Урок русского языка в 4-м классе по теме "Родительный падеж имен существительных во множественном числе"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Познакомить обучающихся с особенностями окончаний имён существительных в родительном падеже множественного числа.
  • Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.
  • Воспитывать любовь к Родине, к русским национальным традициям.

Оборудование: красочные рисунки “Хохлома”, “Жостово”, “Гжель”, рисунки с изображением изделий Хохломы, Жостова, Гжели; карточки со словами: молоток, топор, стакан, тарелка, чайник, ложка, мебель, посуда; плакаты-ребусы “Воздушные шары”, где зашифрованы слова: стакан, тарелка; табличка – Р. п.; таблички с окончаниями: -ов; (-ев), -ей; рисунки для записи словосочетаний: восемь килограммов огурцов, восемь килограммов слив, восемь килограммов помидоров.

Ход урока

1. Оргмомент.

– Мир волшебный перед нами
Здесь за книжными листами.
Этот мир мы назовём
Вместе “Русским языком”.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок.

– Сегодня наш урок посвящён русским национальным промыслам. Мы познакомимся с творчеством мастеров Хохломы, Жостова, Гжели.

2. Чистописание.

Аа

мастер талант краски.

– Какое слово лишнее? Почему?

Всякая работа мастера хвалит.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Посмотришь на вещь, которую изготовил мастер, и сразу видно: талантливый этот мастер или не очень).

– Верно, созданная вещь тогда нас восхищает, удивляет, если, мастер вложил в неё не просто своё умение, но и свою душу.

Разбор предложения по членам предложения.

3. Словарная работа.

– Внимание, Хохлома.

Учитель на доске вывешивает картинки: на одной – красочная надпись: “Хохлома”, на другой изображены изделия из Хохломы.

Ученик представляет Хохлому.

Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома. (П. Синявский).

– Отгадайте:

1). Я тяжёл для неумелых рук,

А в руках умелых – стук да стук,

Я хороший друг для умелых рук. (Молоток).

– Запишите имена существительные во множественном числе.

2). Лает пёс в бору до ночи,
Всем деревьям гибель прочит.
Повалить задумал бор.
А зовут его… (топор).

3). Слон в берете на столе стоит,
Чаем нас поит. (Чайник).

4). Если я пуста бываю,
Про себя я забываю,

Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду. (Ложка).

– Что здесь написано?

(На доске плакаты– ребусы “Шары”. На них зашифрованы слова стакан и тарелка.)

– Назовите одним словом: ваза, чашка, тарелка, бокал. (Посуда).

– Можно ли слово “посуда” употребить во множественном числе?

(Нет.)

– Почему?

(Это существительное не имеет формы множественного числа.)

– Назовите одним словом: диван, стол, кровать, стул. (Мебель).

– Можно ли слово “мебель” употребить во множественном числе?

(Нет.)

– Почему?

Запись в тетради:

Молотки, топоры, чайники, ложки, стаканы, тарелки, посуда, мебель.

Учитель открывает наборное полотно. На нём карточки с данными словами

Самопроверка.

Новые слова: восемь, килограмм.

Учитель показывает картинки, на которых зашифрованы словосочетания и даёт задание:

– Запишите словосочетания, определите падеж имён существительных, выделите окончания.

Запись:

  Р. п. Р. п.
Восемь килограммов огурцов.
  Р. п. Р. п.
Восемь килограммов слив.
  Р.п. Р.п.

Восемь килограммов помидоров.

4. Сообщение темы и цели урока.

– Внимание! Родительный падеж.

Выходит ученик и читает стихи:

– А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
И “С”, и “До”, и “У”, и “Из” –
До неба вверх и с неба вниз.

– Догадались, какая тема нашего урока?

(Родительный падеж имён существительных во множественном числе).

– И мы отправляемся в гости к мастерам Жостова.

Ученик читает стихотворение:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти

Нежнее лёгкой вербы. (П. Синявский).

Учитель вывешивает картинки: одну – с надписью “Жостово”, другую – с изображением подносов.

– Мастера Жостова предлагают нам таблицу:

На доске запись:

Родительный падеж имён существительных во множественном числе.

м. р. маки, герои, овощи
ж. р. розы, площади
ср. р. яблоки, облака, деревья.

– Поставьте имена существительные в родительном падеже, выделите окончания.

– Сделайте вывод, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже во множественном числе.

(-ов, ( -ев), -ей).

Учитель вывешивает на доску таблички, где написаны эти окончания.

5. Физкультминутка.

– Я называю словосочетания. Если в словосочетании имя существительное употреблено в именительном падеже, вы приседаете, если – в родительном – выполняете 3 наклона.

1) Были у мастеров. (Р. п.) – наклоны.
2) Чудесные подносы. (И. п.) – приседания.
3) Принесли от художников. (И. п.) – наклоны.
4) Создавать для людей. (Р.п.) – наклоны.
5) Яркие краски. (И. п.) – приседания.
6) Нельзя без учебников. (Р.п.) – наклоны.
7) Железные заготовки. (И. п.) – приседания.
8) Вынуть из печей. (Р. п.) – наклоны.
9) Радость для детей. (Р.п.) – наклоны.

6. Закрепление изученного.

– От данных глаголов образуйте однокоренные имена существительные. Запишите словосочетания, выделите окончания, разберите слова по составу.

Зарисовать фрукты, цветы.
Посадить астры, васильки.
Собирать персики, груши.
Сушить ягоды, абрикосы.
Запись на доске и в тетради.

– А теперь мы познакомимся с изделиями умельцев Гжели.

Ученик читает стихотворение:

Собираю, разбираю
Васильковые цветы.
Я тебя не забываю
Не забудь меня и ты.

(Фольклорная песенка в обработке Н. П. Колпаковой).

– Гжель – это дивные синие цветы, травы, листья на белоснежном фоне. Мастера синего цвета (кобальта) предлагают вам выполнить упражнение № 253 самостоятельно.

После выполнения задания учитель обязательно отмечает:

– Конечно, апельсины и мандарины под Москвой не выращивают.

7. Домашнее задание.

– Найдите у себя в дневнике лист, на котором напечатан текст. Прочитайте задание.

Задание такое:

Озаглавь и дополни текст:

Гжель – это … цветы, … и листья на … . Изделия гжельских мастеров отличаются … . Всего одна краска. А какая … . Самый излюбленный узор – … . Богата русская … .

8. Итог урока.

– Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Что вам особенно запомнилось?

– Я считаю, что именно в этих изделиях мастеров заключена душа России, её сила и неповторимая красота. Вот с таких сёл и деревень, как Жостово и Гжель, с таких городов, как Семёнов и наш Мичуринск начинается Россия.

Откуда начинается Россия?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен, то Россия
И с мастеров берёт начало, и с тебя.  (В. Боков).