минут. Учащиеся обязательно должны пользоваться историческими картами во время обсуждения заданий. Учитель разрешает ученикам делать записи в тетрадях в виде планов или тезисов.

ІІ этап урока. Погружение в проблему

Исследовательская работа в группах

  1. Можно ли было предотвратить ІІ Мировую войну, если да, то каким образом?
  2. Докажите, что политика СССР по созданию системы коллективной безопасности была не всегда последовательной.
  3. Что такое система коллективной безопасности?
  4. Назовите причины ІІ Мировой войны.
  5. Охарактеризуйте причины Великой Отечественной войны.
  6. Докажите, что битва за Москву имела огромное значение и её итоги повлияли на дальнейший ход ІІ Мировой войны.
  7. Охарактеризуйте итоги Великой Отечественной и ІІ Мировой войны. Какое значение имела победа советского народа над фашизмом?
  8. Сравните соотношение военных сил фашистской Германии и СССР: а) в начале В.О. войны (количество и качество); б) с 1944 года (назовите виды боевой техники).
  9. Какую цену заплатили советские люди за победу в Великой Отечественной войне?
  10. Почему война имеет такое название?
  11. Покажите по карте оси направления плана “Барбаросса”.
  12. Какие города и территории захватили немецкие войска в первые месяцы войны?
  13. Покажите города и территории, которые взяли немцы весной-летом 1942 года.
  14. Назовите города, которые освободили советские войска после Сталинской битвы, после Курской битвы.
  15. Какие города и страны освободили советские войска в 1944–1945 годах?
  16. Где и когда произошла встреча Красной Армии с союзниками?
  17. Назовите даты ІІ Мировой войны и Великой Отечественной войны (Сколько лет шла каждая из них?).
  18. Когда проходила битва за Москву?
  19. Исправьте ошибки и назовите правильно даты: 17 июля – 21 ноября 1942 года, 25 ноября – 3 декабря 1942 года, 7 июля – 23 августа (О каких битвах идёт речь?)
  20. Когда была впервые прорвана блокада Ленинграда, а когда окончательно снята советскими войсками?
  21. Когда советские войска проводили операцию “Багратион”?
  22. Назовите даты трёх международных конференций (какая из них не относится к периоду Великой Отечественной войны). Какие решения были на них приняты?
  23. Когда была подписана капитуляция Германии?
  24. Когда была создана антигитлеровская коалиция?
  25. Когда был открыт ІІ фронт союзниками?
  26. Что вы знаете о таких планах: “Барбаросса”, “Ост”?
  27. Сравните понятия: мобилизация, милитаризация, эвакуация.
  28. Высший орган государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны был… а) Государственный комитет обороны; б)  Верховный совет СССР; в) Совет Народных Комиссаров.
  29. Дайте определения терминов: “антигитлеровская коалиция”, “ленд-лиз”.
  30. Что вы знаете о плане “Тайфун”?
  31. Продолжите цепочку в нужной последовательности: “Барбаросса” - “Тайфун” - “…” Дайте её характеристику.
  32. Какая операция была проведена советскими войсками в 1944 году в Белоруссии?
  33. Что такое капитуляция, репарации?
  34. Первый во время Великой Отечественной войны салют в Москве состоялся… а) в марте 1942 в честь победы под Москвой; б) в августе 1943 года в ознаменование освобождения Орла и Белгорода; в) в июне 1945 года в честь Победы в Великой Отечественной войне.
  35. Наркомом обороны СССР в 1941 году был…
  36. а) Тимошенко;
    б) Сталин;
    в) Жуков.

  37. В августе 1941 года в должности Верховного главнокомандующего был утверждён…
  38. а) Сталин;
    б) Жуков;
    в) Ворошилов.

  39. В ГКО входили:…(назовите его состав)
  40. Обороной Москвы руководил:
  41. а) Сталин;
    б) Жуков;
    в) Васильевский.

