Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок развития речи по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели. Систематизировать знания учащихся о типах текста, подготовить к написанию сочинения с элементами описания, развивать внимание, мышление, речь, память, творческие способности, наблюдать за явлениями природы, видеть красоту окружающего мира, уметь работать в парах.

Оборудование. Тексты о снежинке , слова-сравнения и слова-действия, характеризующие снежинку на карточках, картинки и фотографии зимы и снежинки, музыкальное произведение "Вьюга и вальс снежинок", снежинки для рефлексии.

Ход урока

1. Орг.момент.

- Посмотрите за окно. Какая сегодня прекрасная погода. Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Сегодня на уроке вам пригодятся ваши наблюдения.

2. Введение в тему урока.

- Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром.

- О какой царице идет речь? (зима)

- Нравится ли вам зима? Чем?

- Как её описывают? (белоока, белолица)

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему сравнивают с белым?

- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)

- О каком серебре говорится? (снег)

- Что такое снег?

Снег - это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

- Из чего он состоит? (снежинки)

- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

3. Работа с текстами. (см. Приложение 1)

Ознакомьтесь с текстами.

Чтение вслух.

- Какова тема текстов? (снежинка)

- Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)

- Какой тип текста? (рассуждение)

- Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)

- Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)

- Какой тип текста? (повествование)

- Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)

- Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)

- Какой тип текста? (описание)

- Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)

- Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым цветом - будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым - слова, которыми можно заменять слово падает.

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.

Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)

Физминутка.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

4. Наблюдение и слушание.

- Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.

- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотвор