Механизм защиты прав потребителей

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Внешняя экспертиза: данная разработка была представлена как отдельно, так и в рамках авторской педагогической технологии: "Проектно-исследовательская деятельность как педагогическая технология, направленная на развитие личности ребенка в образовательном пространстве гимназии", а так же в рамках авторского предпрофильного курса: "Права потребителей" на Всероссийском открытом конкурсе "Педагогические инновации - 2006", где получила диплом I степени. Данный опыт работы был представлен на международной Интернет-конференции в 2007 году, которая проводилась под эгидой ряда общественных организаций Европейского союза. На II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок" стала победителем. Конкурс проводился при поддержке Министерства Образования и Учительской газеты.

Область применения: данная разработка может быть использована в рамках курсов: обществоведение, граждановедение, право, а так же как материал для курсов по выбору, факультативов, тематических классных часов.

Данная разработка используется автором в рамках курса по выбору "Права потребителей".

Краткое описание курса, в рамках которого проводится данное занятие:

"Права потребителей" - это практико-ориентированный смежный курс, состоящий из экономического и правового модулей. В целом курс строится на основе проектно-исследовательской деятельности ребенка с активным использованием деятельностного подхода, активных и интерактивных форм обучения. В результате деятельности ученик создаёт проект буклета-инструкции: "Привет! Я Ваш правовед - грамотный потребитель". Каждое занятие, включая представленное в данной публикации, является своего рода этапом по реализации проекта направленного на создание буклета - инструкции.

План-проект занятия: "Механизм защиты прав потребителей":

Цель:

1. Выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета - инструкции.

2. Отработка коммуникативной компетентности и смыслового и структурного анализа текста через составление схем.

3. Дальнейшее формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.

План-проект занятия

Этапы урока Время (мин) Вид деятельности Действия учителя Действия учеников Средства ТСО дидактический материал Результат
1. Подготовительный 8 мин. Проведение Тренинг упражнения (с учетом потребности ситуации) Объясняет правила тренинг - игры. Раздает раздаточный материал (по необходимости) Знакомятся с правилами игры через работу с устным и письменным текстом. Выполняют задание. 1 слайд презентации с условиями тренинг игры

Приложение 1

Учащиеся настроены на работу, готовы творчески подойти к выполнению заданий на уроке
2. Актуализация знаний 9 мин. Тест по материалам прошлого урока, которые прямо или косвенно будут затронуты при работе с новым материалом Раздаточный материал (тест)

Организует работу по анализу результатов теста

Индивидуально отвечают на вопросы теста.

По очереди, в слух отвечают на вопросы теста.

2 - 4 слайды презентации с тестом Учащиеся ответили на вопросы теста, увидели свои ресурсы и дефициты
3. Постановка целей и задач занятия 3 мин. Анализ ресурсов курса и определение дефицитов Напоминает цели и задачи курса в целом, акцентирует внимание на том, что еще необходимо изучить для их реализации Отвечают на вопросы учителя, из всех вопросов и ответов на них формулируют цели и задачи на данное занятие 5 слайд презентации с обозначенными целями и задачами курса в целом и ранее изученными темами Совместно поставлены цель и задачи занятия
4. Изучение нового материала 20 мин. Практическая работа в группах по составлению логической схемы

Приложение 3

Объясняет задание, раздаточный материал (схема), нелинейно направляет ход беседы к правильному выполнению задания Выполняя задание, поставленное для работы группы, собирают логическую схему 6 слайд презентации с заданием для работы группы.

7 слайд презентации, на котором отображен правильный вариант схемы с комментариями

Приложение 2

Ребенок носитель осознанной информации о механизме защиты прав потребителей.

Записан правильный вариант схемы, как ресурс для составления проекта буклета

4. Закрепление знаний 3 мин. Сравнение поставленных целей с полученным результатом Подводя итоги обратить детей к целям, которые ими были поставлены в начале занятия Сопоставляют и анализируют цели и результат 8 слайд презентации с обозначенными целями и задачами курса в целом и ранее изученными темами У ребенка формируется умение постановки целей и их пошаговой реализации. Закрепляется изученный материал
5. Итоговый 2 мин. Анализ работы групп Дает комментарии по работе на занятии, заполняет оценочную таблицу, отвечает на вопросы учеников Задают вопросы, слушают комментарии учителя 9 слайд презентации с оценочной таблицей и результатами прошлых занятий Получены ответы на имеющиеся вопросы относительно итогов работы групп. Ученик соотносит свое представление о собственном результате с представлением учителя

Приложения к плану-проекту занятия:

1. Тренинг - упражнение.

