Урок биологии "Одноклеточные организмы", 6-й класс

Разделы:

Класс: 6


Цели урока:

  1. Образовательные: – закрепление знаний об особенностях строения одноклеточных организмов, их образе жизни и значении.
  2. Развивающие: – умение сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.
  3. Воспитательные: – формирование коммуникативных качеств, интереса к знаниям, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: проектор, экран, презентации детей, компьютеры.

Технические требования: Microsoft Power Point 2007

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Активизация опорных знаний.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке к нам пришло письмо по электронной почте, что в ИМПЕРИИ – КЛЕТОЧНЫХ организмов, в НАДЦАРСТВЕ – ЭУКАРИОТ великий переполох. Одноклеточные организмы никак не могут определиться, кто же у них важнее всех на свете. Они обратились к нам за помощью, и мы обещали им помочь. Готовы?

“Я приглашаю вас в живой природы мир,
Где интерес – наш главный ориентир.
Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…”

Для этого нам нужно открыть тетради, записать число и тему нашего урока. “ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ядерные ОРГАНИЗМЫ”

Записали, теперь давайте вспомним, какие жизненные формы существуют в живой природе, а для этого я предлагаю вам в тетрадях заполнить схему, которая записана на доске.

Значит, сегодня на нашем уроке мы будем говорить о трех царствах ядерных одноклеточных организмах - РАСТЕНИЯХ, ГРИБАХ, ЖИВОТНЫХ.

Учитель: “ Скажите мне, пожалуйста, ребята, а можем ли мы увидеть одноклеточные организмы невооруженным глазом?..”. (Звучат разные версии ответов, но верным принято считать: “Да, можем, но это только организмы – гиганты, достигающие в длину 1,5 мм,” – подводит итог учитель”). Кто же подарил нам эту возможность – увидеть их, создав световой микроскоп? Кто из ученых первым открыл клетку?”

(Конец XVI века – И. Янсен; Роберт Гук в 1665 году усовершенствовал микроскоп, открыл и ввел термин “клетка” Антони ван Левенгук в 1675 году изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз.)

/Приложение №1./

На экране появляются портреты названных ученых и их биографии и созданные ими микроскопы.

ИТАК: МИКРОСКОП – это первая тайна открытий.

“Так давайте отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки”

Учитель: “А теперь, давайте вспомним ,какие же организмы называют одноклеточными?”

(Одноклеточными называют организмы, тело которых состоит из одной клетки, имеющей ядро, им присущи все жизненные свойства клетки и самостоятельного организма.)

Ребята, вы готовы помочь ОДНОКЛЕТОЧНЫМ разобраться, кто на свете всех важнее и нужнее?

Учащиеся работали в группах, отвечая на следующие вопросы:

  1. Назовите представителей данного царства.
  2. Где обитают указанные организмы?
  3. Значение их в природе и в жизни человека.
  4. Ваши творческие задумки.

Учащиеся представляют свои работы:

“Одноклеточные организмы царства Растений” – /Приложение №2./

- Ребята, какие вопросы у вас появились? Может, есть дополнения, посмотрите, в 9 параграфе… Дополнения обязательно будут. “Что такое хроматофор?”.

А теперь запишем основные понятия в тетрадь по плану.

“Одноклеточные организмы царства Грибы” – /Приложение №3./

Какие волшебники нас окружают- дрожжи- но это волшебство происходит только в умелых руках… Есть ли вопросы к ребятам этой группы?

“Даша, скажи, пожалуйста, что такое ГИФЫ?” Далее учащиеся делают основные записи в тетрадь.

“Одноклеточные организмы царства Животные” – /Приложение №4./

О, сколь огромно это царство! Какие они красивые и необычные! Появились ли вопросы к этой группе?

Учитель: После всего, что вы увидели и услышали, можем ли мы выделить кто из них всех важнее и нужнее!?

ПРИНИМАЮТСЯ ВСЕ ВЕРСИИ ОТВЕТОВ, а вывод таков:

“Что в органическом мире все живые организмы выполняют определенную роль в природе, и каждый из них важен и нужен”.

“Беречь и родство, и соседство, и дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца, и следовать зову его”.

Давайте теперь подведем итог нашей работы, используя форму СИНКВЕЙН, я напомню вам, что

  1. Строка- 2-3 существительных;
  2. Строка-2-3 прилагательных;
  3. Строка -2-3глагола;
  4. Строка -1-2 суждения, вывода.

ВОДОРОСЛИ:

- Хлорелла, хламидомонада, вольвокс;
- Зеленые, микроскопические, нужные;
- Фотосинтезируют ,выделяют, очищают;
- Это самые древние растения на Земле
- Они обогащают воду и атмосферу кислородом.
- Водоросли являются первым звеном цепи питания.

ГРИБЫ:

- Мукор, дрожжи, фитофтора;
- Полезные, необходимые, но опасные;
- Производят, разрушают, заражают;
- Разрушители отмерших тел организмов;
- Необходимы для выпечки хлеба;
- Возбудители заболеваний растений.

ЖИВОТНЫЕ:

- Амеба, радиолярия, эвглена;
- Простейшие, необычные, красивые;
- Передвигаются, светятся, производят;
- Питаются готовыми органическими веществами;
- Особое звено цепи питания;
- Возбудители тяжелых заболеваний человека и животных.

IV. Закрепление материала, изученного на уроке.

А теперь, я предлагаю вам сесть за компьютеры, открыть тест урока № 9 и выполнить его.

/Приложение №5./

Оценки за урок: количество баллов:

90-100 оценка “5”, 100% набрали - 19 учащихся;
80-90 оценка “4”, 88% набрали - 4 учащихся;
Менее 80 баллов –“3”, 75%набрала -1 ученица.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №9, тест – тренажер, тест – контроль.

Использованная литература:

  1. И.А.Акперова “Уроки биологии в 6 классе”- М.: Дрофа, 2005.-288с.
  2. Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок биологии”. Зоология : Беспозвоночные:- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.-366с.: ил.
  3. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Издательство “Аванта+”,1994.-688 с.: ил.