Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Разделы: Общепедагогические технологии


Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

1. Титульный лист включает:

  1. наименование образовательного учреждения;
  2. где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  3. название дополнительной образовательной программы;
  4. возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  5. срок реализации дополнительной образовательной программы;
  6. Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  7. название города, населенного пункта;
  8. год разработки дополнительной образовательной программы;
  9. Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.

ОБРАЗЕЦ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::

УТВЕРЖДЕНО

Протокол :::::::.

№ :.. от "::" ::..200: г.

Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования   детей ::название учреждения::::

:::::::::( )

Образовательная программа дополнительного образования детей

"::::::::"

творческого объединения

"::::.."

Программа ориентированна на детей от :..до :лет.

Срок реализации -::...

Автор - :::..

Педагог дополнительного образования

::::.квалификационной категории

г. ::.

200:г.

2. Пояснительная записка раскрывает:

  1. обоснование программы:
  2. направленность дополнительной образовательной программы;
  3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
  4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
  5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  8. организация учебной деятельности:
  9. формы режим занятий;
  10. количество учебных часов в неделю
  11. количество учащихся в группе, объединении
  12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
  13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

Контроль может проводиться в следующих формах:

  1. собеседование;
  2. зачет; зачетный лист;
  3. вопросник по программе;
  4. реферат; защита работы;
  5. выполнение нормативов;
  6. контрольное упражнение;
  7. участие в конкурсах, выставках;
  8. выступление на концертах, соревнованиях;
  9. КВН, викторина, открытое занятие и др.
  10. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Объёмы учебной нагрузки:

В соответствии с документами:

"Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей", М., 2006г.,

Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 15 человек, 4 часа в неделю.

2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 12 человек, 6 часов в неделю

3 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 10 человек, 6 часов в неделю,

(3 - ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно - патриотическая направленность, - 324 часа, 9 часов в неделю).

Форма составления учебно - тематического плана (в расчёте на один год обучения)

ОБРАЗЕЦ

Раздела,тем

Название раздела, тем Количество часов
всего теоретических практических
I

1.

2.

3.

Виды росписи.

Хохлома

Гжель

:

10

2

5

1

4

1

:

:

6

1

:

:

Всего   144 (или216) : :

4. Содержание дополнительной образовательной программы

  1. (в расчёте на один год обучения, раскрывается через краткое описание тем (теория и практика);
  2. название раздела, тем; (номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану).
  3. основные теоретические понятия;
  4. примерное содержание деятельности;
  5. оборудование, оснащение;
  6. место проведения занятия;

ОБРАЗЕЦ

№ Раздела, тем Название раздела, тем Теория

Основные теоретические понятия

Практика

Примерное содержание деятельности

Оборудование, оснащение Место проведения занятия
I.

1.

2.

3.

4.

Виды росписи.

Хохлома

Гжель

Виды росписи, сочетание цветов;

мазок :..

Знакомство с разной техникой мазка, подбора цвета:.

Развитие мелкой моторики:..

Воспитание

уважительного отношения к образцам народного творчества:.

Кисть, краски,

палитра, доска:.

Художественная школа::
II.

1.

         

- требования к знаниям и умениям (ЗУН) в соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса. В результате работы по программе (название) обучающиеся

должны знать (в расчёте на один учебный год):_________________________,

должны уметь (в расчёте на один учебный год):_________________________.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

  1. формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  2. приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  3. формы подведения итогов по каждой теме или разделу.

Учебная деятельность

  1. Этапы деятельности (их наличие (сроки действия).
  2. Дополнительные занятия (их наличие (обоснование, режим, количество человек).
  3. Принцип формирования учебных групп (возраст, способности)
  4. Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса.
  5. Использование разных методик, технологий (авторские, типовые и т.д.)
  6. Использование дидактического материала
  7. Наличие ТСО, др. аппаратуры

Воспитывающая деятельность

Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная)

Наличие традиционных для объединения форм массовой воспитательной работы.

Развивающая деятельность

Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.

Учёт индивидуальных особенностей.

Виды творческих заданий.

Список литературы.

(автор: И. Ф., название брошюры, издательство, год издания).

Представляются два списка -

  • основополагающая литература педагога для реализации программы,
  • рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.

Приложение:

(по выбору автора, соответственно направленности объединения)

  1. Словарь основных терминов образовательной программы дополнительного образования детей. (Тезаурус)
  2. Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел. (авторские разработки)
  3. Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям
  4. Мониторинг образовательных результатов, диагностики.(качественные и количественные показатели)
  5. Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.).
  6. Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.).
  7. Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается)

Индивидуальные образовательные маршруты

Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.

Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:

  • особенности его развития,
  • описание его способностей и потенциальных возможностей,
  • особенности организации образовательного процесса,
  • ожидаемые результаты ("стандарты"),

Критерии результативности,

Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса

Форма составления индивидуального маршрута для воспитанника(ов) с особыми потенциальными способностями (одаренный)

ОБРАЗЕЦ

Раздела, тем

Название

раздела, тем

Количество часов
всего теоретических практических
I

1.

 

 

2.

Виды росписи.

Изготовление выставочной работы "Рождество Христово" в стиле росписи:

5

4

1

1

:

:

4

3

:

:

Всего     : :

Методологическая основа разработки:

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе".

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.

"Как составить учебную программу" (методические рекомендации). ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", Й-Ола, 2005г. Автор: В. А. Красильникова

Журнал "Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи", М.,№5 2006г. Автор: З. А. Каргина.

"Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей" (для учреждений дополнительного образования детей системы образования), М., 2006г.

Приложение.