  42. Охарактеризуйте исторический портрет Г.К. Жукова.
  43. Расскажите о героизме и мужестве Раменцев – участников Великой Отечественной войны.
  44. Какие ошибки были допущены Сталиным в годы Великой Отечественной войны? Аргументируйте ответ.
  45. Назовите советских генералов и фронты, которыми они командовали.
  46. Каких немецких генералов вы знаете, в каких битвах на территории СССР они участвовали?
  47. Кто с обеих сторон подписывал пакт о капитуляции Германии?

№ 1

1 ноября 1944 года. Токио. 10 часов утра. По двору тюрьмы Сугамо конвой ведёт высокого темноволосого человека с красивым волевым лицом.Человек шагает спокойно и твёрдо, хотя слегка прихрамывает. Во всех окнах тюрьмы видны люди. Одни что-то кричат ему, другие стоят молча, с поднятой рукой, посылая последний привет этому мужественному человеку.

Он сам встаёт на крышку люка и , надевая петлю на шею, произносит: “Да здравствует Советский Союз! Да здравствует Красная Армия!” Это был разведчик…

№ 2

Вот несколько радиограмм легендарного советского разведчика:

18 ноября 1940 г. – Первое сообщение о возможном нападении Германии на СССР.

5 марта 1941 г. – Прислана микроплёнка телегр. Рибентропа послу Германии в Японии Отту с уведомлением, что Германия начнёт войну против СССР в середине июня 1941 г.

2 апреля 1941 г. – Гитлер принял решение начать войну и уничтожить СССР, чтобы использовать его европейскую часть, как базу сырья и зерна.

15 мая 1941 г. – Девять армий в составе 190 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 г.

Из докладной записки Берии Сталину:

21.06.1941 “… Начальник разведупра, генерал-лейтенант Голиков жалуется…на своего подполковника Новобранца, который врёт, будто Гитлер сосредоточился 170 дивизий, против нас на нашей западной границе.… Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твёрдо помним Ваше мудрое предназначение: в 1941 году Гитлер на нас нападёт!...”

Проанализируйте эти документы и сделайте выводы. Почему Сталин не верил, что Гитлер нападёт на СССР в 1941 г.?

Какие дискуссии вам известны по этому вопросу?

№ 3 (а)

Сотрудник английского Института стратегических исследований Кларк видит причины поражений Советских Вооружённых сил в начале войны в том, что нападение Германии явилось “полной неожиданностью для руководства страны и командования Красной Армии”.

Можно ли согласиться с этим объяснением? Определите факты, которые обусловили поражения Красной Армии в начале войны. Какие из них, на ваш взгляд, являются главными? Своё мнение обоснуйте.

№ 3 (б)

В беседе с писателем Константином Симоновым маршал Советского Союза Васильевский сказал: “Вы говорите, что без тридцать седьмого года не было бы поражений сорок первого, а я скажу больше. Без тридцать седьмого, возможно и не было бы войны в сорок первом”.

Что имеется в виду, когда упоминается 1937 год? Какие факты дают основания для такого рода суждений?

№ 4 (а)

Из воспоминаний Жукова Г.К.: “Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось мне из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва (...)В суровых, зачастую чрезвычайно сложных и трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки даже минимально необходимое количество боевых и материальных средств, из отступающей, обороняющейся силы превратилась в мощную наступательную силу…”

Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага , к сердцу нашей Родины.

О какой битве идёт речь? Назовите её дату.

№ 4 (б)

“16 октября 1941 года через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Никем не сдерживаемый, он докатился до Москвы так близко, как это не удалось больше никому. Навстречу мотопехоте врага устремился отряд танков БТ-7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и Химкинского моста столкнулись с противником. Все захватчики были уничтожены. Бой произошёл в 15 км от Кремля. Прибывшая к месту кинохроника смогла заснять лишь разбитые мотоциклы трупы солдат”. (Московская правда. 1987. 15 октября).

Об этом факте до этого времени не сообщалось в печати. Как вы думаете, почему? С какой войной вы можете провести аналогию данных событий?

