Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Полные и краткие прилагательные"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  1. Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
  2. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
  3. Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока. Приложение 1, карточка к уроку Приложение 2.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:

(Демострируется слайд)

Вопросы к классу:

Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Слово учителя:

Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.

(На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки).

I. Актуализация знаний учащихся:

Учитель:

Вы уже несколько уроков изучаете имя прилагательное, давайте повторим то, чему вы уже научились.

Спишите предложение с доски, вставьте пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор.

Под лучами весен… солнца быстро тает снег.

1. Как проверить правописание окончания имени прилагательного?

2. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

II. Объяснение нового материала.

И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу.

(Демонстрируется слайд “Сравните прилагательные”).

Посмотрите на таблицу.

Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить.

1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими?

2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

3. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (см. приложение к уроку).

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

5. Как изменяются полные прилагательные?

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?

5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.

Алгоритм ответа:

  1. Отвечают на вопросы ...
  2. В предложении являются ...
  3. Изменяются ...

А теперь сравните ответы с таблицей.

(Демонстрируется слайд с выводом)

Слово учителя:

Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой.

III. Закрепление изученное.

1. А теперь посмотрим