Урок математики в 1-м классе на тему "Первое понятие о равенстве. Знак равенства "=". Запись числовых равенств"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с понятием числового равенства.
  2. Познакомить со знаком равенства “=”.
  3. Научить записывать равенства с помощью цифр и знака “=”.
  4. Развивать внимание и наблюдательность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель: Поиграем, посчитаем, что-то новое узнаем. Возьмём с собой воображение, внимание, наблюдательность, настойчивость – и смело в путь!

II. Разминка.

Работа с геометрическим материалом.

(Пособие “Нестандартные задачи по математике”, Москва, изд. “Экзамен”, 2008 год).

Учитель: Рассмотрите рисунок на странице 14, задание № 3. (Задание записано на доске). Какие геометрические фигуры вы увидели?

Дети: Треугольники, четырёхугольники.

Учитель: Посчитайте, сколько треугольников нарисовано?

Дети: Четыре треугольника.

Учитель: А я увидела восемь треугольников.

(Дети под руководством учителя находят и обводят цветными карандашами восемь треугольников).

Рисунок 1

Учитель: Молодцы! Вы очень внимательны. Хорошо видите линии.

Работа со счётными палочками.

Учитель: Приготовьте для работы пять счётных палочек. Выложите на парте точно такую же фигуру, как я нарисовала на доске.

Рисунок 2

Учитель: Подумайте, как нужно переложить одну палочку, чтобы получилось два треугольника? (Дети выполняют работу индивидуально на партах. Учитель просматривает предложенные решения)

Учитель: Сколько решений у данного задания?

Дети: Одно.

Рисунок 3

Учитель: А теперь попробуйте одним движением превратить два треугольника в два прямоугольника.

Дети: Теперь два решения.

Рисунок 4

Учитель: Замечательно!

Задание на развитие логического мышления.

Учитель: Сейчас поработаем в тетрадях. Приготовьте тетрадь по математике, цветные карандаши.

Рассмотрите запись на доске, найдите закономерность.

) *** + + ) *** + + ) *** + +

На основе этой закономерности составьте в тетрадях свой ряд из геометрических фигур: треугольников, кругов и квадратов. (Один ученик выполняет задание у доски с помощью счётного материала – кругов, треугольников, квадратов. После выполнения задания проводится обсуждение).

Дети: У этого задания может быть другое решение. (Выясняется, что есть три правильных варианта построения закономерности из геометрических фигур).

Учитель: Совершенно изумительно! Вы умеете думать, доказывать свою правоту. Это очень хорошо!

Олимпиадные задачи.

Учитель: Проведём физкультминутку для ума. Послушайте, подумайте, посчитайте.

Над заборчиком видны шесть маленьких рожек. Сколько козочек спряталось за забором?

Дети: Три.

Учитель: Почему? Объясните.

Дети: У одной козочки пара рожек. Чтобы получилось шесть рожек, нужно три пары. Значит, три козочки.

Учитель: Замечательно! Еще одно упражнение. Предупреждаю, это задача-шутка.

Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это?

Дети: Это чудище! Такого не бывает!

Учитель: Вы рассуждайте. Если две головы… Значит…

Дети: Это кого-то двое.

Учитель: Хорошо. Шесть ног на двоих… Значит…

Дети: У одного – две ноги, у другого – четыре.

Учитель: Есть ещё один хвост на двоих.

Дети: Это – человек на лошади. Всадник.

III. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

IV. Открытие нового материала.

Учитель: Какое одинаковое число было в предыдущих двух задачах?

Дети: Шесть.

Учитель: В рабочей тетради выполните следующий рисунок: на одной строчке – шесть квадратов, под ними – шесть кругов. (Дети выполняют работу в тетрадях по математике цветными карандашами).

Каким числом обозначим количество квадратов? Кругов?

Дети: Числом шесть.

Учитель: Какой цифрой записывается число шесть?

Дети: Цифрой 6.

Учитель: Давайте повторим написание цифры 6. (Демонстрация компьютерной презентации “Учимся писать цифры” - написание цифры 6 – с повторением начертания цифры).

Приложение 1

Учитель: В тетради под рисунком запишите через клетку столько же цифр 6, сколько нарисовано кругов.

Сколько написали цифр?

Дети: Шесть.

Учитель: Почему?

Дети: Кругов шесть, значит и цифр должно быть шесть.

Вы дали задание написать столько же цифр, сколько и кругов.

Учитель: Значит, что можно сказать о количестве кругов и цифр?