№ 5

Вот несколько высказываний западных историков о причинах поражения немцев под Москвой.

В американской энциклопедии при описании Московской битвы говорится, что “только своевременная помощь Англии и Соединённых Штатов Америки, да зимняя погода встали, казалось между врагом и падением Советской столицы”.

Немецкий генерал Фон Бутлар в книге “Война в России” пишет: “Как раз в это время начались сильные дожди. Наступил период осенней распутицы… И совсем не русская армия, а сам бог погоды остановил стремительное наступление немецких танковых сил… Затем внезапно начались морозы и температура доходила до 30° ниже нуля. Наступление на Москву провалилось.

“Удар на Москву, - пишет немецкий генерал Мелентин – от которого мы в августе временно отказались, решив сначала захватить Украину, возможно, принёс бы решающий успех, если бы его всегда рассматривали как главный удар, определяющий исход всей войны. Россия оказалась бы поражённой в самое сердце.

Проанализируйте эти суждения и сделайте выводы.

Какие главные причины, на ваш взгляд, привели к поражению немецких войск под Москвой?

№ 6

В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и другой техники Немецкие войска были отброшены от Москвы на запад на 150–300 км.

А какое историческое значение имела эта битва?

№ 7

Из воспоминаний Г.К. Жукова:

“…переутомлённым и ослабленным войскам становилось всё труднее преодолевать сопротивление врага. Наши неоднократные доклады и предложения о необходимости остановиться и закрепиться на достигнутых рубежах отклонялись Ставкой”.

О каком периоде идёт речь?

Назовите причины поражения Красной Армии?

№ 8

“После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик.… У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить вместе с тем нашу Родину. Из этого следует, что пора кончать отступление.… Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевых позиций без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины”.

Под каким номером был издан этот приказ, и как он называется?

Когда он был принят и кем (в какой должности)?

Как вы оцениваете этот приказ? Что вы думаете по этому поводу?

№ 9

В чём вы видите главные военно-политические итоги Сталинградской битвы?

Охарактеризуйте её историческое значение на основе грамоты президента США Франклина Рузвельта: “От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа, которых во время осады города будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против агрессии”.

№ 10

Вот несколько высказываний западных историков о роли второго фронта.

Английский историк Лиддея Герт: “высадка союзных войск в июне 1944 в Нормандии была наиболее драматичным и решающим событием войны”.

По словам историка Зимке, основные усилия Германии в 1944 году “были сосредоточены на западе”.

Английский историк Кольер, оценивая военные действия в 1944 году утверждая: “Широко распространённое мнение о том, что главное бремя войны с Германией несёт Россия, не имеет под собой никаких оснований”.

Как вы оцениваете эти высказывания? Правомерны ли они? Аргументируйте свой ответ.

III этап урока. Систематизация и обобщение

Ученики дают ответы по группам. Сначала рассматривают проблемные задания, высказывают свои точки зрения. Затем переходят к анализу исторических документов. Учитель подводит учеников к началу спора. Между группами должна развязаться дискуссия, которая может плавно перерасти в дебаты.

ІV этап урока. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу и просит их выполнить задание, которое он задал в начале занятия: вставить пропущенные слова в цитату эпиграфа. Ученики называют слова маршала - Г.К.Жукова. Если они затрудняются это сделать, то учитель помогает им и подсказывает правильный ответ: “Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству”. Именно эти качества помогли советскому народу отстоять независимость своей Родины в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

В конце занятия учитель проводит интервьюирование учеников. “ Что нового вы, сегодня узнали? Какие проблемные вопросы темы В.О.В. мы не успели обсудить? Что вам, запомнилось и понравилось на этом уроке? Какие оценки вы, бы поставили себе”? После ответов учащихся учитель задаёт домашнее задание. Написать эссе по любой из предложенных тем:

1) Моя семья в годы Великой Отечественной войны;

2) Герои - Раменцы в годы Великой Отечественной Войны.