А) У Вас есть на двоих:

- одна ручка;

- один лист;

- две руки (по одной от каждого);

- один рисунок, который нужно нарисовать.

Б) Вам нужно в течении двух минут нарисовать рисунок; при этом нельзя произносить ни одного слова, зато мимика и жесты в вашем распоряжении.

В) Вам нужно помнить: за ручку нужно держаться одновременно (по одной руке от каждого), не отпуская рук до момента окончания работы над рисунком.

Г) И самое главное, у Вас есть всего 2 минуты!!!!

Примечание: психологические упражнения используются для того, чтобы повысить или снизить активность ребят, снять напряжение или настроить на творческое решение задачи. Для того, чтобы грамотно подобрать подходящее упражнение необходимо обратиться к школьному психологу.

2. Тест.

1. Человек, приобретатель товара или услуги:

а) потребитель,

б) изготовитель,

в) нарушитель,

г) продавец.

2. Название документа, издаваемого законодательной ветвью власти в области прав потребителя:

а) Закон о защите прав потребителя,

б) Потребительский закон,

в) Права потребителей,

г) Правовая защита потребителя.

3. Как называют товар, который не наносит вред окружающей среде, имуществу, а так же здоровью человека?

а) качественный,

б) сертифицированный,

в) безопасный,

г) нестандартный.

4. Кто реализует товар по договору купли - продажи?

а) продавец,

б) изготовитель,

в) потребитель

г) наниматель.

5. Организация, производящая товар для реализации потребителям:

а) продавец,

б) изготовитель,

в) потребитель,

г) представитель.

6. Несоответствие товара или услуги обязательным требованиям:

а) существенный недостаток,

б) недостаток,

в) не качественный товар,

г) опасный товар.

7. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей отданы:

а) Роспотребнадзору,

б) комиссиям по защите прав потребителей,

в) предпринимателям,

г) ОБЭП.

8. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать, в соответствии со ст. 18 Закона:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки;

г) замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

д) всё остается на усмотрение продавца;

е) потребитель не имеет права на замену или возврат товара.

9. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения:

а) недостатка,

б) существенных недостатков,

в) отсутствия чека,

г) неподходящего под интерьер цвета.

10. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан:

а) возместить продавцу расходы на проведение экспертизы,

б) получить компенсацию за проведение экспертизы,

в) вернуть товар,

г) принести извинения.

11. В случае приобретения продовольственных товаров ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности, горожане могут обратиться с заявлением и товаром в:

а) Центр Госсанэпиднадзора,

б) Ветеринарную инспекцию,

в) Отдел по борьбе с экономическими преступлениями,

г) Отдел внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации.

12. В нашем городе проконсультироваться о потребительских правах в конкретных ситуациях, подать жалобу о нарушениях граждане могут в:

а) Отдел внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации,

б) Центр Госсанэпиднадзора,

в) Ветеринарную инспекцию,

г) Отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

13. Телефон отдела внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации:

а) 6-55-52,

в) 2-22-14,

б) 5-55-54,

г) 4 -04 -32.

3. Цели курса.

Получить знания о своих правах и технологии их защиты;

В игровых ситуациях отработать умение пользоваться технологией по защите прав потребителей;

Собрать необходимую информацию для реализации проекта по составлению буклета.

Вопросы, которые мы уже изучили:

Деловая игра "Позиция". Постановка целей курса;

Основные понятия курса. ФЗ "О защите прав потребителей";

Основные права потребителя;

Способы защиты прав потребителей;

4. Задание для работы группы.

- Из предложенных вариантов карточек Вам необходимо собрать логическую схему - "Механизм защиты прав потребителей";

- Ту или иную последовательность карточек необходимо уметь объяснять каждому члену группы;

- Первая закончившая группа свой вариант схемы представляет на доске;

- В процессе обсуждения результатов работы группа может самостоятельно вносить коррективы в схему.