Дети: Их поровну.

Столько же.

Одинаково.

Учитель: Попрошу вас записать всё, что вы мне сейчас сказали в тетрадь.

Дети:

А мы не все буквы умеем писать.

Это много слов нужно записать.

Учитель: Но у нас урок математики. Нужно записать не буквами и словами, а цифрами и знаками.

Дети: Я знаю! Есть специальный знак. “Равно”.

V. Работа с новым материалом.

Учитель: Молодец, Наташа! Чтобы об этом знаке узнали все, откроем учебник на странице 32, № 50. (Задание записано на доске. Далее работа проводится на основе задания № 50)

Учитель: Сколько морковок собрал ослик?

Дети: Четыре.

Учитель: Сколько желудей собрал кабанчик?

Дети: Четыре. Столько же.

Учитель: Прочитайте утверждение. (Введение понятия “равное число”, “равенство”, знак “равно”)

VI. Физкультминутка.

(Проводится с помощью наглядного ряда на компьютере)

Сколько зайчиков у нас.
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

Приложение 2

Учитель: Продолжим работу по учебнику. О ком или о чём на рисунке можно сказать “равное число”, “равно”?

Дети: Ослик один и кабанчик один. Их равное число.

Учитель: Как записать равенство?

Дети: 1 = 1 (Один ученик составляет равенство на доске с помощью магнитных цифр. Остальные – записывают в рабочие тетради)

Учитель: Какие ещё равенства можно составить по рисунку?

Дети: Две морковки на грядке. Два жёлудя на дереве.

Учитель: Составьте и запишите равенство. (Проводится работа, аналогичная предыдущей)

Учитель: Подумайте, сколько станет морковок у ослика, если он соберет оставшиеся на грядке морковки?

Дети: Шесть.

Учитель: Что должен сделать кабанчик, чтобы у него стало столь же желудей, сколько морковок у ослика?

Дети: Собрать оставшиеся жёлуди.

Учитель: Сколько получится желудей?

Дети: Шесть.

Учитель: Запишите в тетрадь и прочитайте новое равенство. (Дети самостоятельно записывают равенство в рабочую тетрадь. Затем несколько человек зачитывают получившееся равенство)

VII. Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Что новое узнали на уроке?

Дети: Что такое равенство.

Как записать равенство.

Знак “равно”.

Учитель: Скажите по-другому фразу “одно и тоже число”.

Дети: Одинаковые числа. Равные числа.

Учитель: Покажите с помощью счётных палочек, как выглядит знак “равно”. (Дети выкладывают на партах две счётных палочки в виде знака “равно”)

Учитель: Как математическими символами – цифрами и знаком – записать предложение: “За соседней партой сидит столько же учеников, сколько и за моей”?

Дети: Два равно двум. (На доске один ученик записывает равенство 2=2)

Учитель: Послушайте высказывание: “У двух матерей по пяти сыновей”. Скажите тоже самое, используя математические термины.

Дети: Пять равно пяти.

Учитель: А теперь покажите мне это равенство при помощи рук. Что это?

Дети: Это руки и пальцы. (Показывают руки)

Учитель: Сегодня на уроке вы потрудились отлично. Это значит, что ваш труд можно оценить на “пять”! Молодцы!

Оборудование урока:

  • учебник “Математика”, 1-й класс, ч.1, (авторы Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.), изд. “Учебная литература”, ИД Фёдоров, 2008 год;
  • пособие “Нестандартные уроки по математике”, 1-й класс, (автор Быкова Т.П.), изд. “Экзамен”, Москва, 2008 год;
  • счётные палочки;
  • учебно-наглядное пособие “Магнитная математика” (набор цифр, знаков, геометрических фигур, счётного материала);
  • рабочие тетради по математике;
  • цветные карандаши;
  • пенал;
  • компьютер + компьютерные презентации “Учимся писать цифры”, “Физкультминутка”.

Литература:

  1. “Математика” 1-й класс, поурочные планы по учебнику И.И. Аргинской, составитель Дьячкова Г.Т., изд. “Учитель”, Волгоград, 2007 год.
  2. “Математика” 1-й класс, тематическое планирование и поурочные разработки по учебнику И.И. Аргинской, составители Юдина И.Г. и Смирнова Е.А., изд. “Экстремум”, Волгоград, 2007 год.
  3. Журнал “Практика образования”, урок математики в 1 классе “Сложение – это не сложно!”, автор Ефимова И.В., № 2/2007 год.