Проект "Наша дружная семья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


1. Проблема.

Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.

Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.

Дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к влиянию родителей, так как они эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей. Потому, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда.

Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинских работников, взаимодействие с родителями.

2. Цель проекта

Создание условия для комфортной благоприятной адаптации ребенка к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей (т.е. семейной адаптационной группы в ДОУ).

3. Задачи

1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь поступающих детей к сотрудничеству с детским садом.

2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.

3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

4. Ресурсы (время, на которое составлен проект)

Краткосрочный, рассчитан на 14 недель (по одному занятию в неделю).

5. Этапы работы

1. Организационный: (1 этап)

Организация взаимодействия семьи, группы и администрации ДОУ (родительское собрание, которое состоится в мае).

2. Основной: (2 этап)

Встреча 1: Изучение опыта семейного воспитания.

Встреча 2: Встреча-знакомство.

Встреча с 3-13: состоят из трех частей:

- информационной, во время которой дети с воспитателем находятся в группе, где занимаются свободной игровой деятельностью. Родители участвуют в тематической беседе, организованной одним из сотрудников ДОУ (материалы, предлагаемые в этой части должны быть в форме диалога, а не лекции);

- практической, где предлагаются совместные занятия, игры, упражнения.

Цель данной части - заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности;

- наблюдай, думай, размышляй, побуждает родителей к самопознанию и осмыслению собственных примеров и методов организации жизни детей дома. В этой части родителям предлагается понаблюдать за ребенком в том направлении, о котором идет речь во встречи.

Встреча 14: заключительная.

3. Заключительный: (3 этап)

Организация диагностической, аналитико-прогностической, рефлексивной деятельности.

6. Техническое обеспечение (что надо для реализации проекта)

- кадры (специалисты ДОУ);

- игрушки, игровые пособия;

- методическая литература;

Дополнительно:

- пополнить имеющийся запас пособий и оборудования, использующийся в процессе игры;

- создание предметно-развивающей среды в группе.

7. Источники финансирования

- родительский потенциал;

- частично бюджетный.

8. Ожидаемый результат

1. Создание семейной адаптационной группы.

2. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

3. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.

4. Совместная подготовка к посещению ДОУ будет способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми.

5. Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.

9. Механизм отслеживания

- использование тестов;

- анкетирование родителей;

- собеседование;

- наблюдение;

- продукты деятельности родителей и детей.

10. Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата

Этапы Содержание Ответственный
1 этап Организационный - Сбор информации о семьях будущих воспитанников в ДОУ.

- Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика).

- Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей).

- Создание творческой микрогруппы.

Заведующая

Педагог-психолог

Воспитатели

Зам. заведующей по УВР

2 этап Основной - Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями.

- Проведение информационных и тематических мероприятий.

- Проведение практических занятий.

- Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки, разработки памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикация о работе ДОУ в газете "Сибирячок".

- Приглашение родителей с детьми на мероприятия, проводимые в ДОУ.

Педагог-психолог,

Зам. заведующей по УВР,

Педагог-психолог, учитель - логопед

Медсестра, Муз.руководитель, Инструктор по физ.воспитанию, Педагоги доп.образования

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагоги ДОУ

3 этап Заключительный - Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей к ДОУ в виде круглого стола. Анкетирование родителей. Анализ деятельности, планирование работы исходя из потребностей родителей, детей и на основании результатов, проделанной работы. Зам. заведующей по УВР

Педагог-психолог

Воспитатели

Перспективный план работы (основная часть)

Встреча 1.

Игра-упражнение "Давайте познакомимся"

Круглый стол "Адаптация. Что это такое? Причины дезадаптации"

Анкетирование родителей.

Встреча 2

Консультация "Где эта улица? Где этот дом?"

Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Наблюдай, думай, размышляй! "Моя семья" (выполняется дома родителями совместно с детьми).

Встреча 3.

Знакомство родителей с темами проекта "Наша дружная семья" и их корректировка в зависимости от потребностей родителей.

Игра "Моя семья".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем". Анкета для родителей "Особенности развития речи вашего ребенка".

Встреча 4.

Консультация "Рука развивает мозг".

Пальчиковые игры: "Пальчики здороваются", "Моя семья", "Ежики", "Молоточек", "Мы хлопаем руками:"

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 5.

Консультация "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста".

Игра "Вороны и воробьи", "Игра с шишками".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 6.

Знакомство родителей с базисной программой развития ребенка-дошкольника "Истоки" по основным разделам (младший дошкольный возраст).

Игры, направленные на формирование социальной компетентности "Назови по-другому", "Помирились", на формирование интеллектуальной компетентности "На что похожа эта фигура?", "Собери пирамидку".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 7.

Консультация "У меня игрушки есть, все мне их не перечесть".

Игра-занятие "Мячики".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 8.

Консультация "мы танцуем и поем - вместе весело живем".

Праздник День матери.

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 9.

Консультация "Питание детей дошкольного возраста", "Физическое развитие детей группы".

Семейный ужин.

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 10.

Консультация "Влияние природы на психоэмоциональное развитие ребенка" <Приложение2>.

Игры "Найди детеныша", имитационные игры, направленные на изображение разных животных.

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 11.

Консультация "Стили воспитания в семье, самодиагностика "Какой вы родитель?"

Игра-занятие "Зайка".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 12.

Консультация "Игры, которые лечат".

Игры "Качели-карусели", "Самолет", "Волшебные мешочки".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 13.

Консультация "Я рисую!"

Игра-рисование "Волшебные яблоки".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Встреча 14.

Круглый стол "Анализ взаимодействия родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности". Анкетирование родителей. <Приложение3>

"День рождения группы".